Функционирование организации как системы управления.
Модель функционирования организации как открытой системы управления помогает выделить следующие параметры:
· Входящие ресурсы;
· Процесс преобразование ресурсов в продукт (услугу);
· Выходящие ресурсы;
· Обратная связь;
· Внутренняя и внешняя среда.
Структура управления организацией
1. Понятие и классификация структур управления;
2. Иерархические структуры;
3. Органические структуры;
4. Проектирование организационных структур;
5. Перспективные формы организаций.
Понятие и классификация структур управления.
Организационная структура управления – это совокупность элементов, которые находятся в устойчивых отношениях и обеспечивают функционирование и развитие организации как единого целого.
Структурное построение организации определяется соотношением иерархических уровней управления и функциональных звеньев управления
Структура управления – организационная форма, которая основывается на разделении и кооперации управленческой деятельности и обеспечивает достижение поставленных целей.
Основными элементами структуры управления являются:
1. Уровни управления (высший, средний и низший уровни)
2. Звенья управления (бригады, секции, отделы)
3. Вертикальное разделение труда - отделение руководства от непосредственного исполнения (общее руководство, стратегическое, оперативное управление)
4. Горизонтальное разделение труда – разграничение сферы деятельности по функциональным областям и видам работ (реклама, финансы, инновации, сбыт)
5. Линейные связи – продвижение потоков информации по уровням управления (горизонтальные [обмен информацией между подразделениями одного уровня] и диагональные [движение информации между подразделениями различных уровней и функциональных областей])
6. Отношение субординации – отношения, основанные на линейных взаимосвязях (распорядительство, подчинение)
7. Отношение координации – отношения, которые отражают горизонтальные взаимосвязи (сотрудничество, согласование)
8. Степень централизации – уровень тяготения, сосредоточение власти на верхних этажах организационной структуры
9. Степень децентрализации – уровень перенесения властных функций и полномочий на нижние этажи
10. Сфера контроля – число лиц, которые непосредственно подчиняются одному руководителю (широкая [установление большого объема управления и формирование плоской структуры] и узкая [установление незначительного объема управления и построение высокой структуры] сферы контроля)
Типы организационных структур:
1. Механические (бюрократические и иерархические);
2. Органические (адаптивные);
3. Современные (инновационные).
Иерархические структуры управления.
Механические структуры управления характеризуются следующими признаками:
1. Жесткая детерминация организационного устройства;
2. Строго фиксированная иерархия управления;
3. Стандартизированные и устойчивые задачи;
4. Узкая специализация и регламентация деятельности исполнителей;
5. Формализация правил и процедур;
6. Властно-авторитарный тип руководства;
7. Централизация принятия решений;
8. Четко определенные полномочия и ответственность;
9. Иерархическая система контроля.
Механические структуры управления включают следующие виды структур:
1. Функциональные;
2. Линейные;
3. Линейно-функциональные;
4. Дивизионные (продуктовые, потребительские, региональные).
Функциональная структура управления основана на:
1. Выделении структурных подразделений с ориентацией на выполнение отдельных видов управленческой деятельности (функций);
2. Преобладании горизонтальных связей;
Линейная структура управления отличается иерархическим принципом построения, который обеспечивает вертикальную соподчиненность подразделений.
Линейно-функциональная структура управления.
Характеризуется сочетанием принципов линейной и функциональной департаментизацией. Их основу составляет:
1. шахтный принцип организационного построения;
2. специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам (маркетинг, производство, финансы, персонал).
Дивизионная структура.
Основана на:
1. выделении производственно-хозяйственных подразделений (отделении дивизионов);
2. соответствующих им уровней управления с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и ответственности за получение прибыли.
Дивизионный подход:
1. обеспечивает более тесную связь производства с потребителями;
2. существенно ускоряет реакцию производства на изменения рыночной конъюнктуры за счет структуризации компании по отделениям (дивизионам).