Общие методические указания по изучению курса
Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией – одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.
С изучения общей теории статистики студенты экономических специальностей начинают овладевать научными методами познания социально-экономических явлений и процессов с количественной стороны. В курсе общей теории статистики излагается методология получения и обработки статистической информации, контроля ее достоверности, рассматриваются природа статистических совокупностей, познавательные свойства статистических показателей, условия их применения в экономическом исследовании. Именно общетеоретический курс статистических дисциплин создает основу для формирования у студентов деловых качеств. Для изучения курса рекомендуются учебники:
Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. Учебник. Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной, 5-е изд. доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2002.
Теория статистики. Под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1999. 642с.
Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1997. 440с.
ТЕМА 1. «Статистическая сводка и группировка, таблицы»
Методические указания, задачи и упражнения к теме «Статистическая сводка и группировка, таблицы»
Статистическая сводка–систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов. Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.
При группировке с равными интервалами применяется формула:
,
где (размах вариации)
или ,
где:
· – максимальное значение группировочного признака;
· – минимальное значение группировочного признака;
· – число групп.
При равенстве интервалов для ориентировки существует формула, предложенная американским ученым Стерджессом, с помощью которой можно наметить число групп при известной численности совокупности :
При 200 единицах совокупности число групп определяется следующим образом:
В экономической практике в большинстве своем применяются неравные интервалы, прогрессивно возрастающие или убывающие.
Задача № 1
При изучении покупательского спроса на обувь зарегистрирована продажа следующих размеров детских ботинок:
1. Для обобщения данных реализованного спроса постройте ряд распределения и проанализируйте полученные результаты, сравнив их с типовой шкалой поставки обуви в магазин.
Размер | Всего | ||||
Число пар к итогу, % |
2. Данные распределения покупательского спроса и типовой шкалы поставки обуви изобразите на графике.
3. Укажите модальную и медианную величины ряда распределения.
4. Результаты разработок изложите в таблице. Сделайте выводы о соответствии предложения обуви покупательскому спросу.
Задача № 2
Имеются следующие данные о торговой деятельности магазинов города в 2003 г.:
Номер магазина | Товарооборот, тыс. руб. | Торговая площадь, м2 | Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | Численность продавцов, человек |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Произведите группировку магазинов по признаку товарооборота, образовав три группы с равными интервалами.
2. По каждой группе и в целом подсчитайте:
а) число магазинов;
б) товарооборот;
в) торговую площадь;
г) численность продавцов;
д) среднегодовую стоимость основных фондов.
Примечание: в пунктах 2б – 2д следует вычислить показатели в сумме и в среднем на один магазин.
3. Результаты сводки представьте в виде групповой таблицы.
4. Сделайте выводы по полученным результатам.
Задача № 3
Используя условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), сгруппируйте магазины по признаку торговая площадь, образовав 4 группы с равными интервалами.
Задача № 4
Имеется следующая информация по однотипным предприятиям общественного питания города за отчетный год:
Номер предприятия | Продукция собственного производства, млн. руб. | Стоимость основных средств (среднегодовая), млн. руб. |
А | 1 | 2 |
12,9 | 7,0 | |
3,2 | 3,1 | |
5,0 | 4,1 | |
1,4 | 3,2 | |
7,9 | 4,5 | |
4,3 | 3,3 | |
8,9 | 5,6 | |
4,4 | 3,8 | |
4,2 | 3,9 | |
9,6 | 6,1 | |
1,4 | 3,0 | |
2,3 | 2,7 | |
3,5 | 4,7 | |
2,5 | 2,1 | |
11,9 | 6,6 | |
2,8 | 2,3 | |
4,4 | 4,9 | |
5,6 | 4,5 | |
2,5 | 3,4 | |
1,6 | 1,0 |
Для оценки связи между величиной основных средств и выпуском продукции собственного производства произведите группировку предприятий по стоимости основных средств, образовав три группы с равными интервалами:
1. По каждой группе и по группировке в целом подсчитайте:
а) число предприятий;
б) стоимость основных средств (всего и в среднем на одно предприятие);
в) стоимость продукции собственного производства (всего и в среднем на одно предприятие);
г) уровень фондоотдачи.
2. Результаты группировки представьте в табличном виде.
3. Постройте график, сделайте выводы.
Задача № 5
По результатам, полученным в задаче № 2, вычислите следующие показатели по каждой группе и в целом:
1) уровень производительности труда (отношение товарооборота к численности продавцов);
2) уровень фондоотдачи (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов);
3) средний размер торговой площади, приходящийся на одного продавца;
4) средний объем товарооборота, полученный с 1 м2 торговой площади.
Произведите анализ полученных результатов. Сделайте выводы по вычисленным качественным показателям.
Задача № 6
Используя условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), распределите магазины по признаку объема товарооборота на четыре группы с равными интервалами.
Задача № 7
Используя условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), распределите магазины по признаку среднегодовой стоимости основных фондов на три группы с равными интервалами.
Задача № 8
Используя исходные данные и условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), произведите группировку магазинов по уровню производительности труда (отношение товарооборота к численности продавцов), образовав три группы с равными интервалами.
Задача № 9
По результатам, полученным в задаче № 7, вычислите следующие показатели по каждой группе и в целом:
1) уровень фондоотдачи (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов);
2) уровень производительности труда (отношение товарооборота к численности продавцов);
3) средний размер товарооборота, полученный с 1 м2 торговой площади.
Результаты изложите в таблице и сделайте выводы.