Общие методические указания по изучению курса

Переход к рыночной экономике наполняет новым содержанием работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией – одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

С изучения общей теории статистики студенты экономических специальностей начинают овладевать научными методами познания социально-экономических явлений и процессов с количественной стороны. В курсе общей теории статистики излагается методология получения и обработки статистической информации, контроля ее достоверности, рассматриваются природа статистических совокупностей, познавательные свойства статистических показателей, условия их применения в экономическом исследовании. Именно общетеоретический курс статистических дисциплин создает основу для формирования у студентов деловых качеств. Для изучения курса рекомендуются учебники:

Общая теория статистики. Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности. Учебник. Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной, 5-е изд. доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2002.

Теория статистики. Под ред. Р. А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1999. 642с.

Ефимова М.Р., Рябцев В.М. Общая теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 1997. 440с.

ТЕМА 1. «Статистическая сводка и группировка, таблицы»

Методические указания, задачи и упражнения к теме «Статистическая сводка и группировка, таблицы»

Статистическая сводка–систематизация единичных фактов, позволяющая перейти к обобщающим показателям, относящимся ко всей изучаемой совокупности и ее частям, и осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых явлений и процессов. Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение изучаемых единиц в частные совокупности по существенным для них признакам.

При группировке с равными интервалами общие методические указания по изучению курса - student2.ru применяется формула:

общие методические указания по изучению курса - student2.ru ,

где общие методические указания по изучению курса - student2.ru (размах вариации)

или общие методические указания по изучению курса - student2.ru ,

где:

· общие методические указания по изучению курса - student2.ru – максимальное значение группировочного признака;

· общие методические указания по изучению курса - student2.ru – минимальное значение группировочного признака;

· общие методические указания по изучению курса - student2.ru – число групп.

При равенстве интервалов для ориентировки существует формула, предложенная американским ученым Стерджессом, с помощью которой можно наметить число групп общие методические указания по изучению курса - student2.ru при известной численности совокупности общие методические указания по изучению курса - student2.ru :

общие методические указания по изучению курса - student2.ru

При 200 единицах совокупности число групп определяется следующим образом:

общие методические указания по изучению курса - student2.ru

В экономической практике в большинстве своем применяются неравные интервалы, прогрессивно возрастающие или убывающие.

Задача № 1

При изучении покупательского спроса на обувь зарегистрирована продажа следующих размеров детских ботинок:

1. Для обобщения данных реализованного спроса постройте ряд распределения и проанализируйте полученные результаты, сравнив их с типовой шкалой поставки обуви в магазин.

Размер Всего
Число пар к итогу, %

2. Данные распределения покупательского спроса и типовой шкалы поставки обуви изобразите на графике.

3. Укажите модальную и медианную величины ряда распределения.

4. Результаты разработок изложите в таблице. Сделайте выводы о соответствии предложения обуви покупательскому спросу.

Задача № 2

Имеются следующие данные о торговой деятельности магазинов города в 2003 г.:

Номер магазина Товарооборот, тыс. руб. Торговая площадь, м2 Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. Численность продавцов, человек
1 2 3 4 5
1 2 3 4 5

1. Произведите группировку магазинов по признаку товарооборота, образовав три группы с равными интервалами.

2. По каждой группе и в целом подсчитайте:

а) число магазинов;

б) товарооборот;

в) торговую площадь;

г) численность продавцов;

д) среднегодовую стоимость основных фондов.

Примечание: в пунктах 2б – 2д следует вычислить показатели в сумме и в среднем на один магазин.

3. Результаты сводки представьте в виде групповой таблицы.

4. Сделайте выводы по полученным результатам.

Задача № 3

Используя условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), сгруппируйте магазины по признаку торговая площадь, образовав 4 группы с равными интервалами.

Задача № 4

Имеется следующая информация по однотипным предприятиям общественного питания города за отчетный год:

Номер предприятия Продукция собственного производства, млн. руб. Стоимость основных средств (среднегодовая), млн. руб.
А 1 2
12,9 7,0
3,2 3,1
5,0 4,1
1,4 3,2
7,9 4,5
4,3 3,3
8,9 5,6
4,4 3,8
4,2 3,9
9,6 6,1
1,4 3,0
2,3 2,7
3,5 4,7
2,5 2,1
11,9 6,6
2,8 2,3
4,4 4,9
5,6 4,5
2,5 3,4
1,6 1,0

Для оценки связи между величиной основных средств и выпуском продукции собственного производства произведите группировку предприятий по стоимости основных средств, образовав три группы с равными интервалами:

1. По каждой группе и по группировке в целом подсчитайте:

а) число предприятий;

б) стоимость основных средств (всего и в среднем на одно предприятие);

в) стоимость продукции собственного производства (всего и в среднем на одно предприятие);

г) уровень фондоотдачи.

2. Результаты группировки представьте в табличном виде.

3. Постройте график, сделайте выводы.

Задача № 5

По результатам, полученным в задаче № 2, вычислите следующие показатели по каждой группе и в целом:

1) уровень производительности труда (отношение товарооборота к численности продавцов);

2) уровень фондоотдачи (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов);

3) средний размер торговой площади, приходящийся на одного продавца;

4) средний объем товарооборота, полученный с 1 м2 торговой площади.

Произведите анализ полученных результатов. Сделайте выводы по вычисленным качественным показателям.

Задача № 6

Используя условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), распределите магазины по признаку объема товарооборота на четыре группы с равными интервалами.

Задача № 7

Используя условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), распределите магазины по признаку среднегодовой стоимости основных фондов на три группы с равными интервалами.

Задача № 8

Используя исходные данные и условие задачи № 2 (п.п. 2 – 4), произведите группировку магазинов по уровню производительности труда (отношение товарооборота к численности продавцов), образовав три группы с равными интервалами.

Задача № 9

По результатам, полученным в задаче № 7, вычислите следующие показатели по каждой группе и в целом:

1) уровень фондоотдачи (отношение товарооборота к среднегодовой стоимости основных фондов);

2) уровень производительности труда (отношение товарооборота к численности продавцов);

3) средний размер товарооборота, полученный с 1 м2 торговой площади.

Результаты изложите в таблице и сделайте выводы.

Наши рекомендации