Глава вторая меховые интернатники
В электричке Люся волновалась и листала учебник. Еще бы – учительница едет. И вдруг она поняла, что беличья модная меховая шапка не очень-то понравится интернатникам. Она запихнула шапку в пластмассовый пакет для тапочек и вышла из электрички на пустую платформу.
Платформа была странная. И родная, и незнакомая. Она просто оглушала девочку тишиной… И одинокостью.
На дороге к дачному поселку все было по-другому. Не как летом. Никто никуда не спешил с авоськами и портфелями. Никого не встречали шумные разнокалиберные дети. Не было скакальных девочек. Не мотались во все стороны мальчики на велосипедах и на мотоциклах. Тишь да осень.
Одна черная бородатая коза пыталась съесть или прочесть объявление на заборе. Люся подошла и прочитала:
«Продается трехместная… новая… породистая…»
А дальше коза откусила. Самое интересное. Что продается? Дача? Корова? Но разве бывают породистые дачи? Или трехместные коровы? Тем более новые?
…Ворота дачного поселка были распахнуты. Сам поселок пуст. Люся с аристократической фамилией заволновалась. На месте ли достойные интернатники? Ждет ли ее меховой механик Мехмех? Найдется ли для нее порция свежевымытой картошки? Или кругляшок засахаренной свеклы? Или все это привиделось ей в прошлое предсентябрьское воскресенье?
Слава богу, все было в порядке. Барсуковый директор встречал ее у калитки. На этот раз он имел явно директорский вид. Он был в пиджаке и в шляпе с украшениями. Скорее всего, эту шляпу с цветочками забыла на скамейке какая-нибудь легкомысленная пенсионерка. А куриным пером ее украсил сам Мехмех. Но так или иначе, она явно прибавила ему элегантности. Не на всякой помойке найдешь такую штуку.
– Здравствуйте, уважаемая девочка! Ваши ученики ждут вас.
– Здравствуйте, Меховой Механик.
– Не надо церемоний. Зовите меня просто дир! Ваш урок начинается через десять минут. Идемте, я вам дам чашку картофельного кофе и ознакомлю с Главным Бумажным Получальником.
Люся вошла за ним в отдельный домик, в директорскую, и строго стала пить по глоточку что-то помоечное из чашки.
– Вот. Это Бумажный Получальник. Вы умеете им пользоваться?
– Я видела такие, – уклончиво ответила Люся.
Потому что этот бумажный наполовину чальник явно напоминал классный журнал.
– Здесь стоят получалки для учеников. Ваша страница – письмо и поведение. Вверху три пятерки, три четверки, три тройки. И две двойки. Когда интернатник вам отвечает, вы вписывайте его фамилию в графу. К пятерке, четверке или тройке. К двойкам лучше не вписывать. Но тоже можно.
– А не проще ли наоборот? Написать фамилии интернатников, а отвечалки ставить напротив фамилий?
– Не отвечалки, а получалки. У нас раньше так и было. Но это портит успеваемость и отвечаемость, – объяснил директор. – Всегда можно поставить лишнюю двойку или пару троек. Они сразу снизят уровень показателей. А так норма отметок выполнена, раз и навсегда. Остается только вписывать фамилии отвечателей.
– А много у вас преподавателей, уважаемый Механик?
– Зовите меня просто дир. Что значит директор.
– А много у вас преподавателей, уважаемый дир?
– Нет. Двое. Я и вы. Я не стремлюсь к увеличению преподавательского состава. Больше зарплаты достанется оставшимся.
Меховой Механик посмотрел на часы:
– Все. Пора включать начинальник.
Он потянул шарик, висящий над столом на веревочке, и над дачным поселком поплыл густой пароходно-электрический гудок.
– Пойдемте, сударыня Люся.
– Пойдемте.
Главный Бумажный Получальник она несла в руках. Из-за двери класса слышался просто жуткий шум и гам. Как только двери открылись, Люся Брюкина увидела всех своих подопечных. Они были такими, какими она видела их на фотографии. Большие глазастые меховые звери на задних лапах в небольшом количестве одежды.
Ученики сразу затихли. Взялись за крышки парт и все, как один, сделали стойку на передних лапах. Мехмех взглянул на большие ручные часы.
– Почему они так странно вас приветствуют? – спросила Люся.
– Мое изобретение. Во-первых, собирает и разгоняет сон. Во-вторых, выдает тех, кто жует мухоморы или бычки. Они сразу блюмкаются. В-третьих, будит уважение.
Минутная стрелка сделала круг на часах, и Мехмех сказал:
– Блюм!
Звери радостно всем классом бухнулись на лапы и сели на скамейки за парты. Все, кроме одного. Большущий тушканчик по-прежнему стоял на передних лапах на парте.
– Так и есть! – сказал директор. – Наокуркился. Дачники оставили много окурков на участках, вот интернатники и жуют их. А потом дуреют. Живут как в тумане.
Он подошел к замершему ученику:
– Кара-Кусек, пройдите ко мне в кабинет.
Кара-Кусек осовело блюмкнулся на пол.
Меховой директор взял за лапу мехового жевальщика окурков и повел его.
– Вы занимайтесь с ними. Знакомьтесь. Их фамилии написаны вот здесь. – Он показал обложку Получальника.
Дверь захлопнулась, и Люся осталась с учениками одна.
Они вовсю таращили на нее глаза.
А она на них.
На обложке Большого Бумажного Получальника был нарисован план класса. Один стол учителя и сдвоенные столы учеников.
План был такой:
– Милые интернатники! – сказала Люся. – Давайте знакомиться. Меня зовут Люся. Я буду у вас учительница. Я учусь в четвертом классе. Я буду преподавать вам поведение и письмо. Сейчас вы покажете мне, что вы умеете. Это сделает Сева Бобров.
Со второй парты поднялся улыбчивый Сева Бобров и заявил басистым голосом:
– Я умею перепиливать чурки.
Он взял дровешко на полу около печки и в момент перегрыз его большущими зубами.
– Вот, – показал он Люсе два огрызка.
Люся никак не могла понять, к чему относится столь блистательное владение зубами – к письму или к поведению.
– А теперь вы возьмите мел и напишите свое имя и фамилию.
Бобренок подошел к доске и довольно уверенно написал:
БАБ РОВ СЕ ВА.
– Хорошо, – сказала Люся. – А скажите, пожалуйста, что вы возьмете с собой, если вы идете в гости?
– В гости? – обрадовался Сева.
– Да, в гости. Причем к новым знакомым.
Юный интернатник подумал и уверенно ответил:
– Репу.
– Репу?! – удивилась Люся. – Нет. Это что-то другое. Они растут на клумбах… Бывают разного цвета…
Сева сразу догадался:
– Я все понял. Если я пойду в гости, я возьму кормовую брюкву.
– Отлично, – сдалась Люся, – продолжаем знакомиться.
Ликующий Се-Ва Баб-Ров утянулся за свою парту. Он так и сиял радостью за свои ответы.
– Сейчас напишет свое имя интернатница… Фю… Фью… Алый Язычок, – продолжила Люся. – Странное какое-то имя.
Сева Бобров снова встал из-за парты:
– Можно я скажу?
– Да, Сева.
– Ее зовут Фью-алка, или Свись-алка.
– Почему Свись-алка? Она свисает откуда-нибудь?
Интернатники засмеялись. Развеселились. Сначала тихо, потом сильнее.
– Она ниоткуда не свисает. Просто у нее такое имя, что надо сначала свистнуть, а потом показать что-нибудь красное. Например, язык. Это по-нашему, по-меховому.
– Спасибо, Сева. Это очень красивое имя, Фьюалка. У нас есть такие цветы – фиалки. Я их очень люблю. Прошу вас сюда.
лаковая молния, и ласка оказалась перед столом. Будто кто-то выключил ее изображение за партой и включил его уже здесь, у доски. Она стояла, нервно перебрасывая лапками мел.
– Напишите свое имя.
Лаковая молния, секунду поколебавшись, написала: «Фиалка».
Она жестом пригласила ученицу отвечать. Сверкнула
Люся спросила:
– А что вы возьмете, если пойдете в дом к новым знакомым?
– Я возьму книги.
Дверь распахнулась, и вошел дир. Он держал большой черный поднос с капустными кочерыжками.
– Перерыв! Перерыв! – сказал он.
На нем был белый передник и белый колпак. Видно, он всерьез экономил хендрики и был еще и буфетчиком при интернате.
– Не перегружайте детенышей, пожалуйста. Устройте им игры на свежем кислороде.
Интернатники оживились и задвигались. Лаковая молния выключилась у доски и включилась за партой. (Так быстро она перемещалась.)
– Хорошо. Только я закончу урок! – строго сказала Люся. – Дорогие интернатники! Если вы идете в гости в какой-нибудь дом и идете в первый раз, вы должны взять с собой цветы.
Пауза.
– Не книги. Не репу с брюквой. И даже не дрова. А, я подчеркиваю, ЦВЕТЫ.
Подчеркивать Люся научилась у папы. Папа всегда говорил очень умные вещи и самое умное постоянно подчеркивал.
– А теперь перерыв!
Счастливые интернатники с кочерыжками в зубах высыпали на траву. Причем практически бесшумно. Не топали ботинки, не стучали когти.
– Во что будем играть? – спросила учительница Люся.
– В толкалки! В толкалки! – кричали звереныши.
– В сшибалки!
– В валилки!
– Что это за игры? – спросила Люся у Всеволода Боброва. – Что надо делать? И кто выигрывает?
– Надо толкаться, пока все не повалятся, – объяснил Сева. – Кто упал последний, тот победил.
– Хорошо, – начальническим голосом сказала Люся. – Играем в валилки. Приготовились.
Старшие интернатники приняли борцовскую стойку. Мелкота побежала хвататься за деревья.
– Готовы? – спросила Люся.
– Готовы…
– Раз. Два. Три… Начали!
И закипела меховая поляна. Ученики хватали друг друга за лапы, за шею, за что попало и валили на землю.
Малышня висла на больших гроздьями. Большие шатались, ходили обвешанные мелкотой и шлепались. Кто свалился, на лапы не вставал. Подползал к другим упирающимся и вис на них.
Скоро все попадали. Остался на ногах один большой муравьед. Он ходил весь обвешанный мелкотой и пошатывался. Но держался. Вдруг белоснежный горностай прямо с земли сделал прыжок. И свалился ему на голову. Прыжок был такой, что часть горностая была еще видна на поляне, на траве, а часть уже подлетала к муравьеду. Муравьед рухнул. И все радостно завопили:
– Биби-Моки! Биби-Моки!
– Что значит «биби-моки»? – спросила учительница Люся у щекастого Севы.
– Это имя такое. Значит Большая Биби.
Над поселком разнесся рев начинальника. Интернатники кинулись в класс. Люся вошла последней. Как только она переступила порог, все сделали стойку на лапах. Люся сказала:
– Блюм!
И они блюмкнулись.
– Кара-Кусек, к доске.
Тушканчик в джинсовой жилетке вышел из-за парты и сделал прыжок через всю комнату. По дороге он перевернулся и шлепнулся у доски уже лицом к классу. Люся не знала – так это положено ему или это хулиганство. От того, кто жует дачные окурки, всего можно ожидать.
Но класс не насторожился. Значит, все в норме. Вряд ли Кара-Кусек после беседы с директором станет еще хулиганить и напрашиваться. Он стоял у доски и грыз мел.
– Напишите, пожалуйста, свое имя.
Тушканчик написал правильно:
КАРА-КУСЕК.
– Теперь просклоняйте его по падежам.
Кара-Кусек принялся склонять. Он говорил и писал:
– Именительный – кто? что? Кара-Кусек. Родительный – кого? чего? кого нет? Кара-Кусека. Дательный – кому? чему? Кара-Кусеку…
Он дописал до предложного падежа и приготовился скакнуть на свое место.
– Нет, нет, – остановила его Люся. – Вы куда? Куда? Склоняем дальше.
– Склоняем дальше, – согласился интернатник. – Слово «куда». Именительный: Куда. Родительный – кого? чего? кого нет? Куды. Дательный – кому дадим конфетку? Куде…
Он просклонял эту «куду» до конца. Люся была настолько потрясена таким склонением по падежам, что не могла сделать ни одного замечания. Тогда она задала свой гостевой вопрос:
– А что вы возьмете, если пойдете в гости к новым знакомым?
– Цветы! Цветы! – засуетилась белочка с первой парты.
Это она так подсказывала.
Люся строго посмотрела на нее. Но Кара-Кусек не нуждался в подсказке.
– Капусту. Три кочана, – сказал он уверенно.
– А если я не люблю капусты?
– Мы сами съедим. Чтобы она не пропадала.
– Кто мы?
– Иглосски и еще Биби-Моки.
Люся поняла, что она со своими цветами бессильна против вкусной капусты Кара-Кусека. И она уступила.
– Вы свободны, Кара-Кусек.
Жилеточный тушканчик сделал прыжок через весь класс. В воздухе он перевернулся и приземлился прямо на парту.
Люсе очень нравился искрящийся белизной горностай, сосед Кара-Кусека. Она заглянула в Получальник:
– К доске пойдет Снежная Королева.
Горностай белым призраком скользнул вперед. Встал, нервно подбрасывая кусочек мела.
– Напишите, пожалуйста, такое предложение: «Снежная Королева любит танцевать».
Горностай написал:
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА НЕ ЛЮБИТ ТАНЦЕВАТЬ.
– Хорошо! – сказала Люся. Потому что ошибок не было. Хотя она совсем не знала, как к этому относиться. – Напишите еще: «Вчера Снежная Королева играла с маленькой сестренкой».
Горностай молча повернулся и опять написал не то:
ВЧЕРА СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА ВЫСЛЕЖИВАЛ ТЕМНОТЮРА.
Весь класс вздрогнул.
– Я же просила вас написать, что вы играли с маленькой сестренкой.
– Я не играл с маленькой сестренкой, – возразил горностай. – У меня нет сестренки.
Люся хотела разузнать – кто такой Темнотюр и почему класс его боится? Но не стала, а повела урок дальше.
– Напишите вот что: «Сегодня ярко светит солнце и желтеют одуванчики».
Тут Сева Бобров поднялся. Он был взволнован:
– Как же он может написать, что желтеют одуванчики, когда они завяли? Они ж не желтеют. И солнце совсем не «очень яркое». А так себе солнце.
Хулиганистый Кара-Кусек закричал с места:
– Осень же! Осень на дворе! Вы что?!
Разгорался скандал. Хорошо, что вошел дир с очередным подносом. С очищенной картошкой в этот раз.
– Всё! Всё! На сегодня хватит! Перерыв!
Меховой поток бесшумно смыл его и скрылся на лужайке. Поднос опустел.
– Пройдемте ко мне в кабинет, девочка Люся. Надо оценить первый день работы.
Они сидели в директорском доме. Солидно пили из чашек что-то непонятное: то ли картофельный чай, то ли помидоровый кофе.
– Как прошли ваши уроки?
– Хорошо, – ответила Люся. – Но под конец они взбунтовались.
От удивления дир даже встал из-за стола:
– Как так?
– Надо было написать предложение: «Сегодня ярко светит солнце и желтеют одуванчики». А они отказались.
Дир посмотрел в окно:
– А разве они желтеют? Да и солнце не очень яркое…
Потом он спохватился:
– Я вам объясню, в чем дело. У наших интернатников плохо обстоят дела с обманизмом.
– С чем? – спросила Люся.
Теперь она оторопела.
– С обманизмом. Они обманывать не умеют. Всегда говорят правду. Мы даже в интернатскую программу такой предмет ввести хотели обманизм… сочинизм. Но преподавателя найти не можем. Кстати, вы не могли бы взяться?
– Нет, – ответила Люся. – Это не для меня.
– Может, вы кого-нибудь порекомендуете?
– Я подумаю. Это очень сложное дело – обманизм. Нас всегда учили говорить правду.
– Но не врагам, – возразил Мехмех. – А наши малыши даже охотнику Темнотюру правду скажут. Он их спросит: «Где ваши старшие?» Они ответят: «Их нет. Матушка Соня в ночевальне спит. А Меховой Механик в тоннельный склад ушел». После этого сажай их в мешок. И неси на живодерню. Люся, вы же не станете врагам правду говорить?
И Люся представила себе, как гуляет она, допустим, где-то в районе Кутузовского проспекта, около секретного завода. И подходит к ней чужеземный шпион, замаскированный под нашего крестьянина: в лаптях, с кинокамерой на боку и с сигарой во рту. И спрашивает:
«Ускажите умне, уза уэтим узабором учто уделают? Увоенные бомбардировщики БУХ-38?»
И как она ему сразу ответит:
«Уничего уподобного. Уза уэтим узабором корытная фабрика находится. Там корыта изготовляют для сельской местности».
«А упочему там пушки стреляют и пулеметы строчат?»
«А потому, что корыта на прочность испытывают».
Это же будет ложь! Потому что весь микрорайон давным-давно в курсе, что за этим забором выпускают не корыта, а трехдверный перехватчик с десятью моторами. Вертикального взлета с любой железнодорожной платформы.
– Мне не хочется раздувать штаты, – продолжал Мехмех. – Мы с вами хорошо сработались. Но если вы не можете сами, подумайте о ком-нибудь другом.
Люся сразу подумала про Киру Тарасову.