Стояночная тормозная система
Стояночный тормозной механизм - барабанного типа, с двумя колодками, расположенными внутри барабана; установлен на раздаточной коробке и действует на задний карданный вал автомобиля.
Устройство стояночного тормозного механизма показано на рис. 23.
Рис. 23 Стояночный тормозной механизм:
1 -регулировочная вилка; 2 -контргайка; 3 - тяга привода (на автомобилях семейства УАЗ-3741 - трос привода); 4 - разжимной сухарь; 5 - заглушка; 6 - рычаг привода;
7 - регулировочный винт; 8 -опора колодки; 9 -толкатель разжимного механизма;
10 - корпус шариков; 11 -корпус разжимного механизма; 12 - тормозной барабан;
13,18 - колодки; 14 - стяжная пружина колодок; 15 - колпак; 16 - шарик разжимного механизма; 17 - болт; 19 - тормозной щит; 20 - корпус регулировочного механизма;
21 - стержень; 22 - пружина; 23 - чашка пружины; а - вид с тормозным барабаном; б - вид без тормозного барабана
В верхней части тормозного щита 19 двумя болтами 17 крепится корпус 11 разжимного механизма, в отверстия которого вставлены толкатели 9. Толкатели с внутренней стороны имеют цилиндрические выемки, расположенные под углом к осям толкателей. В этих выемках перемещаются при затормаживании два шарика разжимного механизма 16, расположенных в отверстии корпуса 10 шариков. Колпак 15 защищает разжимной механизм от попадания в него грязи.
В нижней части тормозного щита двумя болтами закреплен корпус 20 регулировочного механизма, в отверстия которого вставлены опоры 8 тормозных колодок.
Между опорами помещается разжимной сухарь 4, в паз которого входит пластинчатая пружина регулировочного винта, служащая для его фиксации. Регулировочный винт 7 ввернут в корпус регулировочного механизма. На конце винта имеется фланец с 12-ю прорезями, к которому штифтом прижата пластинчатая пружина, имеющая возможность проворачивания вокруг него.
При завертывании регулировочный винт своим торцом нажимает на сухарь, который перемещает опоры колодок и раздвигает нижние концы колодок.
Заглушка 5 защищает регулировочный механизм от попадания в него грязи.
В пазы толкателей и опор своими концами входят колодки 13 и 18. Колодки прижимаются к пазам стяжной пружиной 14.
Обе колодки одинаковые. К тормозному щиту колодки поджимаются с помощью пружины 22, стержня 21 и чашки 23.
Щит закрепляется четырьмя болтами на крышке раздаточной коробки. Для предохранения тормозного механизма от попадания в него масла под болты крепления тормозного щита установлен маслоотражатель с прокладкой.
Просочившееся масло отбрасывается отражателем фланца карданного вала в маслоотражатель и по специальному отверстию в щите вытекает наружу.
Барабан 12 установлен на центрирующем пояске фланца заднего карданного вала и фиксируется на нем двумя винтами.
Крепление барабана к фланцу осуществляется через вилку карданного вала четырьмя болтами. Тормозной барабан подвергается статической балансировке, которая
осуществляется высверливанием металла из обода барабана.
Привод тормозного механизма автомобилей семейства УАЗ-31512 состоит из тяги 3, регулировочной вилки 1 и рычага 6 привода.
На автомобилях семейства УАЗ- 3741 вместо тяги устанавливается трос. Устройство привода показано на рис. 24.
Привод тормозного механизма автомобилей семейства УАЗ-31512 с пятиступенчатой коробкой передач показан на рис. 25.
Рис.24. Привод стояночного тормозного механизма автомобилей семейства
УАЗ-3741:
1 - рычаг привода; 2 - тяга; 3 - кронштейн; 4 - трос; 5 - защитная трубка; 6 - кронштейн крепления защитной трубки; 7 - вилка троса; 8 - рычаг; 9 - тормозной барабан; 10 - винт регулировочный; 11 - выключатель сигнальной лампы
Рис. 25. Привод стояночного тормозного механизма автомобилей семейства УАЭ-31512 с пятиступенчатой коробкой передач:
1 - оттяжная пружина; 2 - кронштейн пружины; 3 - промежуточный рычаг; 4 - кронштейн крепления оболочки троса; 5 -опора промежуточного рычага; 6 -тяга привода; 7 - пружина тяги собачки; 8 -рычаг привода; 9 - рукоятка рычага; 10 – тяга собачки; 11 -кнопка рычага;
12 - трос привода; 13 - палец; 14 - собачка; 15 - ось собачки; 16 - сектор рычага;
17 - выключатель сигнала торможения; 18 - рычаг привода; 19 -регулировочная вилка;
20 - контргайка; 21 -оттяжной кронштейн