Лекция 29 ЧИСЛЕННЫЙ ≡ АНАЛИТИЧЕСКИЙ??
1.Исследование ПП-сов на основе анализа и решения уравнения движения э-опривода. 2.Возможности и трудности аналитического решения уравнения движения. 3.Графические и графоаналитические методы исследования ПП-сов. 4.Методы пропорций и площадей.
1. (elektroprivod Онищенко 2003-191стр) ПП-сы в э-оприводе, когда изменяются ток, момент и скорость двигателя, представляют собой сложное явление одновременное протекание э-омаrнитных и мex-ких ПП-сов. Хаар-р ПП-са зависит от числа инерционностей, участвующих в данном процессе, и соотношения между хар-ризующими их постоянными времени.
ПП-сы в зависимости от хар-ра объекта могyт описываться линейными или нелинейными дифференциальными уравнениями. Если нелинейности несущественны, можно прибегнуть к линеаризации уравнений. В случае линейных систем анализ ПП-сов (расчет переходных хар-к) может производиться аналитическими методами. В случае нелинейных систем целесообразно пользоваться численными методами решения уравнений на ЭВМ или методами компьютерноrо моделирования. Если постоянные времени по величине отличаются на два и более порядка, то можно малыми постоянными времени пренебpeгaть.
Рассмотрим (Ковчин С.А., Сабинин Ю.А. Теория Э-опривода (1994) – 262стр) наиболее простой (в математическом аспекте) вариант системы, в которой Мс = const и J = const. Все мех-кие связи будем полагать жесткими. При этих условиях динамика системы будет описываться одним уравнением равновесия моментов
.
Полагая далее, что мех-кая хар-ка линейная, можем написать
ω = ω0(1 – М/Мкз), (6.1)
где Мк з — момент короткого замыкания при неподвижном роторе двигателя, откуда
М = Мкз(1 – ω/ω0). (6.2)
Подставляя (6-2) в уравнение движения, получим:
Jdω/dt + Мкз ω/ω0 = Мкз – Мс. (6.3)
Момент короткого замыкания в машине постоянного тока независимого возбуждения пропорционален приложенному к якорю напряжению, а в машинах переменного тока — квадрату напряжения. Поэтому первый член правой части уравнения представляет собой управляющее воздействие, второй – возмущающее.
Отношение Мкз/ω0=с представляет собой угловой коэффициент (тангенс угла наклона), определяющий жесткость мех-кой хар-ки двигателя. Поэтому можем написать
Jdω/dt + сω = Мкз – Мс. (6.4)
Разделив на с, получим (J/с)dω/dt + ω = ω0 – Мс/с. (6.5)
Введем обозначения 1/с = kc и J/с = ТМ, где
Тм – э-омех-кая постоянная времени.
В результате Тм dω/dt + ω = ω0 – kcМс. (6.6)
Выражение kcМс представляет собой падение скорости под влиянием статич-го момента Мс.
Рис. 6-3 а) Хар-рные точки на мех-кой хар-ке
б) Кривые ПП-сов при пуске ЭД; в) кривые момента и скорости при набросе нагрузки
Постоянную времени Тм можно выразить через номинальные значения момента и скорости. Исходя из хар-ки на рис. 6-3
с = Мном/ω0sном.
Откуда Тм = Jω0sном/Мном
Т.о, выражение (6-6) может быть представлено как Тмdω/dt + ω = ω0 – Δω с. (6.11)
Или Тмdω/dt + ω = ωс. (6.12)
Соответственно хар-кое уравнение будет иметь вид Тмр + 1 = 0. (6.13)
а его корень р1 = –1/ТМ. При этом выражение для скорости в переходном режиме может быть записано как ω = Ае-t/Тм + ωс.
Для начальных условий, записанных в общем виде: ω = ωнач при t = 0, имеем А = ωнач – ω0, откуда ω = ωс (1–е-t/Тм ) + ωнач е-t/Тм.
Ур-е для момента ЭД и тока (ДПТ НВ) имеет аналогичный вид (ω→Мдв, ωс→Мс, ωнач → Мнач).
Соответствующие кривые для тока и скорости при пуске двигателя представлены на рис. 6-3 б, а для приема (наброса) нагрузки — на рис. 6-3, в
Аналогичные кривые можно было бы получить и для процессов торможения и реверса. Отличие их определяется только начальными условиями ωнач, Iнач, Мнач. Следует, иметь в виду, что
в процессе реверса при достижении нулевого значения скорости имеет место разрыв непрерывности в протекании процесса, так как статический момент, если он реактивный, скачком меняет знак. Поэтому весь процесс приходится разбивать на два этапа – от начальной скорости до остановки и от нулевой скорости до новой установившей при противоположном направлении вращения. При наличии активного момента, знак которого не меняется, весь процесс описывается одним уравнением.
(teoriya_elektroprivoda_2 -286 стр). В широко применяемых э-оприводах, получающих
питание от сети, э-омеханические ПП протекают при неизменном напряжении Uя или частоте f1, т. е. при ω0= const. ПП э-опривода при этом могут быть вызваны:
а) включением двигателя, при этом (ω скачком изменяется от нуля до ω0ном (пуск);
б) изменением знака ω0ном также скачком (торможение противовключением, реверс);
в) отключением двигателя от сети и включением по схеме динамического торможения, при котором ω скачком уменьшается от ω0ном до нуля (динамическое торможение);
г) изменением сопротивления якорной RЯ∑ или роторной R/2∑ г цепи двигателя при
М = const (изменение скорости э-опривода);
д) изменением нагрузки на валу двигателя (скачок нагрузки).
Т.к. ПП пуска и торможения должны протекать при ограниченных значениях тока двигателя, то при ω0= const в силовую цепь вводятся добавочные резисторы (Rя,доб для ДПТ и R2доб для АД), при этом влияние э-омагнитной инерции снижается и при достаточно большом сопротивлении добавочного резистора можно приближенно при расчете ПП-сов принимать Тэ= 0. Необходимость учета э-омагнитной инерции (ТЭ ≠ 0) обычно возникает при расчете ПП, когда добавочные резисторы отсутствуют и двигатель работает на естественной хар-ке.
С учетом изложенного получим общее решение дифференциального уравнения системы при ТЭ ≠ 0 и ненулевых начальных условиях. Э-омех-кие ПП в рассматриваемой системе описываются уравнением мех-кой хар-ки и уравнением движения э-опривода при С12= :
Решив второе уравнение относительно момента М и подставив это выражение в первое, получим дифференциальное уравнение системы, решенное относительно скорости:
Аналогично получим дифф. Ур. системы, решенное относительно момента:
Значение m является важным показателем динамических свойств э-опривода, непосредственно определяющим колебательность разомкнутой э-омех-кой системы при
жестких мех-ких связях.
решение дифференциального уравнения имеет вид
.
Относительно момента
:
Рис. 4.22 – ПП приложения нагрузки m <4: а – естественная мех-кая хар-ка двигателя
К двигателю, работающему в статическом режиме, М=Мс.нач, ω = ωс.нач скачком прикладывается нагрузка Мс.
Физические особенности процесса удобно проследить, сопоставляя естественную
хар-ку 1 с построенной с помощью графиков на рис. 4.22,б динамической мех-кой хар-кой для рассматриваемого процесса 2 (рис. 4.22,а). При возрастании скачком момента нагрузки происходит процесс снижения скорости, вызывающий в свою очередь рост тока и момента двигателя. Однако вследствие наличия индуктивности рассеяния нарастание момента двигателя идет медленнее, а скорость снижается в большей степени, чем это определяется статической хар-кой 1. Поэтому при возрастании момента до М=Мс скорость ω < ωс, что влечет за собой дальнейший рост момента до Мmax. Колебания затухают, и после двух-трех их периодов достигается установившийся режим М=Мс, ω = ωс.
Максимальное динамическое падение скорости Δωmax при этом превышает статическое падение Δωс в тем большей степени, чем больше жесткость статической хар-ки и чем больше Тэ. Т.о., отклонения скорости от требуемого значения из-за э-омагнитной инерции существенно увеличиваются, что для механизмов с ударной нагрузкой в ряде случаев по условиям технологии является неблагоприятным.
(teoriya_elektroprivoda_2 -277 стр). Наиболее часто при проектировании э-оприводов требуется обеспечить изменение скорости от ωнач до ωкон за минимальное время при наложенном ограничении на максимально допустимый момент двигателя Мдоп. Такие процессы называются оптимальными по быстродействию при ограничении момента. При Мс = const этому условию соответствует равномерно ускоренный хар-р изменения скорости ω(t), показанный на рис. 4.18 (кривая 1) при М=Мдоп = const (кривая 2). Если нагрузка механизма зависит от скорости, то ускорение э-опривода
не является постоянным. В частности при реактивном моменте нагрузки скорость ω должна при реверсе изменяться в процессе торможения и пуска с различным ускорением (рис. 4.18).
Рис. 4.18 – Оптимальные по быстродействию процессы пуска, реверса и торможения
эопривода при ограничении момента
Для ряда производственных механизмов ПП-сы э-опривода должны протекать при строго ограниченном ускорении ε ≤ εдоп (лифты). ПП-сы с постоянным ускорением и при различных нагрузках Мс = var называются оптимальными по быстродействию при ограничении ускорения.
Хар-р ПП-сов пуска при этих условиях, если момент нагрузки изменяется от Mc.min до Мс.мах, показан на рис. 4.19,а. Здесь зависимость ω(t) (кривая 1) должна оставаться неизменной при разных нагрузках, а момент двигателя при Мс.мах и Мс.min в соответствии с уравнением движения М = J∑εдоп + МС является различным (кривые 2 и 3):
Процессы пуска при ограниченном ускорении для Мс = Мс.мах (кривые 1 и 2) и Мс= Мс.min (кривые 3 и 4) представлены на рис. 4.19,б. Они отличаются от оптимальных по быстродействию при ε = εдоп.
Метод фазовой плоскости является графоаналитическим методом (по точкам), применимым для анализа систем не выше второго порядка. Аналитические методы применяются для анализа ПП-сов в линейных системах.
В графических методах результат анализа получают благодаря графическим построениям, в графоаналитических наряду с графическими построениями выполняют аналитические расчеты.
Графические (Чекунов 103) и графоаналитические методы приближенные, так же как и точность полученных результатов во многом зависит от тщательности графических построений и техники черчения. Основным недостатком этих методов является то, что они дают лишь частные решения и не позволяют делать обобщающих выводов. Эти методы используют при:
– нелинейных хар-ках ЭД или рабочей машины;
– при расчете ПП-сов сложных систем э-опривода, поведение которых описывается ДУ высокого порядка;
– когда статический момент зависит не от скорости, а от пути или времени.
3.Графические и графоаналитические методы исследования ПП-сов. 4.Методы пропорций и площадей. moskalenko_v_v_avtomatizirovannyy_elektroprivod (PDF) 272стр.
В общем случае динамический момент, определяемый моментами двигателя и исполнительного органа, зависит от скорости, положения исполнительного органа и времени, в том числе и произвольным образом. Рассмотрим неустановившееся движение, когда аналитическая зависимость динамического момента от скорости отсутствует.
Нахождение искомых зависимостей М(t), ω(t) и φ(t) связано с решением (интегрированием) основного уравнения движения M – Mст = Jdω/dt при заданных законах изменения моментов двигателя и нагрузки. Если эти законы выражаются аналитически, то основные проблемы имеют математический хар-р и связаны с интегрированием этого уравнения. Когда законы изменения моментов не заданы аналитически или точное решение невозможно, используются приближенные способы интегрирования уравнения движения: численные и графоаналитические. Рассмотрим применение этих методов при произвольной зависим моментов только от скорости движения.
Рис.1.13 – Использование численного метода для построения кривых ПП-са:
а – мех-кие хар-ки; б – кривые ПП-са
Численные методы интегрирования дифференциальных уравнений широко используются в вычислительной математике и известны под названием методов Эйлера, Рунге — Кутта и др. Рассмотрим применение наиболее простого из них — метода Эйлера на примере получения зависимости ω(t) при пуске АД с вентилятором, мех-кие хар-ки приведены на рис. 1.13, а.
Метод Эйлера предусматривает замену дифференциалов переменных в (1) их приращениями, в результате чего это уравнение может быть записано в виде
Δt = JΔω/(M – Mc). (1.42)
Для пользования этим уравнением ось скорости разбивается на ряд интервалов Δωi, на которых моменты АД и нагрузки (вентилятора) принимаются постоянными. Далее для удобства вычислений составляется табл. 1.1.
табл. 1.1.
Порядок расчета зависимости ω(t) состоит в следующем. Для каждого i-го интервала скорости Δωi по хар-кам рис.1.13, а определяют средние на этом интервале моменты двигателя Mi (столбец 3) и нагрузки Mci (столбец 4). Далее по (1.42) рассчитывают Δti (столбец 5). На последнем этапе расчета определяют текущие значения скорости (столбец 2) и времени (столбец 6) как сумму приращения и значения переменной на предыдущем участке и строят искомую зависимость ω(t) (рис. 1.13,б). Данные табл. 1.1 позволяют построить и зависимость M(t), для чего должны быть использованы данные столбцов 3 и 6.
При необходимости построение зависимости φ(t) уравнение dφ= ωdt также записывается в приращениях Δφ= ωdt, и по данным столбцов 2 и 5 может быть получена и эта зависимость.
Достоинство рассмотренного численного метода состоит в его простоте и наглядности, а точность его определяется интервалами Δω разбиения оси скорости.
Графические и графоаналитические методы, среди которых наибольшее распространение получили метод площадей и метод пропорций, также предназначены для приближенного интегрирования уравнения движения для получения зависимостей M(t), ω(t) и φ(t). Рассмотрим сущность метода пропорций на том же примере пуска АД вентилятора.
БЫЛОе
Пример. (elektroprivod Онищенко 2003-191стр). Проведем анализ э-омех-кой системы, состоящей из двигателя с линейной мех-кой хар-кой, и жесткoгo мех-кого звена. Движение такой э-омех-кой системы определяется уравнением движения э-опривода
М–Мс = J∑dω/dt. (1)
Линейная мех-кая хар-ка описывается ypaвнением
. (2)
Совместное решение (1) и (2) позволяет получить ypaвнение, описывающее ПП-сы двигателя, определяемые мех-кой инерционностью э-опривода
. (3)
Величина Мс/β представляет собой падение скорости от нагрузки – статическую ошибку Δωс, а величина (ω0 – Мс)/β – установившееся значение скорости ωуст после окончания ПП-са, когда М станет равным Мс (рис.8.3,а).
Рис.8.3 – ПП пуска э-опривода:1–механич. и 2 –переходная хар-ка; в) Кривые ω = f(t)
Тогда, обозначив ТМ = J∑/β
получим выражение для переходной хар-ки э-опривода:
.
ПП-сы, определяемые одной мех-кой инерционностью, суммарным приведенным к валу двигателя моментом инерции J∑ описываются ДУ первого порядка. Решением этого уравнения является переходная хар-ка, имеющая вид экспоненты с постоянной времени ТМ (рис.8.3,б):
ω = ωуст – (ωуст – ωнач)е-t/Тм.
При ωнач = 0:
ω = ωуст(1 – е-t/Тм).
Ток, момент и скорость двигателя с линейной мех-кой хар-кой в переходных режимах изменяются по экспоненциальному закону (Чекунов 93 стр).
Лекция 30
Динамические свойства э-опривода пост. и переменного тока с линейной мех-кой хар-кой при различных способах управления. Э-омех-кая постоянная времени и ее физический смысл. Э-омагнитная постоянная времени, исследование ПП-сов с ее учетом. Elektroprivod – 195стр.
(Н.Ф. ИЛЬИНСКИЙ ОСНОВЫ Э-ОПРИВОДА lek 5). При мгновенном изменении f1 и U1 мгновенно устанавливается новая механическая хар-ка, а изменение скорости w и момента М в переходном процессе происходит согласно этой хар-ке. Переходный процесс определяется статической механической хар-кой привода.
При частотном изменении f1 и U1 переход привода с одной хар-ки на другую происходит постепенно, одновременно с изменением скорости, в результате чего соответствие между скоростью w и моментом М в каждый момент времени определяется не статической механической хар-кой, а другой, отличной от нее хар-кой, которую называют динамической механической хар-кой или просто динамической хар-кой.
В качестве примера на рис. 5.13 показана статическая хар-ка АД при номинальной частоте 1, по которой будет происходить пуск при мгновенном приложении к двигателю напряжения такой частоты, и динамическая хар-ка 2, соответствующая пуску двигателя путем плавного изменения частоты от нуля до номинальной по некоторому закону.
Рис. 5.13. Статическая 1 и динамическая 2 механические хар-ки
Динамические хар-ки определяются темпом изменения фактора, вызывающего переходный процесс, и пар-ми привода, могут очень сильно отличаться от статических хар-тик и даже иметь совсем другую форму.