Выполнения курсового проекта
Последняя цифра учебного шифра | |||||||||
Числовые значения | |||||||||
0,22 16,67 2,05 0,87 12,5 11,0 0,82 1,06 0,04 0,24 V | 0,26 16,67 2,1 0,89 12,5 11,5 0,81 1,05 0.03 0,24 V | 0,28 16,67 2,1 0,88 12,5 12,0 0,82 1,05 0,03 0.24 V | 0,29 16,67 2,1 0,86 12,5 12,0 0,83 1,06 0,03 0,24 V | 0,23 16,67 2,15 0,89 12,8 11,5 0,81 1,06 0,04 0,22 V | 0,25 16,67 2,2 0,88 12,5 11,5 0,82 1,05 0,03 0.22 V | 0,26 16,67 2,0 0,89 12,5 12,0 0,83 1,05 0,03 0,22 V | 0,24 16,67 2,5 0,86 13,5 12,5 0,82 1,04 0,03 0,22 V | 0,16 12,5 2,05 0,90 12,0 6,5 0,82 1,08 0,02 0,25 - P | 0,16 12,5 2,1 0,88 13,0 7,5 0,80 1,05 0,02 0,25 42,2 104,3 - P |
5. Выполнить расчет кинематических характеристик движения поршня дизеля и построить графические зависимости перемещения поршня, скорости движения и ускорения поршня от угла поворота кривошипа коленчатого вала.
6. Выполнить расчет сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме дизеля, и построить графические зависимости этих сил от угла поворота коленчатого вала.
7. Исполнить чертеж (поперечный разрез) тепловозного дизеля; кратко пояснить его устройство и принцип работы (М 1:4).
Исходные данные для выполнения курсового проекта студент выбирает по последней цифре учебного шифра из табл. 1.Эти данные обязательно приводятся в начале пояснительной записки к курсовому проекту. Данные по дизелю-образцу в табл. 1а.
Таблица 1а
Последняя цифра учебного шифра | Заводская марка | Обозначение по Гост' у | Масса, кг | Литература |
6Д49 | 8ЧН 26/26 | [5,10] | ||
2-2Д49 | 12ЧН 26/26 | [5,10] | ||
1-5Д49 | 16ЧН 26/26 | [5,7] | ||
1Д49 | 20ЧН 26/26 | [5,8] | ||
6Д70 | 6ЧН 24/27 | [6,10] | ||
12Д70 | 12ЧН 25/27 | [6,10] | ||
3Д70 | 16ЧН 25/27 | [6,8] | ||
1Д70 | 20ЧН 25/27 | [6,8] | ||
ПД1М | 6ЧН 31,8/33,0 | [9] | ||
K8S310DR | 8ЧН 31/36 | [11] |
При выполнении расчетов принять:
Состав дизельного топлива в долях массы – углерод C = 0,87; водород H = 0,126; кислород O = 0,004.
Удельная теплота сгорания дизельного топлива - Hu = 42500 .
Температура воздуха перед впускными органами дизеля tK = 60°C.
При выполнении курсового проекта студент должен изучить конструкцию тепловозного дизеля – образца: ( см. список литературы).
3. 1. РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ
Для определения основных параметров тепловозного дизеля используем метод теплового расчета рабочего цикла поршневого двигателя, предложенный профессором В.И.Гриневецким и усовершенствованный в дальнейшем профессором Е.К.Мазингом. Графическое изображение рабочего цикла двигателя, соответствующее этому расчетному методу, представлено на рис. 1. Расчетный цикл состоит из ряда последовательных процессов при следующих допущениях:
- Процесс наполнения цилиндра рабочим телом происходит при постоянном давлении.
- Процесс сжатия воздуха описывается политропой.
- Действительная сложная зависимость подвода теплоты заменяется подводом теплоты в элементарных процессах – сначала изохорном ( v = const), а затем изобарном ( p = const).
- Процесс расширения рабочего тела описывается политропой.
- Принимают, что сгорание топлива начинается в точке c, а заканчивается в точке z.
- Количество и состав газов в процессе расширения не изменяются.
- Количество теплоты, подведенной к рабочему телу на участке "видимого" сгорания c - z' – z, определяется с использованием коэффициента ξZ , который принимают по опытным данным.
- Выпуск отработавших газов происходит сначала по изохоре, а потом при постоянном давлении.
- Показатели политроп сжатия и расширения рабочего тела принимают по опытным данным.
Рис. 1. Диаграмма рабочего цикла четырехтактного тепловозного дизеля:
k-a – линия наполнения цилиндра воздухом;
a-c – сжатие воздуха в цилиндре;
с-z'-z – процесс горения топлива в цилиндре;
z-b – расширение газов в цилиндре;
b-a-r – выпуск отработавших газов из цилиндра;
Vh – рабочий объём цилиндра;
Va – полный объём цилиндра;
Vc – объем камеры сжатия;
Pz – наибольшее давление в цилиндре
Характерными точками диаграммы рабочего цикла поршневого двигателя являются:
a – начало сжатия рабочего тела;
c – конец сжатия рабочего тела (начало сгорания);
z – конец сгорания (начало расширения);
в – конец расширения рабочего тела в цилиндре.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ РАБОЧЕГО ЦИКЛА ДИЗЕЛЯ
Рабочий объём цилиндра в
где D и S –соответственно диаметр цилиндра и ход поршня в дм.
Объём камеры сжатия
-геометрическая степень сжатия.
Полный объём цилиндра в
Давление в цилиндре в начале сжатия (в точке а) в МПа
(0,9 … 0,95)
где – давление наддувочного воздуха в МПа.
Температура рабочего тела в начале сжатия (в точке а) в К
где - температура наддувочного воздуха перед впускными органами дизеля в K
(приняли для расчёта - см.исходные данные);
– подогрев воздуха о стенки цилиндра;
– коэффициент остаточных газов (см.исходные данные);
– температура остаточных газов в цилиндре дизеля в К.
Для четырёхтактных дизелей с наддувом можно принять
Коэффициент наполнения для четырёхтактного дизеля определяют по формуле
Давление и температура рабочего тела в конце сжатия (в точке с) в МПа и К
где – средний для процесса показатель политропы сжатия;
(по опытным данным);
Степень повышения давления в цилиндре при сгорании топлива
- наибольшее давление в цилиндре (задано – см.исходные данные) , МПа.
Температура рабочего тела в конце «видимого» сгорания топлива (в точке z – см. рис. 1) определяют из балансового уравнения
где - универсальная газовая постоянная;
средняя молярная теплоёмкость при постоянном объёме для продуктов сгорания (в точке z) , кДж/(кмоль град) ;
коэффициент эффективного выделения тепла (до точки z) (см.исходные данные) ;
удельная теплота сгорания топлива, кДж/кг (см.исходные данные) ;
средняя молярная теплоёмкость при постоянном объёме для смеси воздуха и остточных газов в точке c, кДж/(кмоль град) ;
температуры рабочего тела в точке с и К .
Для вычисления молярных теплоёмкостей используют следующие зависимости
воздух
«чистые» продукты сгорания (при α = 1)
В эти формулы значения температуры t подставляют для тех точек, для которых вычисляют теплоёмкости (точки c и z).
Теплоёмкости и определяют из соотношений соответственно при
где и – соответственно объёмные доли «чистых» продуктов сгорания и избыточного воздуха в продуктах сгорания
количество «чистых» продуктов сгорания, образующихся при сгорании 1 кг дизельного топлива с теоретически необходимым количеством воздуха (т.е. при α = 1) в кмоль/кг топлива
С и H – доли углерода и водорода в дизельном топливе (см. исходные данные) ;
теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива
где молярная масса воздуха, кг/кмоль.
*При сгорании 1 кг топлива с теоретически необходимым количеством воздуха в продуктах сгорания не содержится кислорода
Действительное количество воздуха, расходуемого на сжигание 1 кг топлива, кмолей/кг топлива
где α – коэффициент избытка воздуха при сгорании дизельного топлива в цилиндре (см.исходные данные) .
Общее количество газов, образующихся при сгорании 1 кг дизельного топлива с заданным коэффициентом избытка воздуха, кмолей/кг топлива
действительный коэффициент молекулярного изменения
химический коэффициент молекулярного изменения при сгорании топлива
Так как теплоёмкость рабочего тела (в конце «видимого» сгорания в точке z ) зависит от искомой температуры , то балансовое уравнение надо решать методом последовательных приближений, исходя из условий сходимости
Первое приближение температуры рабочего тела в конце видимого сгорания можно принять
Графические зависимости теплоёмкостей от температуры приведены на рис.2.
Пример:
γ= 0,03
µ = 1,03
Решение: Вычисляем теплоемкости при
Рис. 2. Графические зависимости средних молярных теплоёмкостей при постоянном объёме для воздуха и «чистых» продуктов сгорания от температуры.
Обозначим правую часть уравнения ( ) через D, тогда
Принимаем первое приближение
Вычисляем значения теплоёмкостей при
Тогда
Проверяем сходимость приближений
что не удовлетворяет принятому выше условию
Принимаем второе приближение аналогично по вышеприведенным формулам вычисляем теплоёмкости. В результате получаем:
Проверяем сходимость приближений
т.е. требуемая сходимость достигнута, поэтому принимаем
Степень предварительного расширения продуктов сгорания
Объём цилиндра в конце «видимого» сгорания (в точке z)
Давление и температура рабочего тела в конце расширения (в точке в)
где δ – степень последующего расширения продуктов сгорания
средний для процесса показатель политропы расширения;
(по опытным данным).
3.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАВНЫХ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ
Расчётное среднее индикаторное давление в МПа
( )
Среднее индикаторное давление действительного цикла меньше расчётного вследствии наличия скруглений в точках c, ,z, b и а индикаторной диаграммы. Поэтому
где коэффициент полноты индикаторной диаграммы; по опытным данным для четырёхтактных дизелей следует принимать
Индикаторная мощность дизеля в кВт
Где рабочий объём цилиндра в
1 – число цилиндров;
n – частота вращения коленчатого вала в (об/с).
Индикаторный КПД дизеля
Удельный индикаторный расход топливо дизелем в кг/кВт ч
Эффективная мощность дизеля в кВт
где механический КПД дизеля (см. исходные данные) .
Эффективный КПД дизеля
.
Удельный эффективный расход топлива дизелем в кг/кВт∙ч
Часовой расход топлива дизелем в кг/ч
Часовой расход воздуха дизелем в кг/ч
Где α – коэффициент избытка воздуха в цилиндре (см. исходные данные);
φ – коэффициент продувки (см. исходные данные);
- теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг дизельного топлива в кг/кг (см. выше).
Часовое количество отработавших газов кг/ч
Количество дизельного топливо, подаваемого в цилиндр за каждый цикл кг/цикл
Удельная (литровая) мощность дизеля в кВт/л
Угловая скорость вращения коленчатого вала в рад/с
3.3.СОСТАВЛЕНИЕ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТНОГО ДИЗЕЛЯ
Основные результаты расчета рабочего цикла и технико-экономических показателей тепловозного дизеля следует свести в таблицу, составленную по форме табл.2.
Таблица 2