Артикуляционные упражнения.
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу. | ||
«ГОРКА» | Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается вверх. | |
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 блоков по 10 движений. | ||
«ЧИСТЫЕ ЗУБКИ» | Губы в улыбке, рот открыт, видны оба ряда зубов. Кончик языка совершает горизонтальные движения за нижними зубами, касаясь их – «чистит» | |
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу. | ||
«УЛЫБКА» | Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. | |
«ЗАБОРЧИК» | Рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке. |
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ
1. Попросить произнести несколько раз иа, причем выдох усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. Увеличивая темп, можно добиться произнесения звука [Й].
2. При длительном произнесении з` или зя-зя нажимаем шпателем или зондом на переднюю часть языка и отодвигаем его несколько раз до получения нужного звучания.
Дифференциация поставленных звуков.
Этап дифференциации звука не начинается непосредственно после окончания этапа автоматизации. Он как бы вплетается в этап автоматизации где-то на уровне слова. Этот этап очень необходим, т. к. ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что является наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С-З, Ш-Ж, Л-Р) между собой или звуки разных фонетических групп, но близких по артикуляции (С-Ш, З-Ж, С-Ц и т. д.). Этот этап также имеет свои подэтапы: дифференциация на уровне слога, на уровне слова, на уровне предложения, стихотворного текста, скороговорки. Благодаря тщательной проработке звука на каждом из этапов достигается включение звука в речь и его дальнейшее полноценное употребление.
Звуки в речи ребенка нарушаются по типу ПРОПУСКОВ (когда звук просто опускается: “коова” вместо “коРова”, “мыка” вместо “мыШка”), ИСКАЖЕНИЯ (когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему аккустическому эффекту: как вариант межзубного “С”: “THобака” вместо “Собака” ), ЗАМЕН (“коСка” вместо “коШка” и наборот), ОГЛУШЕНИЯ или ОЗВОНЧЕНИЯ (“Фарежка” вместо “Варежка”, “Гошка” вместо “Кошка”).
Так как уже в процессе работе над звуком мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук, где надо и где не надо (“Шобака”, “Шина”, “каШтрюля”), то после постановки звука и введения его в речь ребенка возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на который он заменялся.
Для примера, приведу варианты речевого материла для дифференциации звуков /С/ и /Ш/.
ПОВТОРИ СЛОГИ
А)
СА - ША | ША - СА |
СЫ - ШИ | ШИ - СЫ |
СЭ - ШЕ | ШЕ - СЭ |
СО - ШО | ШО - СО |
СУ - ШУ | ШУ - СУ |
Б)
ША | ША | ША | ||||||||
ШИ | ШИ | ШИ | ||||||||
СА | ШЕ | СЫ | ШЕ | СЭ | ШЕ | |||||
ШО | ШО | ШО | ||||||||
ШУ | ШУ | ШУ |
В)
СА | СА | СА | |||||||||
СИ | СИ | СИ | |||||||||
ША | СЕ | ШИ | СЕ | ШЕ | СЕ | ||||||
СО | СО | СО | |||||||||
СУ | СУ | СУ |
ПОВТОРИ СЛОВА (Назови картинки)
Душистый | Осторожно | Смешок | Стрижи |
Жасмин | Пассажир | Снежинка | Стужа |
Железо | Пастушок | Снежная баба | Суша |
Жест | Подснежник | Снежок | Сушки |
Жуткая стужа | Послушный | Солнышко | Усмешка и т.д. |
3. ПОВТОРИ/Прочитай ФРАЗЫ (Придумай предложения к картинкам)
Саша шла со старушкой по шоссе.
У леса на опушке жила зима в избушке.
Весной расцвел жасмин душистый.
Пассажир ездит на пассажирском транспорте.
Я зажал в руке железный гвоздик.
Пастушок выгнал стадо на лужок. и т.д.
ПОВТОРИ И ВЫУЧИ СТИХИ
Шутка | ||
Веселая старушка | Тише, тише, тише, тише, | Шаг ровней держите мыши! |
Весь день сегодня шьет. | Шелестят на крыше мыши, | Люди сыты, кошки сыты, |
За кругленькой катушкой | Под мышиным серым флагом | Для мышей столы накрыты. |
Следит пушистый кот. | Маршируют шаг за шагом. | Затихает шорох шинный, |
Устала шить старушка | Впереди идут старшины, | Наступает шаг мышиный. |
И села у ворот, | Запевают гимн мышиный: | Ночью пусть пируют мыши. |
А с кругленькой катушкой | «Тише, тише, тише, тише. | Тише, тише, тише, тише!» |
Играть пустился кот. | ||
Е. Стюарт | И. Токмакова |