Артикуляционные упражнения.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«ГОРКА» Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается вверх.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 блоков по 10 движений.
«ЧИСТЫЕ ЗУБКИ» Губы в улыбке, рот открыт, видны оба ряда зубов. Кончик языка совершает горизонтальные движения за нижними зубами, касаясь их – «чистит»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК» Рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

1. Попросить произнести несколько раз иа, причем выдох усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. Увеличивая темп, можно добиться произнесения звука [Й].
2. При длительном произнесении з` или зя-зя нажимаем шпателем или зондом на переднюю часть языка и отодвигаем его несколько раз до получения нужного звучания.

Дифференциация поставленных звуков.

Этап дифференциации звука не начинается непосредственно после окончания этапа автоматизации. Он как бы вплетается в этап автоматизации где-то на уровне слова. Этот этап очень необходим, т. к. ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что является наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С-З, Ш-Ж, Л-Р) между собой или звуки разных фонетических групп, но близких по артикуляции (С-Ш, З-Ж, С-Ц и т. д.). Этот этап также имеет свои подэтапы: дифференциация на уровне слога, на уровне слова, на уровне предложения, стихотворного текста, скороговорки. Благодаря тщательной проработке звука на каждом из этапов достигается включение звука в речь и его дальнейшее полноценное употребление.


Звуки в речи ребенка нарушаются по типу ПРОПУСКОВ (когда звук просто опускается: “коова” вместо “коРова”, “мыка” вместо “мыШка”), ИСКАЖЕНИЯ (когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему аккустическому эффекту: как вариант межзубного “С”: “THобака” вместо “Собака” ), ЗАМЕН (“коСка” вместо “коШка” и наборот), ОГЛУШЕНИЯ или ОЗВОНЧЕНИЯ (“Фарежка” вместо “Варежка”, “Гошка” вместо “Кошка”).


Так как уже в процессе работе над звуком мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук, где надо и где не надо (“Шобака”, “Шина”, “каШтрюля”), то после постановки звука и введения его в речь ребенка возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на который он заменялся.


Для примера, приведу варианты речевого материла для дифференциации звуков /С/ и /Ш/.

ПОВТОРИ СЛОГИ

А)

СА - ША ША - СА
СЫ - ШИ ШИ - СЫ
СЭ - ШЕ ШЕ - СЭ
СО - ШО ШО - СО
СУ - ШУ ШУ - СУ

Б)

    ША       ША       ША
    ШИ       ШИ       ШИ
СА   ШЕ   СЫ   ШЕ   СЭ   ШЕ
    ШО       ШО       ШО
    ШУ       ШУ       ШУ

В)

    СА       СА       СА  
    СИ       СИ       СИ  
ША   СЕ   ШИ   СЕ   ШЕ   СЕ  
    СО       СО       СО  
    СУ       СУ       СУ  

ПОВТОРИ СЛОВА (Назови картинки)

Душистый Осторожно Смешок Стрижи
Жасмин Пассажир Снежинка Стужа
Железо Пастушок Снежная баба Суша
Жест Подснежник Снежок Сушки
Жуткая стужа Послушный Солнышко Усмешка и т.д.

3. ПОВТОРИ/Прочитай ФРАЗЫ (Придумай предложения к картинкам)

Саша шла со старушкой по шоссе.
У леса на опушке жила зима в избушке.
Весной расцвел жасмин душистый.
Пассажир ездит на пассажирском транспорте.
Я зажал в руке железный гвоздик.
Пастушок выгнал стадо на лужок. и т.д.

ПОВТОРИ И ВЫУЧИ СТИХИ

Шутка    
Веселая старушка Тише, тише, тише, тише, Шаг ровней держите мыши!
Весь день сегодня шьет. Шелестят на крыше мыши, Люди сыты, кошки сыты,
За кругленькой катушкой Под мышиным серым флагом Для мышей столы накрыты.
Следит пушистый кот. Маршируют шаг за шагом. Затихает шорох шинный,
Устала шить старушка Впереди идут старшины, Наступает шаг мышиный.
И села у ворот, Запевают гимн мышиный: Ночью пусть пируют мыши.
А с кругленькой катушкой «Тише, тише, тише, тише. Тише, тише, тише, тише!»
Играть пустился кот.    
Е. Стюарт   И. Токмакова

Наши рекомендации