Практические навыки по теме
1. Освоить приготовление временных препаратов.
2. Освоить простейшие микрохимические реакции.
3. Уметь находить в препаратах структуры растительных клеток.
4. Уметь определять типы пластид и клеточных включений.
Часть 2. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: Меристемы (образовательные ткани).
Объем темы: 3 часа
Целевые задачи:
- усвоить основные особенности строения, функции и положение меристем в органах растений;
- изучить строение апексов стебля и корня;
- усвоить принцип функционирования апикальных и латеральных меристем;
- научиться изображать меристемы.
Раздел 1. Самоподготовка
Требования к исходному уровню знаний
Иметь понятие о происхождении и классификации растительных тканей. Знать особенности строения меристем, функции и положение в органах растений. Знать строение апексов стебля и корня.
Вопросы для самоподготовки
1. Определение тканей.
2. Принципы, классификации растительных тканей.
3. Принципы классификации меристем, понятие о первичных и вторичных меристемах.
4. Строение апекса корня. Цитологические зоны.
5. Строение апекса стебля. Цитологические зоны.
6. Строение и принципы деления клеток апикальных и латеральных меристем.
7. Ознакомиться с Приложением 2 «Принципы классификации тканей».
Вопросы для самоконтроля
Ответы записать в альбом
1. Дать определение простых и комплексных тканей.
2. Дать характеристику меристематических клеток. Назвать принципиальные отличия клеток меристем от клеток постоянных тканей.
3. Какая меристема апекса стебля по функции соответствует дерматогену?
4. Назвать место нахождения зоны инициальных клеток в апексе корня.
5. Из апикальных меристем стебля и корня дифференцируются ткани органов растений. Подобрать правильные ответы:
Апикальные меристемы | Ткани органов |
1. Дерматоген 2. Периблема 3. Плерома 4. Туника 5. Корпус | 1. Ткани ЦОЦ корня 2. Ткани ЦОЦ стебля 3. Ткани первичной коры корня 4. Ткани первичной коры стебля 5. Первичная покровная ткань корня эпиблема 6. Первичная покровная ткань стебля эпидерма |
6. Из латеральных меристем дифференцируются ткани органов растений. Подобрать правильные ответы:
Латеральные меристемы | Ткани органов |
1. Прокамбий 2. Перицикл 3. Камбий 4. Феллоген (пробковый камбий) | 1. Первичные проводящие элементы 2. Вторичные проводящие элементы 3. Феллоген в корнях двудольных 4. Вторичная покровная ткань – перидерма 5. Камбий у двудольных и голосе-менных 6. Волокна 7. Млечники и смоляные ходы |
7. Назвать меристемы, клетки которых делятся: антиклинально, периклинально, тангентально.
8. Пользуясь Приложением 2, дать характеристику туники, перицикла и камбия.
Раздел 2. Работа на занятии
План занятия
1. Проверка исходного уровня знаний 30 мин.
2. Самостоятельная работа 130 мин.
3. Тестовый контроль 10 мин.
Работа 1.Строение апекса корня
1.1. Рассмотреть препарат апекса корня лука на малом увеличении. Определить границы:
1) корневого чехлика
2) зоны деления
3) зоны роста и растяжения
4) зоны всасывания
5) зоны проведения
1.2. Пользуясь различием в окраске выделить в зоне роста:
1) дерматоген
2) периблему
3) плерому
1.3. Сделать схематичный рисунок апекса корня с обозначением всех зон.
1.4. В рисунке обозначить корневой чехлик и апикальные меристемы.
1.5. Сделать схематичный рисунок и показать дифференциацию апикальных меристем в постоянные ткани корня.
Работа 2. Строение апекса стебля
2.1. Рассмотреть препарат апекса стебля элодеи на малом увеличении. Обратить внимание на конус нарастания, имеющий округлую форму, найти бугорки зачаточных листьев, молодые листочки, бугорки пазушных почек.
2.2. Рассмотреть препарат на большом увеличении. Обратить внимание на характер расположения клеток туники и корпуса. Отметить особенности меристематических клеток: отсутствие межклетников, форму, размеры, положение ядра, клеточную оболочку. Вывод записать в альбом.
2.3. Сделать схематический рисунок апекса стебля, обозначить в рисунке:
1) туника
2) корпус
3) листовые бугорки
4) молодые листочки
5) бугорки пазушных почек
2.4. Указать направление деления клеток туники и корпуса.
Работа 3. Строение и функции феллогена
3.1. Рассмотреть препарат поперечного среза ветки бузинына малом увеличении. Отметить наличие многослойной пробки и прилегающий к ней изнутри слой зеленоватых клеток феллогена. Вокруг этого слоя располагается камбиальная зона, ниже феллодерма.
3.2. Рассмотреть препарат на большом увеличении. Обратить внимание на зеленоватые клетки пробкового камбия – феллогена. Эти клетки живые, уплощены в тангентальном направлении. Клетки, примыкающие к феллогену, расположены радиальными рядами. Это слабо дифференцированные клетки пробки и феллодермы, которые образуют камбиальную зону.
3.3. Зарисовать камбиальную зону, обозначить в рисунке:
1) феллоген
2) клетки пробки
3) клетки феллодермы
3.4. Сделать вывод о результате деятельности феллогена.
Работа 4. Строение и функции камбия
4.1. Рассмотреть препарат поперечного среза корня двудольного растения.
4.2. На малом увеличении найти кольцо плотно расположенных сероватых или коричневых клеток, которое разделяет орган на две визуально хорошо отличимые части.
4.3. Обратить внимание на характер расположения клеток в этой зоне.
4.4. Зарисовать камбиальную зону, обозначить в рисунке:
1) камбий
2) ксилема
3) флоэма
4.5. Зарисовать схему функционирования камбия и образования камбиальной зоны.
Работа 5. Ответить на вопросы тестового контроля по теме «Меристемы».
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: Покровные ткани
Объем темы: 3 часа.
Целевые задачи:
- усвоить особенности происхождения, строения, функции и положения в органах растений покровных тканей;
- научиться различать в препаратах покровные ткани : эпидерму, эпиблему, экзодерму, перидерму;
- научиться изображать покровные ткани.
Раздел 1. Самоподготовка