Шиномонтажное и шиноремонтное оборудование
Оборудование для ТО шин обеспечивает накачку и контроль за давлением в шинах и включает в себя:
- компрессоры;
- манометры;
- воздухораздаточные колонки.
Контроль за давлением в шинах осуществляется с помощью манометров поршенькового или пружинного типа.
Компрессоры предназначены для приготовления и подачи сжатого воздуха, используемого для технологических нужд (в том числе и для накачки шин) в АТП и СТО. На рисунке 12 приведена принципиальная схема компрессора модели 1101-В5.
Основой компрессора являются головка - двух- или четырехцилиндровый воздушный поршневой насос с двумя ступенями сжатия, приводимый в действие от электродвигателя, и воздухозаборник (ресивер). Компрессор состоит из цилиндров низкого и высокого рядного или v-образного расположения, объединенных в блоки; крышек цилиндров с расположенными в них впускными и нагнетательными клапанами (чаще всего пластинчатого типа); кривошипно-шатунного механизма, размещенного в картере с принудительной системой смазки; межступенчатого холодильника, коллекторов цилиндров низкого и высокого давления. Маховик кривошипно-шатунного механизма выполняет также роль вентилятора системы воздушного охлаждения, которая обеспечивает поддержание нормального режима компрессора.
Компрессоры могут быть оборудованы автоматическими устройствами, поддерживающими его нормальную и безопасную работу в заданных режимах, а также средствами контроля за рабочими параметрами:
- автоматический пуск - остановка на достижении заданных предельных значений давления в ресивере (осуществляется с помощью реле давления, регулируемого совместно с воздушным редуктором в широком диапазоне);
- автоматическая разгрузка электродвигателя при пуске компрессора (достигается закрытием клапана пневморазгружателя с некоторым запаздыванием относительно момента пуска);
- автоматическое отделение от воздуха конденсата (при помощи влаго-маслоотделителя центробежного действия)
- автоматическое удаление конденсатора из ресивера (посредством крана, срабатывающего при уравнивании давления в ресивере с атмосферным);
- автоматическая защита компрессора и ресивера от перегрузки, возникающей при неисправности клапанной системы (обеспечивается предохранительными клапанами в коллекторе линии давления и в ресивере, отрегулированными на критическое давление).
Воздухораздаточная колонка (рис. 10.4) предназначена для подачи сжатого воздуха в шины автомобиля с одновременным контролем и обеспечением заданной величины давления воздуха в шинах.
Оборудование для демонтажа-монтажа шин включает две группы оборудования: первая группа обеспечивает выполнение наиболее трудоемкой операции при ремонте шин – демонтаж (монтаж) ее с диска колеса, ко второй группе относят оборудование и инструмент для восстановительного ремонта местных повреждений камер и покрышек.
Промышленность выпускает достаточное количество стендов для демонтажа и монтажа шин. Принципиально конструкции стендов отличаются по расположению колес на стенде и по методу создания отрывного усилия между шиной и диском.
По расположению колес на стенде оборудование подразделяется на горизонтальное и вертикальное. Наибольшее применение получило первое конструктивное решение как более технологическая конструкция в отношении центровки диска колеса в зажимном пневматическом патроне и расположения рабочего органа.
По методу создания отрывного усилия существует два типа стендов: динамические и статические. Конструктивно более простым является второй тип стендов, у которых диск колеса жестко укреплен в патроне без возможности вращательного движения, покрышку охватывают четыре (или более) лапы и отрыв элементов колеса осуществляется за счет относительного перемещения диска и покрышки под воздействием гидроцилиндра. При такой схеме нагружения требуется большое статическое усилие, достигающее 200 кН и более, что порой приводит к порче покрышки, поэтому данный способ признан неперспективным.
В основном, применяется динамическая схема нагружения, при которой колесо вращается с небольшой скоростью (порядка 10 об/мин), усилие, необходимое для отрыва покрышки от диска, передается нажимному ролику (или двум роликам), контактирующему с вращающимся колесом в районе закраины обода. За счет регулирования подачи воздуха в пненмоцилиндр постепенно увеличивают усилие нажатия ролика на покрышку с таким расчетом, чтобы отрыв ее от диска произошел за 1,5-2 оборота колеса.
Наиболее сложную конструкцию имеет динамический стенд с горизонтальным расположением колеса Ш 501М для демонтажа (монтажа) шин колес легковых автомобилей (рисунок 13). Нажимное устройство состоит из двух рычагов, поворачивающихся в вертикальной плоскости на общей оси, на которых в винтовых зажимах установлены два диска и ролик, свободно вращающиеся на своих осях. Рычаги приводятся в действие пневмоцилиндром. Связь их со штоком цилиндра осуществлена таким образом, что в зависимости от направления движения штока они сближаются друг с другом или расходятся.
Демонтаж шины осуществляется в следующей последовательности. Устанавливают в патроне (прижиме) колесо со спущенной шиной, сближают диски, которые на вращающемся колесе производят отжим покрышки от диска, затем включают двигатель привода вращения колеса, отводят диски, под верхний борт покрышки вводят демонтажную лопатку и выворачивают его над закраиной обода. После этого включают электродвигатель и с помощью второй лопатки за один оборот колеса демонтируют верхний борт покрышки, извлекают камеру и аналогичным образом монтируют нижний борт.
Оборудование для ремонта шин
Для разведения бортов шин при их осмотре и ремонте используются борморасширители и спредеры.
Так, борморасширитель пневматический Ш-202 предназначен для разведения бортов мешков при ремонте местных повреждений. Он состоит из пневмоцилиндра одностороннего действия. Крышка цилиндра является неподвижным захватом, а на штоке установлен подвижный захват. В корпусе расположен трехпозиционный клапан управления кнопкой. Переноска борморасширителя осуществляется за ручку, питание от пневмосети - через фильтр-влагодержатель и редукционный пневмоклапан, отрегулированный на давление 5 кг х с/см .
Клапан управления без воздействия на него оператора отделяет рабочую полость пневмоцилиндра от подводящей магистрали и атмосферы. При легком нажатии на кнопку рабочая полость соединяется с атмосферой, а при полном нажатии - с подводящей магистралью.
Для работы с борморасширителем шина устанавливается вертикально. Захваты устанавливаются между бортами шины. При нажатии кнопки управления до конца происходит разведение бортов до нужной величины, после чего кнопку отпускают и устанавливают распорки.
Спредер 6184М с пневмоподъемником предназначен для разведения бортов шин с помощью пневмопривода и вращения шины вручную при осмотре и ремонте местных повреждений (рисунок 14).
Спредер стационарный устанавливается на специальном фундаменте с приямком для пневмоподъемника. Он состоит из опорной плиты, на которой закреплен силовой пневмоцилиндр, на штоке которого, в свою очередь, находится опорный стол. К верхней крышке пневмоцилиндра крепятся два рычага с захватами, опорные ролики и стойка со светильником местного освещения.
На плите установлен пневмоподъемник для установки шины. Управление работой пневмоцилиндров осуществляется двумя кранами с ножным приводом.
Для работы со спредером шину закатывают на пневматический подъемник, поднимают ее, перекатывают на опорные ролики и устанавливают так, чтобы поврежденное место находилось над опорным столом спредера. На борта шины устанавливают захваты и, подав воздух в пневмолцилиндр, разводят борта и отжимают протекторную часть вовнутрь. После окончания работы спредер отключают от пневмосети.
Электровулканизатор Ш-113 предназначен для ремонта камер, изготовления фланцев вентилей и соединения вентилей с камерами методом горячей вулканизации (рисунок 15). Вулканизатор стационарный, однопостовой, с односторонним нагревом, с размещением на стене или специальной подставке, с автоматическим регулированием температуры времени вулканизации и односторонним нагревом.
Рисунок 15–Электровулканизатор Ш-113
Технические характеристики элекгровулканизатора Ш-113:
Размер рабочей поверхности
вулканизационной плиты, мм 220х 180
Температура вулканизационной
плиты, С0 143±5
Потребляемая мощность, кВт 0,8
Напряжение питания, В 220
Время разогрева плиты до
рабочей температуры, мин 30
Габариты, мм 230х350х 1505
Масса, кг 40
Электровулканизатор состоит из силовой скобы, нагревательного устройства (плиты) с верхним расположением, нажимного устройства и панели приборов. Вулканизатор дополняется комплектом пресс-форм для изготовления фланцев вентилей и соединения с камерой.
На С-образную силовую скобу сверху устанавливается нагревательное устройство, представляющее собой алюминиевый корпус с залитыми в пего двумя трубчатыми нагревателями. Здесь же имеется терморегулятор, поддерживающий заданную температуру рабочей поверхности плиты.
Нажимное устройство служит для размещения на опорных плитах ремонтируемого участка камеры или пресс-форм, предварительного поджима их к плите с помощью рычажно-педального механизма и создания необходимого усилия для процесса вулканизации с помощью ручного винтового зажима.
На панели приборов установлены пакетный выключатель, три сигнальные лампы, термометр и реле времени, с помощью которого устанавливается время, необходимое для вулканизации, по истечении которого нагреватели автоматически выключаются.
При необходимости использования нескольких вулканизаторов используется общая рама для крепления на стене или общая стойка для установки на полу.