Основные характеристики дизельного экспортного топлива

Показатели Норма для марок
ДЛЭ ДЗЭ
Дизельный индекс, не менее
Фракционный состав: перегоняется при температуре, 0С, не выше:    
50 %
90 %
96 %
Кинематическая вязкость при 20 0С, мм2 3,0-6,0 2,7-6,0
Температура, 0С:    
застывания, не выше -10 -35
предельной фильтруемости, не выше -5 -25
вспышки в закрытом тигле, не ниже
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:    
вида I 0,2 0,2
вида II 0,3 -
Испытание на медной пластинке Выдерживает
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 3,0 3,0
Зольность, %, не более 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,2 0,2
Цвет, ед. ЦНТ, не более 2,0 2,0
Содержание механических примесей Отсутствует
Прозрачность при температуре 10 0С Прозрачно
Плотность при 20 0С, кг/м3, не более

С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топлива марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с температурой помутнения минус 5 0C. Добавка сотых долей депрессорной присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до минус 15 0С, температуры застывания до минус 30 0С и позволяет использовать летнее дизельное топлива в зимний период времени при температуре до минус 15 0С.

Для применения в районах с холодным климатом при температурах минус 25 и минус 45 0С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения минус 15 0С, товарное ─ с предельной температурой фильтруемости минус 25 0С) и арктическое дизельное топливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения минус 35 0С, товарное ─ с предельной температурой фильтруемости минус 45 0С).

Основные характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками по ТУ 38.101889-81 представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Основные характеристики зимних дизельных топлив

с депрессорными присадками

Показатели Нормы для марок
ДЗп ДЗп-15/-25 ДАп-35/-45
ТУ 38.101889-81 ТУ 38.401-58-36-92
Цетановое число, не менее
Фракционный состав:      
перегоняется при температуре, 0С, не выше:      
50 %
90 % (конец перегонки)
Кинематическая вязкость для дизелей общего назначения при 20 0С, мм2 3,0-6,0 1,8-6,0 1,5-5,0

Окончание таблицы 2.4

Температура, 0С, не выше:      
застывания -30 -35 -55
помутнения -5 -15 -35
предельной фильтруемости -15 -25 -45
Температура вспышки в закрытом тигле, 0С, не ниже:      
для дизелей общего назначения
для тепловозных и судовых дизелей
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:      
вида I 0,2 0,2 0,2
вида II 0,5 0,5 0,4
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01
Концентрация фактических смол, мг/100 см3 базового топлива, не более - -
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,3 0,2 0,2
Коэффициент фильтруемости, не более:      
для базового топлива 2,0 - -
для топлива с присадкой 3,0 3,0 3,0
Плотность при 20 0С, кг/м3, не более
Цвет, ед. ЦНТ, не более 2,0 2,0 2,0
  Примечание. Для всех марок топлив: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды – отсутствует; испытание на медной пластинке – выдерживают.

Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348-89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с одержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II).

С учетом ожесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В ¾ не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ ─ не более 10 %. Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Основные характеристики экологически чистого дизельного топлива по ТУ 38.1011348-89 представлены в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Основные характеристики экологически чистого дизельного топлива

Показатели Нормы для марок
ДЛЭЧ-В ДЛЭЧ ДЗЭЧ
Цетановое число, не менее
Фракционный состав:      
перегоняется при температуре, 0С, не выше:      
50 %
90 % (конец перегонки)
Кинематическая вязкость для дизелей общего назначения при 20 0С, мм2 3,0-6,0 3,0-6,0 1,8-5,0
Температура, 0С, не выше:      
застывания -10 -10 -35
предельной фильтруемости -5 -5 -25
Температура вспышки в закрытом тигле, 0С, не ниже:      
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин
для дизелей общего назначения
       

Окончание таблицы 2.5

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:      
вида I 0,05 0,05 0,05
вида II 0,1 0,1 0,1
Испытание на медной пластинке Выдерживает
Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не более 5,0 5,0 5,0
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,2 0,2 0,2
Цвет, ед. ЦНТ, не более 2,0 2,0 2,0
Содержание механических примесей Отсутствует
Плотность при 20 0С, кг/м3, не более
Содержание ароматических углеводородов, %, не более -

Городское дизельное топливо по ТУ 38.401-58-170-96 предназначено для использования в г. Москве. Основное отличие городского дизельного топлива от экологически чистого – улучшенное качество благодаря использованию присадок (летом – антидымной, зимой – антидымной и депрессорной). Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %. В качестве антидымной присадки могут быть использованы отечественная ЭФАП-Б и зарубежная Лубризол 8288, допущенная к применению в России. Активным веществом этих продуктов является барий.

Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой в основном сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования: по температуре вспышки ─ не ниже 55 0С, коксуемости 10 %-ного остатка ─ не более 0,30 %, зольности ─ не более 0,01 %, содержанию воды ─ не более 200 ррm, механических примесей ─ не более 24 ррm, коррозии медной пластинки ─ класс 1, устойчивости к окислению ─ не более 25 г осадка/м3.

Основные характеристики дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами (городского) по ТУ 38.401-58-170-96 представлены в табл. 2.6.

Таблица 2.6

Наши рекомендации