Органы управления и связи Т-18

Для поворота танка предназначались ленточные тормоза. Они же применялись для торможения на спуске и как стояночные. Барабан тормоза левой или правой гусеницы размещался на валу зубчатки дифференциала перед конечной (бортовой) передачей. Для управления ими предназначались два рычага и педаль. Для остановки танка можно было воспользоваться сразу двумя рычагами или тормозной педалью. Для стоянки имелся зубчатый сектор, удерживающий тормозную педаль в нажатом положении.

Под правой рукой механика-водителя на полу устанавливалась кулиса переключения передач с рычагом. Рукоятка для управления зажиганием (привод к магнето) размещалась на левом борту.

Контрольные приборы размещались на щитке справа от механика-водителя на борту танка. Помимо приборов на щитке монтировался центральный переключатель для распределения тока между потребителями (освещение, стартер, звуковой сигнал); манометры давления масла в системе и масляном баке; аэротермометр, показывающий температуру масла в системе; включатель магнето; кнопка стартера; контрольная и осветительная лампочки; кнопка звукового сигнала. Справа от щитка на днище машины находилась аккумуляторная батарея. Ножной переключатель света монтировался на нижнем переднем наклонном листе корпуса.

В качестве приборов наблюдения использовались смотровые щели.

Танк не имел никаких специальных приборов внутренней и внешней связи. Правда, в 1929 году Орудийно-Арсенальный трест выдал Научно-Испытательному Институту Связи задание на танковую радиостанцию. В частности предписывалось разработать и изготовить не одну, а сразу три радиостанции — рядового танка, командира взвода и командира роты. Радиостанции были созданы, но ни одна из них нормально не вписалась в отведенное для нее пространство, поскольку выступающие внутрь головки заклепок, болтов и угольников не были учтены при выдаче задания.

Электрооборудование однопроводное, напряжение бортовой сети 6 вольт. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производится из боевого отделения с помощью специальной рукоятки и цепной передачи или снаружи с помощью пусковой рукоятки. По своим тактико-техническим характеристикам танк Т-18, не уступал прототипу, а по максимальной скорости и бронированию крыши превосходил его. В последующем были изготовлены еще 14 таких танков, некоторые из них получили наименования: "Парижская коммуна", "Пролетариат", "Буря", "Победа", "Красный боец", "Илья Муромец". Первые советские танки принимали участие в боях на фронтах гражданской войны. В самом ее конце производство машин из-за экономических и технических трудностей было прекращено.

Органы управления и связи Т-18 - student2.ru

После глубокой модернизации в 1938 году МС-1 (Т-18) получил индекс Т-18м.

Танк Т-18М

Модификации Т-18

Т-18 — химический танк

В декабре 1930 года один танк Т-18 был оснащен комплексом для химической войны и постановки дымовых завес. Комплекс состоял из баллона емкостью 60,5 литров, в котором под давлением 16 атмосфер находилось жидкое боевое отравляющее вещество, или, для постановки дымзавес — дымообразующая смесь. Оборудование весило 152 кг и монтировалось на «хвосте» танка. Время работы комплекса при одном баллоне составляло 8–8,5 минут, что позволяло при движении танка со скоростью 10–12 км/ч заразить или «задымить» участок местности протяженностью 1,6–1,7 км. Опыты с этим танком велись вплоть до 1934 года, после чего были прекращены.

В архивах удалось найти описание проекта огнеметного танка ОТ-1, в котором бак с огнесмесью располагался на «хвосте» Т-18, а брандспойт монтировался вместо орудия в штатной башне. По косвенным данным этот проект был все-таки реализован «в металле» в 1931 году совместно с Т-18 химическим.

Телетанк ТТ-18

23 марта 1930 года на испытания вышел танк Т-18, оборудованный аппаратурой трехкомандного управления (вправо-влево-стоп) «Мост-1». В ходе испытаний танк, двигаясь со скоростью 2,5–4 км/ч, уверенно выполнял команды оператора и продемонстрировал принципиальную правильность идеи управления боевой машины по радио.

В 1933 году был изготовлен специализированный телетанк ТТ-18, хотя индекс «ТТ» был присвоен ему только в 1934 году. При его создании из интерьера машины были удалены все штатные органы управления, а на месте водителя разместилась новая шестнадцатикомандная аппаратура управления, разработанная в 1932 года. В отличие от предшественника, ТТ-18 мог выполнять очень сложные маневры: менять скорость и направление движения; останавливаться и глушить двигатель; подрывать заряд ВВ на борту и т. д. На телетанки планировали монтировать также аппаратуру выпуска отравляющих веществ. Максимально возможная дистанция телеуправления составляла полтора километра, но реально не превышала 500–1000 м, и то лишь при ясной погоде.

Всего было изготовлено 6 или 7 танков ТТ-18. 8 января 1933 года 5 машин ТТ-18 были переданы для совместных испытаний в специальный отряд № 4 Ленинградского военного округа, куда вошли также телетанки ТТ-26 и ТТ-27. Цель испытаний заключалась в выборе типа телетанка для дальнейших работ и серийного производства.

Испытания продлились 10 дней, а затем были повторены в октябре того же года. Их результаты были, неблагоприятными для ТТ-18. Правда, отмечалась хорошая проходимость танка и легкость его следования командам, но в целом из-за малого веса танка, а также сравнительно узкой колее при высоком силуэте, он практически не мог двигаться по прямой: его все время поворачивало, то влево, то вправо от толчков на ухабах. Поскольку без кардинальных изменений этот недостаток невозможно было исправить, то ТТ-18 на вооружение не был принят и, соответственно, серийно не производился.

Кроме того, найдено описание проекта радиотанка управления механизированных соединений.

Легкий танк Т-20

К 1930 году Т-18 уже не считался перспективным, и потому были начаты работы над основным танком Т-19. Но его проектирование и освоение в серии затянулось, а для вооружения РККА срочно требовались новые боевые машины, причем сразу, а не через сколько-то лет. Поэтому ГУВП приняло решение до начала массового выпуска Т-19 программу изготовления Т-18 не сворачивать, а провести комплекс мер по его капитальной модернизации, чтобы поднять его боевые возможности до уровня, сравнимого с основным танком, и при этом по возможности снизить стоимость. Работы над проектом «Т-18 улучшенный», или Т-20, проводились зимой 1930 года.

В новую машину предусматривалось внести следующие изменения:
1. Увеличить мощность двигателя до 60 л.с.;
2. По возможности улучшить пушечное вооружение;
3. Увеличить боекомплект пулемета;
4. Увеличить емкость топливного бака со 110 до 160 л.;
5. Снизить вес пустого танка (для чего допускалось уменьшение толщины броневой защиты до 15 — 7 мм);
6. Унифицировать катки танка с катками Т-19;
7. Упростить процесс управления танком;
8. Уменьшить число импортных деталей.

Корпус нового танка был готов в мае, хотя должен был быть готов еще в марте. В нем были устранены все недостатки корпуса Т-18, родившиеся в результате его переделки из Т-16. Например, убран ненужный литой удлинитель в носовой части (весом 150 кг), изменено расположение кареток подвески (а также убран лишний передний опорный каток), что улучшало распределение веса танка на гусеницу и уменьшало продольные колебания, упрощена форма корпуса, и в частности — надгусеничных полок (что позволило разместить в них большие бензобаки).

Двигатель танка мощностью 60 л.с. запоздал почти на полгода. Он был подан 14 октября и развил на стенде мощность 57 л.с., правда, при лучшей экономичности. Этот двигатель планировалось устанавливать также на танки Т-18 новых серий, танкетки Т-23, а также малые (легковые) и средние тракторы РККА.

Ввиду того, что клепка очень удорожала конструкцию, в октябре под руководством зав. опытным цехом «Большевика» И. Шумилина были разработаны и изготовлены на Ижорском заводе опытные сварные бронекорпуса для Т-20, а позднее — и для Т-19. В изготовлении одного из корпусов непосредственное участие принял известный в те годы конструктор — самоучка Н. И. Дыренков.

Корпуса подвергли обстрелу из 37-мм пушки стальной гранатой, причем обстрел они выдержали хорошо; только 45-мм пушка оказалась эффективной — были обнаружены трещины в соединительных швах и частичные разрушения листов. Но, несмотря на привлекательность сварки для производства танков, для ее применения в массовом производстве не было, ни необходимого оборудования, ни опыта, на что неоднократно указывали И. Шумилин и директор завода «Большевик» С. Королев.

Башню для танка предполагалось заимствовать от Т-19 вместе с вооружением, но, поскольку таковая изготовлена не была, на опытный образец Т-20 подали штатную башню Т-18 обр. 1930 г.

Вместо «броневого глаза» для механика-водителя установили наблюдательную амбразуру, прикрытую пуленепробиваемым стеклом «триплекс» желтоватого цвета. Убрали и рычаги управления, вместо которых ввели колонку по типу авиационной (предусматривалась впоследствии установка рулевого колеса типа автомобильного).

Первые 15 танков Т-20 должны были быть готовы к 7 ноября 1930 года, поскольку планировалось их участие в параде, но «долгострой» был в то время нормальным явлением (тем более, что созданию танка мешали всевозможные доносы, чистки и разборки с бывшими и действующими членами Промпартии и т. д.) и даже в 1931 году опытный танк не был окончен. Поэтому от заказа на изготовление 350 танков в течение 1931–32 гг. отказались в пользу отечественной версии британского шеститонного танка — Т-26. Недостроенный же опытный Т-20 был передан летом 1931 года для изготовления «60-сильного среднего трактора РККА».

Наши рекомендации