Оценка ответов на экзаменах.

Пояснительная записка.

Экзаменационные билеты по дисциплине Физика составлены на основании рабочей учебной программы с учётом федеральных государственных образовательных стандартов и включают разделы: механика, основы МКТ, термодинамика, агрегатные превращения, основы электродинамики, колебания и волны, оптика, квантовая физика.

На подготовку к ответу студенту отводится обычно до 30 минут. За это время нужно успеть подготовить необходимые выкладки, схемы и графики. Эти записи помогут построить связный, логичный и полный ответ. Для решения задачи или выполнения лабораторной работы в некоторых случаях может быть выделено дополнительное время. Задача или лабораторная работа обычно выполняется на отдельном листе и члены экзаменационной комиссии могут проверить правильность решения по этим записям.

Структура билетов такова:

- первые и вторые вопросы билетов охватывают основной материал физических теорий, изучаемых в соответствии с рабочей программой и с учетом ФГОС, а также применение данных знании в своей будущей профессии.

- третьи вопросы проверяют умение решать задачи или выполнение лабораторной работы из числа обязательных, предусмотренных рабочей программой.

Общее количество вопросов 75, билетов – 25. Каждый билет состоит из двух теоретических и одного практического задания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- описывать и объяснять физические явления и свойства тел,

приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

- приводить примеры практического использования физических знаний:законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

знать:

- фундаментальные физические законы и принципы, лежащие в основе современной физической картины мира;

- наиболее важные открытия в области физики, оказавшие определяющее влияние на развитие техники и технологии; методы научного познания природы.

Вопросы.

1.Механическое движение. Виды механического движения Его характеристики. Относительность движения.

2 Взаимодействие тел. Сила. Законы динамики Ньютона

3 Импульс тела. Закон сохранения импульса. Примеры проявления закона сохранения импульса в природе и использование этого закона в технике.

4. Механическая энергия. Механическая работа. Закон сохранения механической энергии.

5. Основные положения МКТ газов. Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа.

6. Температура и ее измерение. Абсолютная температура

7. . Уравнение состояния идеального газа(уравнение Менделеева- Клапейрона). Изопроцессы

8. Испарение и конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пары. Свойства насыщенного пара.

9. Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.

10 Свойства жидкостей. Явления на границе жидкости с твёрдым телом.. 11.Кристаллические и аморфные тела. Механические свойства твёрдых тел и материалов. Закон Гука..

12. Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

13. Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

14. Необратимые процессы. Второй закон термодинамики.

15. Принцип действия тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве и проблемы их использование.

16. Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

17. Электрическое поле и его характеристики ( напряженность и потенциал поля.).

18. Электроёмкость. Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

19. Электрический ток и условия его существования. Его характеристики. Закон Ома для участка цепи

20. Последовательное и параллельное соединение проводников.

21. Работа и мощность тока. Закон Джоуля- Ленца.

22. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

23. Магнитное поле. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера . Сила Лоренца.

24. Электромагнитная индукция. Закон электромагнитной индукции.

25. Правило Ленца. Самоиндукция.

26. Механические колебания( на примере пружинного и математического маятника.). Характеристики колебательного движения: амплитуда, период, частота. Соотношение между периодом и частотой. График колебания.

27. Механические волны. Длина волны, скорость волны и соотношение между ними. Звуковые волны.

28. Электромагнитные колебания. Период свободных электромагнитных колебаний

29. Переменный ток и его характеристики.

30. Электромагнитные волны и их свойства.

31.Принципы радиосвязи и примеры их использования.

32.Свет как электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света

33.Явление отражения света. Закон отражения света.

34.Преломление света. Закон преломления света. Показатель преломление света.

35. Линзы. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

36.Волновые свойства света ( интерференция, дифракция, поляризация). Электромагнитная теория света.

37. Гипотеза планка. Фотоэффект и его законы.

38. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта

39 Фотоны. Применение фотоэффекта.

40. Давление света. Химическое действие света.

41. Испускание и поглощение света атомами. Спектральный анализ.

42. Квантовые постулаты Бора.

43. Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Ядерная модель атома.

44 Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.

45 Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений.

46. Строение атомного ядра. Изотопы.

47. Ядерные силы. Энергия связи ядра атома.

48. Ядерная реакция. Ядерный реактор.

49. Цепная ядерная реакция и условия её осуществления. Термоядерная реакция

50. Биологическое действие ионизирующих излучений

Решение задач:

- применение законов сохранения массового числа и электрического заряда в ядерных реакциях

-применение уравнение состояния идеального газа ( уравнение Менделеева- Клапейрона)

-применение уравнения Эйнштейна для фотоэффекта

-определение работы газа с помощью графика зависимости давления от его объёма

-применение закона сохранение импульса

-определение показателя преломления стекла

-применение первого закона термодинамики

- применение графиков изопроцессов

-применение закона Кулона

-определение модуля Юнг материала, из которого изготовлена проволока

-применение закона джоуля- Ленца

-Движение ( или равновесие) заряженной частицы в электрическом поле

-определение модуля индукции магнитного поля ( по закону Ампера или силы Лоренца)

-применение закона электромагнитной индукции

-определение периода и частоты свободных колебаний в колебательном контуре ( без затухания)

-применение закона Ома для полной цепи

-определение основных параметров молекул

-определение энергии заряженного конденсатора

Оценка ответов на экзаменах.

Не смотря на то, что экзамены по физике проводятся устно, они предполагают проверку и знания теоретических вопросов и умения их применять при объяснении явлений природы и процессов в технике и быту, и умения решать задачи, выполнять физический эксперимент, работать с дополнительными источниками знаний, анализировать факты, явления, процессы и делать выводы и обобщения.

Оценка «5» на экзаменах может быть поставлена в том случае, если студент правильно и достаточно полно ответил на все вопросы экзаменационного билета и на дополнительные

вопросы и при этом показал умение отобрать главное для ответа, обосновать свой ответ, сделать выводы и обобщения, умение пользоваться справочными материалом, таблицами, схемами, моделями, умение рационально решать задачи и объяснять решение, выполнять физический эксперимент, делать из него выводы. Отвечая на экзаменах, студент должен показать понимание вопросов о материальности и познавательности мира и объективности законов природы, изучаемых в курсе физики. Оценка «5» может быть поставлена и в том случае, если в ответе был допущен один недочёт, или если была допущена одна негрубая ошибка и самостоятельно исправлена после того, как студенту предложили объяснить или повторить тот материал, в котором был недочёт или негрубая ошибка.

Оценка «4» может быть поставлена в том случае, если студент ответил на все вопросы правильно, но один из них раскрыл недостаточно полно, или если он допустил одну негрубую ошибку и не смог самостоятельно её исправить, или допустил два недочёта, или нерационально решил задачу или выполнил измерения либо расчёты при выполнении лабораторной работы, или нерационально пользовался справочником, таблицами, или не смог самостоятельно отобрать один – два предмета оборудования для выполнения лабораторной работы, но показал умение отбирать главное в ответе, делать собственные выводы и обобщения.

Оценка «3» может быть поставлена за правильный и полный ответ на один из вопросов при том условии, если на один из остальных двух будут показаны знания формулировок определений, понятий, законов, правил, теорий дословных или в собственной интерпретации или знание исходных формул, формулировок закономерностей и зависимостей физических величин, необходимых для решения задачи или выполнения лабораторной работы, или когда ответ дан только на два вопроса и при этом в одном из них допущена ошибка, или когда студент притупил к ответу на все три вопроса, но допустил две грубые ошибки, или одну грубую, одну не грубую и один недочёт, или одну грубую и два – три недочёта, или показал неумение выбирать главное в ответе и неумение работать со справочником, таблицами, схемами и допустил одну грубую ошибку или два – три недочёта, или не умел самостоятельно отобрать необходимое оборудование, нерационально проводил экспериментальную работу, но получил правильные результаты и допустил одну грубую ошибку или одну негрубую и два недочёта.

Если студент самостоятельно и правильно ответил только на один из вопросов и показал знание основного материала хотя бы по одному из остальных двух вопросов или при ответе на дополнительные вопросы, то за такой ответ можно поставить оценку «3».

Оценка «2» ставят в том случае, если ученик не знает основных формул, понятий, законов, зависимостей, необходимых для правильного ответа, не умеет отобрать главного, не умеет решать задачи, не умеет анализировать, факты, явления и делать выводы из анализа.

Оценку «1» ставят в том случае, если студент не приступил к ответу

Наши рекомендации