Практика исследования и рассеивания концепций и внутреннего диалога (ВД)
3.17) Иногда предлагают сразу начинать прекращать ВД (т.н. успокоение ума). Я считаю это ошибкой, потому что прекратить ВД в то время, когда ты еще покрыт пеленой НЭ, почти невозможно, или это займет очень много времени. Поэтому нужно добиваться безупречного устранения НЭ, потом провести работу с концепциями, и уже потом устранять механический ВД.
3.18) Мы выявляем мнения, которые у нас есть, и проводим их тщательный анализ, отталкиваясь только от своих восприятий и опираясь на логику, не принимая ничего на веру. В результате беспристрастных рассуждений мы освобождаемся от омраченных догматических концепций. Более утонченный анализ показывает, что логически обоснованные концепции только кажутся обоснованными в сравнении с догматическими концепциями, которые вообще никакой логикой не подкреплены, и так мы освобождаемся и от концепций, кажущихся логически обоснованными.
3.19) С каждой разобранной и рассеянной концепцией процесс идет дальше все быстрее и привычнее.
3.20) После этого нужно приступать к устранению механического ВД. На твердом основании относительной свободы от ОЛВ эта работа проводится сравнительно легко и быстро.
Практика устранения омраченных желаний.
3.21) Многие омраченные желания сильно ослабнут или вовсе прекратят возникать, когда будет достигнуто безупречное устранение НЭ и будут рассеиваться концепции. Но некоторые будут по-прежнему сильны, и нам надо будет их устранить. Омраченные желания удобно разбить на два класса: а) очевидно ложные и б) требующие исследования.
3.22) Очевидно ложные желания возникают несмотря на то, что есть желание не испытывать их, так как они вызывают страдания, неудобства. Например, мне приятно чувство легкого голода, а чрезмерная сытость неприятна, поэтому желание объесться – очевидно ложное. Такие желания необходимо устранять тем же усилием, выработанным при устранении НЭ.
3.23) Все остальные желания необходимо исследовать – т.е. спрашивать себя – «почему я этого хочу»? Если одной из причин возникновения желания является концепция, то ее надо исследовать.
3.24) В отношении омраченных желаний второго типа лучше всего занять позицию умеренной реализации. Если я обнаруживаю, что некое желание концептуально обусловлено, то, если оно все ещё проявляется, я могу его реализовывать до тех пор, пока оно не перейдет в класс очевидно ложных, или пока оно не расслоится на желание очевидно ложное и желание озаренное.
Проявление Переживаний
3.25) Практика устранения ОЛВ неизбежно приводит к тому, что свет Переживаний и ПЛВ начнет пробиваться, и в тот миг, когда не будет проявлено ни одно омрачение, немедленно проявится Переживание или ПЛВ, которые подготавливают почву для Переживаний.
3.26) Описать Переживания крайне сложно. Это просветленные состояния, и тот, кто ни разу их не испытывал, не сможет даже отдаленно себе их представить несмотря ни на какие описания. Поэтому я дам здесь лишь самое общее их описание.
3.27) Блаженство проявляется, когда мы полностью устранили все НЭ. Это переживание сильнейшей экзальтации, невероятно интенсивного и глубокого экстатического блаженства, в котором слились воедино излучающая любовь, радостное сострадание, глубочайшее чувство красоты предельного совершенства, беспричинное счастье и др.
3.28) Устремленность проявляется, когда устранены омраченные желания. Это переживание сильнейшего экстатического влечения к свободе, творческого экстаза, беспредельной силы, сияющего предвосхищения, вечной весны, первобытной свежести ежесекундного творения и др.
3.29) Ясность возникает, когда устранены ложные концепции и механический внутренний диалог. Это переживание предельной ясности, прямого постижения, безграничной мудрости и др.
3.30) Эти три Переживания – Блаженство, Ясность, Устремленность – проявляются в первую очередь и влекут за собой активное пробуждение ПЛВ и остальных двух Переживаний – Пустоты и Единства.
3.31) Пустота возникает как переживание безграничного пространства – не как пространство «вокруг тебя», и не как пространство «в тебе», а «ты сам» и есть это безграничное пространство. Это переживание золотистого сияния в небесно-голубой беспредельности, особой «твердости», «опоры-не-опоры», извечного существования, неуничтожимости, не-существования. Пустота сопровождается особыми «озаренными физическими ощущениями». То, что мы называем «физическим телом» - трансформируется, приобретает невероятные качества.
3.32) Единство возникает, когда прекращено механическое различающее сознание, а также под влиянием «притяжения» других Переживаний. Это переживание отсутствия всяческих границ, невыразимого единого «вкуса» во всем, полного прекращения «я» и «ты». Мельчайшее дрожание травинки отзывается во всей вселенной, которая и есть «ты», поскольку нет более ни «тебя» ни «не-тебя», ни «того» и «этого».
3.33) Когда проявлены все 5 фундаментальных Переживаний, они сливаются в одно невыразимое никакими словами Переживание, которое мне удобно называть словом «самадхи». (Это, конечно, не тот термин «самадхи», который используется в тибетской философии). Именно с этого момента и начинается настоящее Путешествие Сознания.
IY Заключение
Сейчас перед тобой предельно краткое изложение практики прямого пути. Полный текст моей книги «Путь к Ясному сознанию», описывающий эту практику со множеством детальных инструкций, занимает 500 страниц. Сборник статей, написанный другими практикующими и описывающих те или иные детали в практике, на данный момент составляет объем еще в 300 страниц. Так что имеющегося материала вполне достаточно для того, чтобы начать практику и успешно осуществить ее. Полный текст книги и сборника статей на данный момент существует только на русском языке и размещен на моем сайте в Интернет www.bodhi.ru
Текст данного краткого описания на английском языке доступен на том же сайте.
Раздел 01 - «Эмоции»
Глава 01-01