Теоретическое введение по изученным вопросам
Одним из способов пуска электропривода с двигателем постоянного тока независимого возбуждения является ступенчатый реостатный пуск, обеспечивающий ограничение пускового тока и электромагнитного момента двигателя допустимыми пределами. Для двигателей общепромышленной серии допустимые ток и момент не должны превышать 2¸2,5 от номинальных величин. Если же на якорь двигателя подать номинальное напряжение, то пусковой ток IП при неподвижном якоре:
, | (4.1) |
может достигать 10-20 – кратного от номинального значения. Это ведет к нарушению нормальной коммутации, нагреву двигателя и возникновению большого динамического удара вследствие чрезмерного возрастания момента М, поскольку
М=СФМ ·I. | (4.2) |
Для обеспечения нормальной работы привода необходимо выполнение условия:
. | (4.3) |
В исследуемом электроприводе RДОБ.МАКС=R2+R1 и включено последовательно с обмоткой якоря двигателя при разомкнутых контактах КМ2.3 и КМЗ.2 (рис.4). В этом случае при наличии питания и неподвижном якоре электромагнитный момент двигателя равен Ml (рис. 5). При этомМ1 >MСи в соответствии с уравнением движения:
(4.4) |
привод разгоняется по реостатной механической характеристике 2, уравнение которой имеет вид:
, | (4.5) |
где:RСT.2 = R2 + R1 + RД - сопротивление 2-ой ступени. По мере разгона возрастает э.д.с. вращения двигателя:
Е=СФН ·w, | (4.6) |
вследствие чего уменьшается пусковой ток:
, | (4.7) |
и динамический момент привода (4.3;4.4). Это приводит к уменьшению ускорения . Для увеличения ускорения при достижении моментом двигателя значения момента переключения M2 необходимо вывести секцию реостата с резисторомR2, что приводит к возрастанию момента вновь до максимального значения М1 и к дальнейшему возрастанию скорости по мере разгона двигателя по механической характеристике 1, уравнение которой имеет вид:
. | (4.8) |
При последующем уменьшении момента до М2 необходимо вывести секцию R1, после чего двигатель переходит на естественную характеристику "О", которая описывается уравнением (1.1).
Сопротивления ступеней определяют по формуле:
RCT.i = RДli, | (4.9) |
где: i=(2,1,0) - индекс (номер) ступени;
, | (4.10) |
здесь m - число пусковых ступеней.
, , . |
из (4.9)
. | (4.11) |
Сопротивления секций определяются по формуле:
Rci=RДli+1(l-1). | (4.12) |
Для осуществления динамического торможения необходимо якорь двигателя отключить от сети и замкнуть на резистор RТ динамического торможения, оставив обмотку возбуждения под напряжением. В результате двигатель затормозится по механической характеристике 3 во второй четверти системы координат.
. | (4.13) |
Переходные процессы электропривода описываются уравнениями:
, | (4.14) |
, | (4.15) |
. | (4.16) |
Время переходного процесса на каждой ступени определяют по формуле:
, | (4.17) |
, | (4.18) |
где: Rai - сопротивление якорной цепи на iой ступени, Ом;
J - момент инерции привода, кг×м2.