Витальные функции и аффективная сфера

Страхи

Страхи, типичные для стадии развернутого синдрома РДА в возрасте 3—5 лет, занимают большое место и в более раннем возрасте. Иногда даже создается впечатле­ние об их большем многообразии.

Клинический анализ этих страхов (особенно второго года жизни) позволил разделить их на три основные груп­пы:

1. Сверхценные, типичные для детского возраста вообще.

a. Боязнь остаться одному, потерять мать, боязнь чужих, незнакомой обстановки, высоты, лестницы, огня.

b. Страхи, обусловленные ситуационно.

2. Обусловленные характерной для РДА аффективной и сенсорной гиперчувствительностью.

a. Боязнь тихих/ громких звуков. Аутичные дети не только не привыкают к этим обычным звукам, а, наоборот, аффективно все более сенсибилизируются к ним.

3. Неадекватные, бредоподобные, которые можно рас­ценить как предпосылку к бредовым образованиям.

a. Не индуцированная извне боязнь определенных лиц, страх с ощущением присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене.

Феномены, связанные со страхами:

· «Феномен тождества»

«Феномен тождества» также очевиден уже с раннего детства: частые трудности введения прикорма (сопротивление новым видам пищи) большая избиратель­ность, ритуальность в употреблении отдельных видов пищи, страх при перемене обстановки

У аутичного ребенка существует определенная иерархия ценности, ее отдельных составляющих. Не все предметы аффективно равнозначны. Присутствие главных из них, ключевых, может смягчить патологическую реакцию на перемену обстановки.

· Нарушение чувства самосохранения

У детей конца первого—начала второго года жизни преобладает полюс сверхосторожности. Но у части детей уже и на первом году жизни очевидно отсутствие «чувства края», которое в этом возрасте нередко проявлялось в самом буквальном смысле слова

Стереотипии

· Сенсорные стереотипии: верчение кистей перед глазами, произвольные на­пряжения конечностей или всего тела, удары себя по ушам, зажимание их при жевании, сосание простыни или салфетки, издавание определенных, аффективно окрашен­ных звуков.

· Двигательные стереотипии: раскачивания и однообразные повороты головы, удары ею о спинку кровати, бортик коляски; сгибания и разгибания пальцев рук; после шести месяцев - машущие движения пальцами или всей кистью. Как только ребенок научится стоять – раскачивает стенку манежа, прыгает до изнеможения.

· Особое влечение к ритму, дискретно организующему любое ощущение.

· Стереотипные манипуляции с книгой: быстрое ритмичное перелистывание страниц

· Особое стремление аутичного ребенка к качелям: удовольствие от ритма движения, проприоцептивного ощущения взлета и снижения, ритмической перемены в зрительном поле.

Речь

· Слабость или даже отсутствие реакции на речь взрослого.

· Аутичный ребенок часто и ко второму году жизни не отзывается на обращение, не фиксирует взгляда на го­ворящем, не следует предупреждению.

· У 84% аутичных детей гуление появляется вовремя, но нередко звуки лишены инто­нирования.

· Первые слова чаще появлялись в обычные сроки. Это могут быть как обычные слова, так и малоупотребляемые в обыденности.

· Некоммуникативность первых фраз. Иногда фразовая речь не появлялась вообще

· Эхолалии.

· Коммуникативные слова, обращенные к реальности - односложные фразы-команды, большей частью в виде инфинитивных форм глаголов.

· Выраженная диссоциация между малым использованием собственной коммуникативной речи и влечением к вербализации как та­ковой, различным вариациям игры словами.

· Особые обозначения людей и предметов, выявлявшие явные ассоциативные способности.

· Часто дети получали удовольствие от замены одного слова другим, сходным именно не по смыслу, а по звучанию.

· Особая роль слова в формировании действия.

· Страхи, основанные на актуальности буквального смысла выражений. Эти страхи отличались большой остротой

· Легко запоминают стихи, протестуют, если взрослый при чтении пропускает строку. Диссоциация между знанием большого количества стихов и минимальной речью в общении, беспомощностью в окружающем часто была разительной.

· Инверсия личных местоимений, прежде всего отсутствие речи в первом лице. Это особенно необычно, если при этом наблюдается развернутая и богатая речь.

· Мутизм.

· В эхолалиях - правильное копирование интонации, в собственной речи — подъемы тона к концу фразы вне зависимости от смысла речи.

Интеллект

· 22% аутичных детей производили на окружающих впечатление умственно отсталых. Диагностическая квалификация их интеллекта варьировала от тяжелой задержки психического развития до имбецильности. Диагноз особой умственной отсталости в более старшем возрасте установлен в 21%. (наиболее отрешенные от мира дети).

· У наиболее отрешенных от мира детей наиболее отмечаются необычная выразительность лица, «осмысленный, умный взгляд», на первом году — «созерцательность» в выраже­нии лица, утонченность черт («лицо принца»).

· Хорошая пространственная память

Аутичные дети, не полностью отрешенные от окружающего:

· Контраст между ранним развитием абстрактно-логических и выраженным запаздыванием кон­кретно-практических сторон интеллекта.

· При явном недоразвитии аутичный ребенок уже на втором году жизни мог нако­пить большой запас знаний в самых неожиданных областях .

· Интерес к форме и знаку.

· «Все написанное и нарисованное ему понятнее, чем просто увиденное и услышанное».

· У 41% детей уже в раннем детстве обнаруживалась блестящая механическая слуховая и зрительная память.

· Хорошая пространственная память (ориентирование в пространстве, узнавание формы вообще и знание места определенного текста на странице).

· Актуальность для ребенка ситуации, наиболее насыщенной аффективно, независимо от того, в настоящем она или в прошлом.

· 66% детей с раннего возраста очень любили слушать чтение. Очевидно, имеют отношение к интеллекту и тонкое чувство поэзии, прозы, хороший, как это ни странно зву­чит для такого возраста, литературный вкус.

Игра

· Равнодушие ребенка к игрушке, либо её созерцание, либо однообразные манипуляции с одной игрушкой. .

· Предпочтение неигровых предметов, однообразные прими­тивные манипуляции с которыми дают, очевидно, более ощутимый аутостимуляторный сенсорный эффект.

· Часто наблюдались маиипулятивные игры, свойственные более раннему возрасту.

· Выкладывание игрушек и других предметов в длинный ряд. Нередко предпочитают маленькие предметы.

· Отсутствие мимического со­провождения игры.

· Некоммуникативный характер игры.

· Любовь и гиперсензитивность к природе

Витальные функции и аффективная сфера

По особенностям формирования витальных функций и аффективной сферы аутичных детей первых двух лет жиз­ни можно было условно разделить на две основные груп­пы: гиповозбудимых и гипервозбудимых.

Дети I группы — гиповозбудимые: «чересчур спокойны», малоподвижны, пассив­ны, не реагируют на физические неудобства, «спокойная» бессонница (ребенок часами тихо лежит без сна), невыраженность эмоциональной реакции на погремушку, свет, звуки, нередко и на человеческое лицо, подолгу сидит в манеже, ходить эти дети начинают чаще к 1 г. 3—4 мес, они «отстаивают» свою малоподвижность и вялость.

Дети с явлениями гипервозбудимости (30% наблюдений) не представляли однородной группы. Среди них можно было выделить две подгруппы.

а) I подгруппа – неврозоподобные: сочетание малой двигательной активности с тревожностью, склонностью к аффективным колебаниям, общий тревожный фон настроения проявлялся в сос­тояниях дискомфорта и многочисленных страхах, быто­вых сенсорных раздражителях: звуковых, зрительных, тактильных, реакциях страха на новизну, мышечном на­пряжении при взятии на руки. Отмечались нарушения пищевого поведения. Большая часть детей плохо брали грудь. Долго засыпают, прерывистость, значительное смещение вре­мени сна, отсутствие его днем, беспокойство в определен­ные часы сна. Вовремя овладевали навыками опрятности. Метеолабильность

б) II подгруппа – психопатоподобные: двигательно бес­покоен, беспричинный крик, мышечный гипертонус: ребенок квали­фицировался как «расторможенный».И у этих детей были проблемы со сном: его недостаточность, смещение в течение суток. Характерными были крик и плач при пробуждении.Нередко в одних случаях отмечалась диссоциация между отсутствием реакции на голод и пронзительным криком на мокрые пеленки, в других случаях — между нечувствительностью к холоду и криком, резким сопро­тивлением при одевании. Негативизм, агрессия, склон­ность к истериформным проявлениям, аффективная возбудимость.

Восприятие

· Взгляд «сквозь» . Упорная сосредоточенность на рассматривании своих рук, перебирании пальцами у лица.

· ­Поиск одних и тех же зрительных ощущений.

· Свет, цвет, форма, размер предмета, движение имели для них основное значение как аффективно-положитель­ный сенсорный раздражитель, а предмет в целом и в его соотнесенности с окружающим они как будто бы не вос­принимали.

· Выраженная гиперсензитивность

· В слуховом восприятии, так же как и в зрительном, гиперестезия сочеталась с аутостимуляторным стремлением к самораздражению этой функции.

· Любовь к музыке. В конце первого—начале второго года жизни в воспри­ятии музыки иногда нарастал болезненный оттенок. Ре­бенок, очень любивший музыку до года, теперь при ее звуках зажимал уши, громко кричал.

· На втором году жизни наиболее характерным для РДА является атавистический способ обследования окружаю­щего с помощью облизывания, обнюхивания, ощупывания.

· Извращение разных видов чувствительности.

Наши рекомендации