Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД.

Содержание группового занятия

Введение

Все большее усложнение задач регулирования ГТД, необходимость обеспечения регулирования большого числа переменных с более высокой точностью привело к использованию новых конструктивных направлений, например, таких, как системы регулирования, в которых сочетаются электрические, пневматические и гидромеханические устройства.

Электрические устройства обеспечивают более высокую точность регулирования и позволяют осуществить лучшее согласование с датчиками и выполнение логических функций.

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД.

При применении электрических систем осуществляется комплексное регулирование взаимосвязанных основного и форсажного контуров

На рис.1 представлена схема, поясняющая работу электрического регулятора типа РРД при стабилизации заданной частоты вращения ротора ГТД.

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

Рис. 1. Схема работы электрического регулятора типа РРД при стабилизации

заданной частоты вращения ротора ГТД

При перемещении РУД изменяется положение щетки потенциометра R1, которой задается частота вращения ротора ГТД. Действительное (текущее) значение частоты вращения n воспринимается трехфазным тахогенератором ТГ, напряжение которого выпрямляется и усиливается усилителем УЗ. Напряжение Un, снимаемое с потенциометра R2 на выходе усилителя УЗ, пропорционально частоте вращения n авиадвигателя.

На входе усилителя У1 осуществляется сравнение заданного Uпз и текущего Un значений напряжений, снимаемых с потенциометров R1 и R2. Разность напряжений ΔUn усиливается усилителями У1 и У2. Усилитель У2 является генератором прямоугольных импульсов напряжения, длительность которых зависит от величины входного напряжения. Отношение длительности импульса τи к периоду их повторения Т называется скважностью импульсов

Q=τи/T

где, T = τи + τпаузы, и для рассматриваемой схемы линейно зависит от величины входного сигнала усилителя У2:

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

где, К2 - коэффициент усиления усилителя У2.

Изменение величины скважности пропорционально приращению напряжения ΔU2

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

где К1 - коэффициент усиления усилителя У1.

С увеличением скважности Qи импульсов напряжения, поступающих на обмотку электромагнитного клапана подачи топлива ЭМКТ, возрастает количество q подаваемого в двигатель топлива и соответственно частота вращения n турбокомпрессора. Следовательно, для получения нового значения частоты вращения n необходимо и соответственно новое значение скважности. Поскольку изменение скважности ΔQи пропорционально разности напряжений ΔUn, или ΔQи=k*Δn, то для получения различных величия nз необходимо наличие достаточно большой разности Δn=nз-n, т.е, имеется значительная статическая ошибка.

С целью уменьшения погрешности в регуляторе применена положительная обратная связь по частоте вращения ротора авиадвигателя. Эта связь реализуется следующим образом: давление топлива в топливном коллекторе двигателя, пропорциональное частоте вращения ротора турбокомпрессора, измеряется индуктивным датчиком ИД напряжение с которого усиливается усилителем У4 и с потенциометра R3 напряжение коррекции Uк подается на обмотку обратной связи магнитного усилителя У1. В результате изменение скважности импульсов ΔQи определяется суммой:

ΔQи = K2(K1ΔUn + K1ocK4KTn),

где, K1 и K1oc - коэффициенты усиления усилителя У1 для напряжений соответственно ΔUn и Un=K4∙PT=K4KT n

K4 - общий коэффициент усиления элементов ИД, У4, РЗ;

КТ - коэффициент пропорциональности между частотой вращения n двигателя и давлением PТ топлива. Поскольку

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

то

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

Выбирая величины коэффициентов из условия K1 K3=K1oc K4 KT, получим:

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

т.е. статическая погрешность регулятора будет отсутствовать.

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru С целью обеспечения подачи топлива в соответствии с приемистостью двигателя в электрическом регуляторе режимов реализуется экспоненциальный закон изменения скважности импульсов при резком перемещении РУД. Напряжение Uрт (рис. 2), получаемое на выходе индуктивного датчика ИД давления РT топлива, после усиления в усилителе У4 подводится к дифференцирующей цепочке R1-C. С выхода последней напряжение сигнала гибкой отрицательной обратной связи по давлению РT топлива поступает на управляющую обмотку W1 усилителя У6. Усилители У1, У2 и ЭМКТ выполняют те же задачи, что и в схеме на рис. 1.

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

Рис. 2. Схема электрического регулятора режимов

К обмотке W2 усилителя У6 подводится напряжение Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru , снимаемое со щетки потенциометра R. Положением этой щетки задается максимально допустимая скорость измерения подачи топлива (задается вручную или автоматически).

В усилителе У6 магнитные потоки обмоток W1 и W2 сравниваются друг с другом. Если Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru , то напряжение Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru на выходе усилителя У6, т.е. на обмотке W2 усилителя У2, отсутствует. В этом случае изменение подачи топлива в двигатель определяется скоростью изменения напряжения Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru на входе усилителя У1, т.е. происходит в темпе перемещения РУД.

При быстром перемещении РУД Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru . Тогда на обмотке W2 усилителя У2 появляется напряжение Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru . Магнитный поток обмотки W2 усилителя У2 вычитается из потока обмотки W1. В результата уменьшается величина скважности Qи импульсов напряжения на обмотке клапана ЭМКТ и, следовательно, уменьшается подача топлива в двигатель.

Максимальное в начальный момент после перемещения РУД значение напряжения Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru затем уменьшается по экспоненциальному закону.

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

В соответствии с этим законом возрастает величина скважности импульсов напряжения на обмотке ЭМКТ. При этом устанавливается скорость нарастания количества подаваемого в двигатель топлива, определяемая выражением

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru

где Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru - максимально допустимая скорость изменения подачи топлива, определяемая из условий приемистости двигателя.

Она устанавливается путем подбора определенных величин сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора C;

Вопрос №1. Электрические системы регулирования частоты вращения роторов ГТД. - student2.ru - заданное значение приращения величина подачи топлива. Диод в схеме рис. 2 обеспечивает работу схемы ограничения скорости изменения подачи топлива только при движении РУД вперед.

Вывод: все большее усложнение задач регулирования ГТД, необходимость обеспечения регулирования большого числа переменных с более высокой точностью привело к использованию новых конструктивных направлений, например, таких, как системы регулирования, в которых сочетаются электрические, пневматические и гидромеханические устройства.

Электрические устройства обеспечивают более высокую точность регулирования и позволяют осуществить лучшее согласование с датчиками и выполнение логических функций.

При применении электрических систем осуществляется комплексное регулирование взаимосвязанных основного и форсажного контуров

Наши рекомендации