Компрессоры воздуха поршневые

6.7.1 При подготовке к действию и пуске компрессора необходимо:

а) проверить уровень масли в картере или маслосборнике и при необходимости добавить масло, провернув вручную лубрикаторы;

б) подать воду на охлаждение компрессора и промежуточных воздухоохладителей;

в) открыть клапаны продувания на компрессоре и на водомаслоотделителе;

г) открыть запорный клапан воздухоохладителя. Пуск компрессора при одновременно закрытых клапанах продувания и запорном клапане воздухоохладителя запрещается;

д) подготовить к работе и пустить приводной двигатель;

е) после пуска и достижения номинальной частоты вращения закрыть все клапаны продувания.

6.7.2 При подготовке к пуску автоматизированного компрессора следует проверить средства автоматизации и выполнить необходимые переключения в системах в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

6.7.3 Во время работы компрессора необходимо:

- следить за давлением воздуха по ступеням компрессора, не допуская его повышения выше установленного уровня;

- периодически продувать охладители воздуха и водомаслоотделители;

- периодически контролировать уровень масла в картере и маслосборнике, температуру охлаждающей воды, работу лубрикаторов.

6.7.4 Компрессор должен быть немедленно остановлен в случае:

- появления ненормального стука;

- повышенного нагрева подшипников и других деталей;

- повышения температуры выводящей охлаждающей воды выше рекомендуемой;

- повышения давления сжатого воздуха сверх допустимого.

6.7.5 Для смазки компрессоров надлежит применять только специальные компрессорные масла в соответствии с указаниями инструкции по эксплуатации.

6.7.6 Изменение давления воздуха после промежуточных ступеней является следствием, как правило, неисправности клапанов. О неисправности всасывающих клапанов свидетельствует нагрев всасывающего патрубка.

6.7.7 Причиной большого расхода масла может быть:

- высокий уровень масла в картере;

- износ цилиндров и колец или залегание колец;

- несоответствующее или некачественное масло;

- плохая регулировка маслоподачи.

Чрезмерное поступление масла в цилиндры, плохое охлаждение воздуха и несвоевременная продувка могут приводить к образованию взрывоопасной смеси паров масла и воздуха в трубопроводах и воздухохранителе.

6.7.8 После остановки неавтоматизированного компрессора следует закрыть клапаны системы охлаждения (через 2-3 мин. после остановки) и запорный клапан воздухохранителя, открыть клапаны продувания для снижения давления воздуха в напорной магистрали и компрессоре.

6.7.9 При продолжительной стоянке необходимо запускать компрессор не реже одного раза в неделю на 2-3 мин. на холостом ходу.

6.7.10 Характерные неисправности в работе компрессоров, их причины и способы устранения указаны в приложении А.

Машины рулевые

6.8.1 При ТИ рулевых машин наряду с указаниями, приведенными в данном разделе, необходимо руководствоваться указаниями КНД 31.2.002.02, КНД 31.2.002.07.

На ходовом мостике и в румпельном помещении должны быть вывешены краткие инструкции по эксплуатации и блок-схемы рулевой машины, показывающие порядок перехода с одной системы дистанционного управления рулевым приводом на другую и с одной силовой установки (насосного агрегата) на другую.

6.8.2 Перед выходом судна в рейс МХЗ совместно с СТ и ЭМХ обязаны не ранее, чем за 12 ч до назначенного времени выхода произвести осмотр рулевой машины и проверить ее в действии путем полных перекладок руля с борта на борт. Проверке подлежат все силовые установки (насосные агрегаты) главного и вспомогательного рулевого привода, а также аварийный источник энергии, если он предназначен только для питания рулевой машины. Результаты осмотра и проверки регистрируют в машинном журнале.

При постоянной эксплуатации судов (паромов и др.) в условиях относительно. коротких рейсов объем подготовки и проверок может быть сокращен в соответствии с инструкцией, разработанной для каждого конкретного типа судна и согласованной с судовладельцем. На таких судах подготовка и проверка в полном объеме должны выполняться не реже одного раза в неделю.

6.8.3 Помимо проверок, указанных в 6.8.2, не реже одного раза в 3 мес. должны проводиться учения по аварийному управлению рулевым устройством, включая управление непосредственно из румпельного помещения по командам, передаваемым с мостика имеющимися средствами связи. Время и результаты проверок и учений регистрируют в судовом и машинном журналах.

6.8.4 При подготовке к действию рулевых машин с электро гидравлическим приводом следует проверить:

- легкость перемещений золотников и отсутствие их заеданий;

- легкость проворачивания вручную валов насосов переменной производительности при их нулевом эксцентриситете;

- уровни рабочей жидкости в расширительных баках;

- отсутствие нехарактерных шумов, утечек рабочей жидкости, скачков и задержек руля при его перекладках;

- отсутствие незатухающих периодических движений управляющих валиков приборов исполнительного механизма, золотников и гидроусилителей, скользящих блоков насосов и руля.

6.8.5 Рулевые машины должны быть отрегулированы. Показателями качества регулирования гидравлических рулевых машин являются:

- наибольшая точность установки руля в заданное положение, определяемая разностью заданного на посту управления и фактического (по шкале рулевой машины) углов перекладки;

- минимальное рассогласование пулевых положений насосов;

- ограниченный люфт на управляющем органе главных насосов и небольшая общая зона нечувствительности системы управления

(определяется путем плавного поворота штурвала до момента страгивания руля в том и другом направлениях);

- отсутствие сползания руля в режиме управления "простой".

6.8.6 При подготовке к действию паровой рулевой машины необходимо осуществить ее прогрев, проверить исправность привода к пусковому золотнику и действие клапана экономии. Если происходит задержка с отходом судна, паровую рулевую машину необходимо проворачивать через 15 мин. в зимнее время и через 30 мин. - в летнее. При этом клапаны продувания цилиндров должны быть открыты.

6.8.7 Во время плавания рулевое устройство и его механизмы управления на морских судах (и там, где это возможно - на речных судах) должны осматриваться ВМХ не реже одного раза за вахту. При этом следует проверить:

- наличие смазки на трущихся деталях, в пресс-масленках и смотровых стеклах редукторов;

- состояние регулирующих и стопорных устройств;

- отсутствие нехарактерных шумов и перегрева подшипников;

При осмотре гидравлической рулевой машины следует проверить:

- уровни рабочей жидкости в расширительных баках;

- показания манометров гидравлических контуров;

- плавность перекладок руля;

- отсутствие перегрева гидрооборудования и рабочей жидкости и ее утечек;

- отсутствие нехарактерных шумов в насосах и механических соединениях рулевого привода;

- отсутствие автоколебаний деталей.

6.8.8 В течение вахты ВМХ должен периодически контролировать исправность действия рулевой машины по показаниям имеющихся на пульте управления приборов.

В случае обнаружения существенных отклонений показателей работы рулевой машины от нормы ВМХ обязан организовать постоянное наблюдение за ее работой, доложить об этом СТМ и сделать в машинном журнале соответствующую запись.

6.8.9 В сложных условиях плавания должны быть введены в действие две или более силовые установки главного рулевого привода, если они могут работать одновременно.

6.8.10 В случае отказа, или подачи сигнала о неисправности работающей силовой установки рулевого привода (насоса, трубопроводов и др.) ВП и ВМХ должны немедленно принять меры по вводу в действие резервных или аварийных технических средств рулевого привода с последующим выводом из действия неисправных. ВМХ должен немедленно принять меры по устранению причин неисправности, вызвать (при необходимости) ЭМХ и доложить о случившемся СТМ.

Аппараты теплообменные

6.9.1 При включении в работу теплообменного аппарата необходимо вначале открыть клапаны на линии подогреваемой (охлаждаемой) среды, а затем - на линии подогревающей (охлаждающей) среды. По мере заполнения аппарата необходимо выпустить воздух из всех его полостей, открывая воздушные крапы. В вакуумных подогревателях необходимо открыть клапан отсоса воздуха из паровой полости и убедиться в плотности соединений подогревателя.

6.9.2 При ТИ теплообменных аппаратов необходимо:

- по показаниям приборов (термометров, манометров) следить за перепадом температур и давлений на теплообменнике; при выходе перепада температур и гидравлического сопротивления за пределы, установленные инструкцией по эксплуатации, принять меры к очистке аппарата при первой возможности;

- следить за плотностью соединений и своевременно устранять пропуски рабочих сред;

- следить за состоянием изоляции и при необходимости восстанавливать ее;

- следить за работой конденсационных горшков;

- периодически, не реже одного раза за вахту, проверять чистоту конденсата подогревателей топлива и масла через смотровые стекла контрольной цистерны;

- при отсутствии автоматического устройства для удаления воздуха из систем периодически, не реже одного раза за вахту, выпускать воздух из полостей аппарата и продувать указательную колонку паровой полости.

6.9.3 При использовании маслоохладителей и охладителей пресной воды рекомендуется поддерживать давление забортной воды ниже давления масла и пресной воды во избежание их засоления.

6.9.4 Во время работы вспомогательного конденсатора необходимо периодически контролировать качество конденсата и содержание хлоридов. При повышении содержания хлоридов нужно срочно установить источник засоления и немедленно устранить неисправность. Качество конденсата должно соответствовать требованиям правилам технической эксплуатации котлов.

6.9.5 При выводе из действия теплообменного аппарата следует сначала закрыть клапаны на линии греющей (охлаждающей) среды, а затем - на линии подогреваемой (охлаждаемой) среды. При понижении температуры в помещении, где установлен аппарат, до 5°С необходимо осушить его, спустив воду и оставив открытыми спускные и воздушные крапы.

Установки испарительные

6.10.1 Испарительные установки, работающие на забортной воде, разрешается вводить в действие только при нахождении судна в открытом море. Запрещается работа установки при прохождении судном каналов, мелководья и при стоянке в портах. Отступления от этого правила могут быть сделаны лишь в случаях крайней необходимости с разрешения СТМ.

6.10.2 При подготовке к действию и вводе в работу вакуумного испарителя необходимо:

а) наполнить испаритель питательной водой до рабочего уровня, выпуская при этом воздух через воздушный кран;

б) обеспечить подачу охлаждающей воды на конденсатор испарительной установки;

в) включить эжектор (вакуум-насос) и убедиться в наличии надлежащего вакуума;

г) слегка приоткрыть клапан греющей воды (пара) и пустить рассольный насос; одновременно обеспечить подачу питательной воды в испаритель;

д) после появления дистиллята в указательном стекле конденсатора вторичного пара пустить дистиллятный насос;

е) проверяя качество дистиллята, постепенно увеличить открытие клапанов греющей среды для обеспечения необходимой производительности установки и установить нормальное питание;

ж) проверить работу средств автоматизации испарительной установки.

6.10.3 Во время работы установки необходимо периодически проверять уровень воды в испарителе и конденсаторе, значение вакуума в испарителе, работу насосов, производительность испарителя, исправность системы защиты от засоления дистиллята.

При снижении производительности испарительной установки более чем на 20 % от номинальной следует принимать предусмотренные инструкцией меры для очистки нагревательных элементов (в частности, холодное душирование).

6.10.4 Водный режим испарителя должен поддерживаться в соответствии с рекомендациями инструкций по эксплуатации или судовладельца. Необходимо не реже одного раза в сутки проверять общее солесодержание (плотность) рассола, общую жесткость и содержание хлоридов в дистилляте в судовой лаборатории, сравнивая полученные показатели с показаниями солемера. Показатели качества дистиллята, используемого как добавочная вода для котлов, должны отвечать рекомендациям, указанным правилах технической эксплуатации котлов.

6.10.5 При использовании химических реагентов для снижения накипеобразования на испарительных элементах, а также химических методов очистки испарителя следует руководствоваться указаниями судовладельца и рекомендациями РД 31.28.53.

6.10.6 При выводе из действия испарительной установки следует осушить конденсатор, удалить рассол, закрыть все клапаны, произвести осмотр арматуры и трубопроводов, выключить питание на приборы автоматики, аварийно-предупредительной сигнализации и защиты; в испарительных установках, использующих в качестве греющей среды пар, наполнить испаритель питательной водой выше уровня греющих элементов.

6.10.7 Использование дистиллята, полученного в судовых испарителях, в качестве питьевой воды допускается только после ее специальной дополнительной обработки и обогащения микроэлементами. Качество питьевой воды должно удовлетворять требованиям ГОСТ 2874 и [13], [14], [15]. Обслуживание установок для дополнительной обработки воды должно производиться в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

6.10.8 Характерные неисправности испарительной установки, их причины и способы устранения указаны в приложении А.

Наши рекомендации