Общие сведения о металлургических кранах
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ КРАНОВ
Общие сведения о металлургических кранах
Электрические мостовые краны находят широкое применение в цехах металлургических предприятий. Они используются для транспортировки и погрузки руды, кокса, агломерата, шихты; заливки жидким чугуном миксеров, конвертеров; загрузки электрических печей, заливки жидкой стали в МНЛЗ; подачи слитков в нагревательные колодцы прокатных цехов, подачи нагретых слитков на прокатку и т. п.
В зависимости от типа захватывающего устройства различают металлургические краны: крюковые, грейферные, клещевые, магнитно-грейферные и т. п.
Каждый кран имеет механизм подъема, механизм передвижения моста и механизм передвижения грузовой тележки. Механизм главного подъема литейного мостового крана (рис. 78) имеет два грузовых барабана /, которые приводятся в действие двумя двигателями 2 через редукторы 3. С целью обеспечения синхронизации два зубчатых венца 4 грузовых барабанов находятся в зацеплении.
Механизм передвижения моста также приводится в движение двумя двигателями. Двухдвигательный электропривод имеет ряд достоинств: большой диапазон регулирования скорости и момента, уменьшенный суммарный момент инерции системы, возможность создания систем большой мощности при использовании серийных машин, большая надежность и т. п. Стандартная грузоподъемность кранов 0,2—1000 т; в металлургических цехах наиболее часто используются краны грузоподъемностью 80, 100, 125, 160, 200, 250, 320, 400, 500, 630 т. Намечается применение кранов грузоподъемностью 800, 1000 т и более.
Для металлургических кранов характерны весьма тяжелые условия эксплуатации: повышенная температура среды; высокая концентрация пыли; наличие в атмосфере слабых кислот и щелочей; сильные механические воздействия (вибрация, удары); частые пуски под нагрузкой, большие перегрузки и т. п. В отличие от большинства электроприводов производственных механизмов крановый электропривод, как правило, не имеет наперед заданного производственного цикла. Поэтому крановое электрооборудование должно удовлетворять следующим особым условиям эксплуатации: изменение нагрузки в широких пределах значений, большой диапазон регулирования скорости, большая частота включений, частое чередование периодов и пауз; значительные внешние механические воздействия, значительные перегрузки, частые торможения и т. п.
Производительность современных металлургических цехов (особенно конвертерных, мартеновских, прокатных) в значительной степени зависит от производительности и надежности работы кранов. Аварийная остановка механизма крана может привести к застыванию металла в ковше. Поэтому приводы механизмов металлургических литейных кранов относятся к 1-й категории потребителей; мощность каждого из двух двигателей механизма главного подъема выбирается такой, чтобы один двигатель был в состоянии поднять ковш с металлом.
Все многообразие режимов эксплуатации кранового электрооборудования сведено к четырем типовым режимам: легкий — Л; средний — С; тяжелый — Т; весьма тяжелый — ВТ; особо тяжелый ОТ. Ниже приведены характеристики этих режимов:
Режим...................................... Л
......................................... 0,25—0,75
J |
Подвод тока к мостовым кранам осуществляется троллеями, которые прокладывают вдоль цехов и крепят с помощью изоляторов и держателей. Для изготовления троллеев применяют в основном стальной уголок, швеллер, полосу, ленту из стали или алюминиевых сплавов. Расстояние от главных троллеев до уровня земли должно быть не менее 3,5 м при напряжении до 660 В, а в проезжен части — не менее 6 м. Уменьшение указанных расстояний допускается при условии ограждения троллеев.
Главные троллеи жесткого типа должны быть окрашены в красный цвет, за исключением контактных поверхностей. В местах подвода питания участки троллеев длиной 100 мм окрашиваются в следующие цвета при переменном токе: фаза А — в желтый; фаза В — в зеленый; фаза С — в красный; при постоянном токе: положительная шина — в красный; отрицательная — в синий и нейтральная — в белый цвет. Главные троллеи должны быть снабжены световой сигнализацией о наличии напряжения. Для съема тока с троллеев служат токосъемники, которые устанавливаются на мосту (рис. 79).