Разработка конструктивной схемы
Основные технические характеристики комплекса
Семейство ракет-носителей «Ангара»
«Ангара»- семейство разрабатываемых ракет-носителей модульного типа, включающее в себя носители четырёх классов - от лёгкого до тяжёлого - в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 («Ангара 1.1») до 35 («Ангара А7») тонн на низкой околоземной орбите (при старте с космодрома «Плесецк»).
Версия | Ангара 1.1 | Ангара 1.2 | Ангара А3 | Ангара А3/КВРБ | Ангара А5 | Ангара А5/КВРБ | Ангара А7 |
Первая ступень | 1xУРМ, РД-191 | 1xУРМ, РД-191 | 3xУРМ, РД-191 | 3xУРМ, РД-191 | 5xУРМ, РД-191 | 5xУРМ, РД-191 | 7xУРМ, РД-191 |
Вторая ступень | Бриз-КМ (Бриз-КС) | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | УРМ-2, РД-0124 | |
Разгонный блок | -- | -- | Бриз-М | КВСК | Бриз-М | КВТК | КВТК-А7 |
Тяга (на уровне земли) | 196 т | 196 т | 588 т | 588 т | 980 т | 980 т | 1372 т |
Стартовая масса | 149 т | 171 т | 481 т | 481 т | 773 т | 790 т | 1133 т |
Высота (макс.) | 34,9 м | 41,5 м | 45,8 м | 55,4 м | 64 м | ||
Полезная нагрузка (орбита 200 км) | 2 т | 3,7 т | 14,6 т | 14,6 т | 24,5 т | 24,5 т | 35,0 т |
Полезная нагрузка (ГПО) | -- | -- | 2,4 т | 3,6 т | 5,4 т | 6,6 т | 12,5 т |
Полезная нагрузка (ГСО) | -- | -- | 1,0 т | 2,0 т | 2,8 т | 4 т | 7,6 т |
Головным разработчиком и производителем РН семейства «Ангара» является Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
Различные варианты «Ангары» реализуются с помощью различного числа универсальных ракетных модулей (УРМ-1 - для первой ступени, УРМ-2 - для второй и третьей) - один модуль для носителей лёгкого класса («Ангара 1.1» и 1.2), три - для носителя среднего класса («Ангара А3») и пять - для носителя тяжёлого класса («Ангара А5»).
Универсальный ракетный модуль «Байкал»
Многоразовый ускоритель «Байкал» является беспилотным летательным аппаратом, универсальной ракетной ступенью и может использоваться как в составе РН семейства «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов, так и в составе других ракетных комплексов.
Характеристики многоразового ускорителя «Байкал» c РН легкого класса | Значение |
Состав | Универсальный ракетный модуль I ступени РН “Ангара” (УРМ-1), дооснащенный крылом, оперением, шасси, ДУ для возвратного полета, ракетными двигателями ориентации |
Сухая масса | 17,8 т |
Начальная масса | 130,4 т |
Масса при посадке, т | |
Длина, м | 28,5 |
Высота, м | 8,5 |
Размах поворотного крыла, м | 17,1 |
Радиус возвращаемого полета, км | |
Крейсерская скорость полета, км/ч | |
Тип и тяга (зем./пуст.) ракетного двигателя | ЖРД РД-191М (1 шт.), 196 тс / 212.6 тс |
Допустимое количество полетных использований | 10 (с доведением до 25) |
Тип и тяга двигателя для возвратного полета | ТРД, максимальная тяга 5 тс |
Число Маха при разделении со II ст. | 5,64 |
Крейсерский режим возвратного полета | |
Дальность, км | |
Скорость, км/ч | |
Посадочная скорость, км/ч | |
Пробег при посадке, м |
Он оснащён уникальной автоматической системой управления, обеспечивающей сопровождение полета на всех этапах с момента старта в составе РН до посадки на аэродром, входящем в состав космодрома Плесецк.
Первый вариант такой системы управления был отработан на орбитальном корабле «Буран». Несмотря на высокую скорость входа аппарата в атмосферу, отсутствует традиционное теплозащитное покрытие, что существенно снижает затраты на его эксплуатацию. Имеет минимальную стоимость изготовления и эксплуатации.
В зависимости от класса ракеты-носителя Ангара используется разное число многоразовых ускорителей.
Строительная механика конструкции ТУА РКН «Ангара 1,2»
Разработка конструктивной схемы
Транспортно - установочный агрегат (ТУА) для ракетоносителя «Ангара» является передвижным установщиком лафетного типа с горизонтальным транспортированием изделия от монтажно-испытательного корпуса к стартовому комплексу.
Верхняя опора предназначена для закрепления на ней верхней части РКН при транспортировании и установке РКН на пусковое устройство. Опора состоит из ложемента, установленного на раме с возможностью его перемещения в боковом направлении при установке РКН на пусковое устройство и колодок, которые рычагами прижимают РКН к ложементу.
Нижняя опора предназначена для закрепления на ней нижней части РКН при транспортировании и установке ее на пусковое устройство.
Тарированная опора предназначена для создания статического подпора РКН при ее транспортировании. Опора представляет собой ложемент, перемещающийся в вертикальном направлении. Ее крепление к стреле должно быть статически определимым.
Подъемно-установочное устройство (ПУУ) состоит из рамы, крыши, стрелы, нижней каретки, гидродомкрата, закладных элементов, верхней каретки, гидрооборудования, электрооборудования. ПУУ смонтировано в стартовом сооружении.
Верхняя каретка предназначена для опускания (подъема) гидроцилиндром РКН при вертикальном её положении.
Нижняя каретка служит для центрирования РКН относительно оси пускового устройства, осуществляет движение ТУТ с РКН от стрелы (к стреле), поперек стрелы и поворот ТУТ с РКН.
Для стыковки рамы ТУТ со стрелой ПУУ на верхней каретке имеется крюк, в зев которого входит ось кронштейна ТУТ, а на нижней каретке имеются пазы, в которые входят цапфы транспортно-установочной тележки.
Подъем в вертикальное положение производится с помощью шарнирно закрепленных гидродомкратов.