Как же предотвратить покушения? 3 страница

Приёмы вепольного анализа его автор Г.С. Альтшуллер назвал стандартами для решения типовых изобретательских задач. Типовыми названы такие задачи, которые решаются буквально в один-два хода по чётким правилам, основанным на знании законов развития технических систем. По мере развития теории и практики вепольного анализа число разработанных и рекомендованных стандартов возрастает. Если в 1979 году было известно 18 стандартов (в том числе и рассмотренные в данной главе), то к 1989 году их насчитывалось уже 76. Развитие метода идёт как по пути конкретизации, деления стандартов, так и по введению новых стандартов, правомерность которых подтверждена практикой.

В наиболее полном виде вепольный анализ описан в литературе, указанной в конце книги. Освоив этот метод в рамках данной главы, вы можете познакомиться и с другими стандартами и применять их как при решении учебных конструкторских и технологических задач, так и в дальнейшей инженерной практике.

Это интересно:

Изобретателю Виталию Петровскому выдан патент на поворотный мост. Чтобы развернуть мост для прохода судов, достаточно повернуть щит, а остальное сделает вода. Удивительно, что эта идея никому не пришла в голову раньше

Но удивительное не только в этом. Дело в том, что изобретателю всего … 14 лет

Выводы

1. Одним из методов решения технических задач является вепольный анализ (ВА), в основе которого лежит представление простейшей технической системы в виде веполя – двух веществ и поля.

Метод включает 3 правила:

1) Достройка веполя (ВАД);

2) Улучшение элементов (ВАУ);

3) Надстройка веполя (ВАН).

2. Правило ВАД: если система состоит из одного или двух элементов, её достраивают до веполя.

Правило ВАД включает приёмы:

ВАД1 «Добавки»: введение в объект добавки В2, которая создаёт поле П;

ВАД2 «Ограниченные добавки»: при запрещении введения добавок:

- применение вместо внутренней добавки наружной;

- введение в малых дозах особо активной добавки;

- введение добавки на короткое время;

- введение добавки в виде химического соединения, из которого она потом выделяется.

ВАД3 «Максимальный режим»: обеспечение максимального режима при невозможности обеспечить оптимальный режим с последующим удалением избытка.

3. Правило ВАУ: если вепольная система неработоспособна, улучшают один или два её элемента.

Правило ВАУ включает приёмы:

ВАУ1 «Изменение элемента»: изменение элементов путём, повышения их динамичности, идеальности, дробности, управляемости;

ВАУ2 «Замена элемента»: замена элементов на более совершенные.

4. Правило ВАН: если вепольная система неработоспособна, а изменение элемента не дало результата, в систему вводят дополнительные элементы.

Правило ВАН включает приёмы:

ВАН1 «Видоизменённое вещество» - введение между двумя веществами видоизменения одного из них;

ВАН2 «Третье вещество» - введение между двумя веществами третьего;

ВАН3 «Объединение веществ» - объединение вещества с более прочным, жёстким и т.п. веществом с последующим удалением последнего;

ВАН4 «Перенос действия» - направление действия на третье вещество, связанное с первым.

Известны и другие приёмы вепольного анализа.

Вопросы для самоконтроля

3.1. В чём сущность вепольного анализа?

3.2. В чём сущность правила достройки веполя? Приведите пример.

3.3. В чём сущность приёма ВАД1 «Добавки»? Приведите пример.

3.4. В чём сущность приёма ВАД2 «Ограниченные добавки»? Приведите пример.

3.5. В чём сущность приёма ВАД3 «Максимальный режим»? Приведите пример.

3.6. В чём сущность правила улучшения элементов веполя? Приведите пример.

3.7. В чём сущность приёма ВАУ1 «Изменение элемента»? Приведите пример.

3.8. В чём сущность приёма ВАУ2 «Замена элемента»? Приведите пример.

3.9.В чём сущность правила надстройки веполя? Приведите пример.

3.10. В чём сущность приёма ВАН1 «Видоизменённое вещество»? Приведите пример.

3.11. В чём сущность приёма ВАН2 «Третье вещество»? Приведите пример.

3.12. В чём сущность приёма ВАН3 «Объединение веществ»? Приведите пример.

3.13. В чём сущность приёма ВАН4 «Перенос действия»? Приведите пример.

Упражнения и примеры решения

Упражнение 4.1. Вернитесь к выбранному вами из «Перечня» (с.26) объекту. Применяя последовательно приёмы ВА, постарайтесь усовершенствовать объект.

Усовершенствуем молоток с помощью метода ВА.

Правило ВАД.

ВАД1 «Добавки»: ввести в объект добавку В2, создающую поле П:

~ В1 Þ В2 ® П ® В1

Недостаток молотка – недостаточная сила удара.

Предлагается в бойке смонтировать электромагнит В2, который включается в момент опускания молотка. За счёт магнитного поля П удар усилится.

ВАД2 «Ограниченные добавки»: вместо внутренней добавки ввести наружную.

Недостаток молотка - неудобство пользования из-за отсутствия устройства крепления для хранения. Предлагается установить намагниченную планку, на которую «вешать» молоток металлическим бойком.

ВАД3 «Максимальный режим»: использовать максимальный режим, а излишек убрать.

При раскалывании орехов трудно подобрать такую силу удара, чтобы скорлупа раскололась, а ядро осталось целым. Приходится наносить несколько ударов, постепенно усиливая их.

Предлагается в бойке В1 сделать лунку В2 глубиной чуть меньше самого ореха. Это позволит наносить удары с большой силой, предотвращая в то же время разрушение ядра.

Правило ВАУ.

ВАУ1 «Изменение элемента»: изменить элемент вепольной системы, который делает её неработоспособной.

В2 ® П ~ В1 Þ В2¢ ® П ® В1

При нанесении ударов по деревянной ручке стамески ручка может расколоться.

Предлагается изготовить боёк В2¢ из дерева.

ВАУ2 «Замена элемента»: заменить неработоспособный элемент веполя.

В1 ® П ~ В2 Þ В3 ® П ® В1

Для работы на леднике заменим боёк ледорубом В3.

Правило ВАН.

ВАН1 «Видоизменённое вещество»: между В1 и В2 вводят видоизменение В1¢ или В2¢:

В2 ® П ~ В1 Þ В2 ® П ® В1¢ ® В1

Для утапливания шляпки гвоздя В1 на неё кладут шляпкой второй гвоздь В1¢ и наносят удары по нему.

ВАН2 «Третье вещество»: между В1 и В2 вводят третье вещество В3:

В2 ® П ~ В1 Þ В2 ® В3 ® П ® В1

Вместо второго гвоздя применить специальный пробойник В3.

ВАН4 «Перенос действия»: Направить действие на объект В3, связанный с В1:

В2 ® П ~ В1 Þ В2 ® П ® В3 ¾ В1

Чтобы гвоздь В1 не согнулся, его держат плоскогубцами В3 и наносят удары по губкам плоскогубцев.

Упражнение 4.2. Выявите физические противоречия в приведённых ниже задачах и попытайтесь разрешить их с помощью приёмов ВАД.

Задача 4.46. В печь с жидким металлом требуется подавать жидкий кислород. Однако во время транспортировки по трубопроводу из кислородной установки часть кислорода нагревается и газифицируется, что не допускается технологией.

Как быть?

Решение. Эта задача из разряда простейших. Есть вещество В1 – жидкий кислород и тепловое поле П, оказывающее на него вредное воздействие.

Применим приём ВАД1. В качестве В2 следует принять теплоизоляцию трубы. При недостаточном эффекте взять материал с меньшей теплопроводностью и увеличить толщину изоляции. Еще лучше выполнить кислородопровод в виде двух концентричных труб с прокачиванием через промежуток холодной воды.

Задача 4.47.Детали сложной формы шлифуют надувными абразивными кругами. Круг представляет собой баллон из эластичного материала, покрытый слоем абразивного порошка, закрепленного эластичной связкой. Такой круг обеспечивает равномерный съём материала с криволинейной поверхности детали. Однако при шлифовании таким кругом не обеспечивается достаточная сила прижима круга к обрабатываемой заготовке. В результате производительность обработки низкая.

Как повысить производительность шлифования?

Решение.Имеем шлифовальный круг В1 и механическое поле П, обеспечивающее прижатие круга к заготовке. Сила прижатия недостаточна, то есть действие П на В1 неудовлетворительное.

Используя приём ВАД1, в качестве В2 примем ферромагнетик – засыплем в баллон железный порошок, а прижатие круга к заготовке будем осуществлять электромагнитным полем.

Задача 4.48. Вкладыши подшипников скольжения прокатных станов при работе изнашиваются. Износ контролируют замером зазора между шейкой вала и вкладышем. Для такого осмотра требуется остановить стан и демонтировать подшипниковые узлы, что ведёт к остановке всей линии. Если мы просмотрим момент, когда износ вкладыша достиг допустимой величины, может произойти авария.

Как быть?

Задача 4.49.Плоскостность поверхностей после шлифования, шабрения, притирки, например, направляющих металлорежущих станков, проверяют, нанося на контрольную поверхность тонкий слой краски и накладывая одну поверхность на другую, после чего по распределению пятен краски на проверяемой поверхности судят о точности обработки. Слой краски имеет толщину несколько микрометров. Для контроля поверхностей высокой точности, напримернаправляющих прецизионных металлорежущих станков, необходимо применять слой краски толщиной в доли микрометра. Однако такой тонкий слой краски дает отпечатки, которые трудно различить.

Требуется предложить эффективный способ контроля высокоточных поверхностей.

Задача 4.50является развитием задачи 4.48. Об износе двигателя судят по количеству частиц металла в масле. Однако концентрация этих частиц в масле настолько мала, что обнаружить их весьма трудно. Ещё труднее определить их количество.

Как быть?

Задача 4.51.Не так-то просто очистить внутреннюю поверхность трубы от ржавчины или накипи. Большинство применяемых способов очистки весьма трудоёмко.

Предложите простой и надежный способ очистки.

Задача 4.52.В железобетонной стене требуется просверлить несколько отверстий. Сделать это с помощью сверла, оснащенного твёрдосплавной пластиной, несложно, если отверстие не попадёт на арматуру.

А как определить, где проходит арматура?

Задача 4.53.Требуется капнуть из пипетки строго одну каплю лекарства. Вручную это сделать сложно.

Как можно точно дозировать лекарство?

Задача 4.54. – Нам предстоит изготовить большую партию ковриков из пластмассы с ворсинками в виде иголочек, – говорит начальник цеха технологу. – В прошлом году у нас был подобный заказ, но там высота ворсинок была 3 мм. Мы изготовили «штамп» из иголочек. Макаем штамп в расплавленную массу, затем поднимаем, за каждой иголочкой тянется ворсинка, которая тут же застывает.

– Ну, так в чём же дело, давайте, применим этот способ и сейчас.

– Пробовали, ничего не выходит. У нынешних ковриков длина ворсинок 10 мм. На такую высоту пластмасса за иголочками не поднимается.

Что делать?

Задача 4.55.Перед тем, как заправить машину вы хотите убедиться, что в минеральное масло не добавлена вода.

Как это сделать в течение трёх минут?

Задача 4.56.В химической лаборатории посуду требуется тщательно промывать после каждого опыта.

Как убедиться в чистоте посуды?

Задача 4.57.Магнитопроводы запоминающих устройств представляют собой пластины из немагнитного материала с пазами, заполненными ферромагнетиком. Операция заполнения пазов сложная и трудоёмкая.

Как можно её облегчить?

Задача 4.58.Формовочную смесь подают в опоку (ящик с моделью) с помощью пескомётной установки. Вследствие абразивного воздействия головка установки быстро изнашивается.

Как быть?

В качестве подсказки укажем, что подход к решению напоминает решение задачи 4.34 и следующих за ней решений.

Задача 4.59. Для направленного бурения скважины используют отклонитель. Это изогнутая труба, установленная между турбобуром и колонной труб, через которую прокачивают жидкость, приводящую в движение турбобур. Кривизна отклонителя не поддается управлению с поверхности. Приходится часто прерывать бурение, поднимать всю колонну труб, чтобы заменить отклонитель.

Как быть?

Задача 4.60.При бурении глубоких скважин нужно точно знать состояние буровых коронок: не затупились ли зубья, не сломался ли зуб? Не зная этого, приходится работать вслепую, время от времени заменяя инструмент на новый. Для этого из скважины достают всю колонну труб – это иногда несколько километров. Понятно, что операция длительная и трудоёмкая.

Предложите простой и надёжный способ контроля состояния инструмента.

Задача 4.61.Для пожарных машин и машин скорой помощи, спешащих на вызов, дорога каждая секунда. И если на светофоре горит красный свет, то приходится терять драгоценное время либо мчаться наперерез машинам, создавая опасную ситуацию.

Как быть?

Задача 4.62.Большие помещения (склады, ангары и т.п.) нет смысла отапливать зимой, так как они редко посещаются людьми, а хранящимся в них машинам и деталям холод не причинит вреда. Но иногда людям приходится довольно долго работать в этих помещениях. Тёплая одежда сковывает движения, не дает возможности выполнять действия, требующие точных и быстрых движений.

Как быть?

Упражнение 4.3. В приведённых ниже задачах выявите физические противоречия и попытайтесь разрешить их с помощью приёмов ВАН.

Задача 4.63.Опыт показывает, что из всех средств борьбы с мухами в комнате самым эффективным остаётся обычная мухобойка. Единственный её недостаток – от убитых мух остаются следы на стенах, мебели и т.п.

Как избавиться от этого недостатка?

Решение. Читатели журнала «Наука и жизнь» рекомендуют наклеить на поверхность язычка мухобойки слой поролона. Такая мухобойка не оставляет следов.

Задача 4.64.Гололёд – частая причина травм.

Предложите простые способы предотвращения падений в гололёд.

Решение.Известно много вариантов решения проблемы – от простейших до самых сложных. Большинство из них – предложения ввести между каблуком В1 и льдом В2 третье вещество: намазать подошву смесью клея с песком, приклеить к подошве наждачную бумагу, покрыть подошву смесью эпоксидной смолы со стальной стружкой, вбить в каблуки стальные скобки и т.п.

Мы уверены, что вы предложите и другие варианты решения.

Задача 4.65.Пластмассовый шланг пылесоса ломается в месте крепления.

Как можно предотвратить поломку?

Задача 4.66.При мытье полов с помощью «лентяйки» концы металлического прихвата могут поцарапать мебель.

Как этого избежать?

Задача 4.67.Вам поручили почистить и мелко нарезать килограмм луку. По опыту вы знаете, что если не принять специальных мер, вам придётся прослезиться.

Что можно предпринять?

Задача 4.68.До сих пор в технике используется один из древнейших механизмов – клин. Но клиновым устройствам присущ один важный недостаток: клин трудно извлекать. Были сконструированы разного рода «складывающиеся» клинья, но они оказались сложными и ненадёжными.

Что вы можете предложить?

Задача 4.69.Для защиты поверхностей ответственных деталей их перед транспортировкой окунают в раствор полимера, Однако при расконсервации снятие полимерной защиты, особенно с поверхностей сложной формы, достаточно трудоёмко.

Нельзя ли облегчить снятие защиты, не ухудшая её качества?

Задача 4.70. На выставке инженер объясняет посетителям:

– Раньше персики укладывали в ящики вручную, а теперь это делает машина. Конвейер подает пустой ящик на стол. Персики скатываются сверху по лотку. Электромотор заставляет стол вибрировать, чтобы фрукты укладывались плотнее. Прекрасная машина, но… падая в ящик, персики ударяются друг о друга и от этого портятся.

– Можно опустить лоток прямо ко дну ящика, – предложил один из посетителей.

– Можно, конечно, – согласился инженер. – Но по мере наполнения ящика его придется поднимать. Значит, нужна автоматическая система управления. Машина усложнится. Опускать ящик? Ещё сложнее…

Как быть?

Задача 4.71.В автоматической линии для штамповки динамной стали работает магазин, накапливающий заготовки и поштучно их выдающий. Магазин представляет собой коробку, в которую сверху поступают заготовки – плоские стальные листы толщиной 0,5–1,0 мм. Внизу коробка имеет щель, достаточную, чтобы пропустить нижнюю заготовку, выталкивает эту заготовку шибер (толкатель). Недостаток устройства: заготовки слипаются друг с другом, устройство заклинивается, выходит из строя.

Как быть?

Задача 4.72.При прокатке легированной стали возникает неприятное явление – мелкие частицы металла прилипают к прокатным валкам и портят их поверхность. При прокатке обычных сталей этого не бывает.

Как быть при прокатке легированной стали?

Задача 4.73.Свечи быстро прогорают потому, что стеарин вокруг пламени быстро плавится и стекает вниз по стержню свечи. В этом вы сами можете убедиться: бывшая в употреблении свеча всегда в подтёках.

Предложите простой способ борьбы с подтёками, позволяющий увеличить срок службы свечи.

Задача 4.74. При ультразвуковой обработке заготовок методом копирования инструмент прижимают к заготовке и сообщают ему вибрации, а в зону обработки подают абразивную суспензию. При этом инструмент быстро изнашивается, что ведёт к снижению точности обработки.

Как быть?

Задача 4.75.Рассказывают, что однажды художник эпохи Возрождения Лукас Кранах–старший получил заказ на портрет реакционного кардинала Альбрехта Брандербургского. Кардинал должен был быть изображен в своем кабинете с Библией и распятием. Но кардинал был таким страшным, что написать его таким, как есть, было небезопасно. Неужели идти на сделку с совестью?

Художник нашел выход. Кардинал изображен с благообразным лицом. Однако посетители Эрмитажа, бывает, содрогаются, глядя на портрет

Как художнику удалось добиться этого?

Задача 4.76. Вот интересный случай, описанный в литературе. Несколько столетий назад у берегов Японии затонула шхуна. Команда спаслась, а вот груз, среди которого были ценные корейские вазы из тончайшего фарфора, спасти не удалось. Техника того времени не позволяла достать вазы с такой большой глубины… И вдруг эти вазы появились в домах простых рыбаков из прибрежной деревушки.

Как это могло произойти?

Задача 4.77. В Саудовской Аравии (да, наверное, и в других арабских странах) ночью весьма часто происходили столкновения автомобилей с верблюдами. Как сделать животных заметными в темноте? Был принят закон, требующий установки на верблюдах аккумуляторов с лампочкой.

Попытайтесь найти более простое решение с помощью вепольного анализа.

Задача 4.78. Рабочий сварщик наблюдает за зоной сварки только через затемнённое стекло. При работе на стекло попадают брызги металла и портят его. Приходится часто менять дорогие и дефицитные стёкла.

Как быть?

Это интересно:

Американец Чарльз Гудьир долгие годы искал способ сделать каучук нелипким и нечувствительным к жаре и морозу. Он проделал тысячи опытов, на что истратил всё своё состояние. Однажды он случайно положил кусок каучука с серой на горячую плиту. Каково же было его удивление, когда через некоторое время он обнаружил на плите кусок сухого и упругого вещества. Это было то, что мы теперь называем резиной.

«Честь изобретения глубоководного лота принадлежит Петру I. Русский царь разработал специальное приспособление – цилиндрический зонд, который опускается за борт на длинной веревке и при ударе о дно открывается и забирает в себя образцы грунта». Это выдержка из книги американского океанографа 19 века М.Мори «Физическая география моря».

Лот был применен при исследовании с личным участием Петра дна Каспийского моря. За эту работу царь был удостоен звания члена Парижской Академии наук.

Вспомним физику

Без знаний нельзя изобретать,

как нельзя слагать стихи, не зная языка…

Природные способности – хотя и необходимое,

но далеко не единственное условие

для создания новых, полезных обществу изобретений

Альберт Эйнштейн

Есть высшая смелость – смелость изобретения,

где план обширный объемлется творческой мыслью.

А.С.Пушкин

АВП облегчает нам решение творческой задачи тем, что сужает область поиска, делает его более направленным, помогает нам выявить технические и физические противоречия, содержащиеся в задачах. Правильно сформулированное противоречие позволяет нам отказаться от решения задачи методом проб и ошибок и воспользоваться такими эффективными методами разрешения противоречий, как разделение противоречий и вепольный анализ. Но и эти методы сами по себе в большинстве случаев не дают готового решения задачи, а только облегчают его получение.

Применение правил и приёмов разделения противоречий и вепольного анализа быстро выводит нас на путь получения «сильных», нетривиальных решений. Но выход на правильный путь – ещё не конец дороги. Исследования показывают, что в основе «сильных» изобретений лежат, как правило, физические эффекты – свойства, явления и закономерности материального мира. Школьник знаком примерно с сотней физэффектов, инженер после окончания вуза - около 200. В научно-технической литературе на сегодня описано более 5 тыс. физических эффектов и их сочетаний. Если проанализировать фонд описаний изобретений, можно убедиться, что более-менее широко используется менее 100 эффектов, остальные же встречаются довольно редко. Между тем, получить в настоящее время серьёзное техническое решение без применения физических эффектов и явлений достаточно проблематично.

5.1. В мире физэффектов

Он, человек, - творец, он – создатель, он – бог,

человечество было сформировано

не императорами, жрецами и полководцами,

а теми, кто создал топор, колесо, самолёт,

кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

Даниил Гранин

Рассмотрим вновь несколько рассмотренных ранее задач.

В задаче 2.4 мы для расправления лопастей пропеллера у Карлсона использовали центробежную силу. Этот же эффект использован для удаления излишков краски корпусов приборов в задаче 4.17.

В задаче 4.1 (ворота во дворе китайского императора) использовано явление магнетизма. Это же явление лежит в основе способа сбора нефтепоглощающих гранул в океане (задача 4.2), и в способе пережатия трубопровода жидким полимером при ремонте (задача 4.5), и в создании единого полигона для универсальных испытаний дорожных машин (задача 4.6), и для ориентации втулок при сборке машины (задача 4.14), и при защите трубки от пробоя транспортируемыми шариками (задача 4.34), и для обеспечения постоянства контакта щупа прибора со сварным швом с помощью магнитной жидкости (задача 4.37), и при определении места сверления отверстия в железобетонной плите (задача 4.52).

В задаче 4.3, чтобы препятствовать слиянию капель жидкости, мы заряжаем их одноименными зарядами – явление электростатики.

В задаче 4.9 при проверке качества запаивания холодильного агрегата использовано явление люминесценции. Это же явление применено при проверке герметичности закатывания банок с огурцами в задаче 4.10 и при контроле плоскостности поверхности после шабрения в задаче 4.49.

В задаче 4.20 об очистке отливок от песка использован эффект испарения, это же явление учтено при защите от испарения горячей воды в аудитории (задача 4.35) и при подаче СОЖ в зону резания распылённой струёй (задача 4.25).

В задаче 4.15 о получении металлоплакирующей смазки, в задаче 4.16 о предотвращении окисления полимера, в задаче 4.18 о получении пенобетона использованы химические реакции.

В задаче 4.22 о самооткрывающихся теплицах использовано явление теплового расширения. Это же явление мы использовали для растяжения арматуры напряжённого бетона в задаче 4.45, и для подачи микродозы лекарства в задаче 4.53.

В задаче 4.26 использовано явление потери магнитных свойств при переходе через точку Кюри.

Для надёжного закрепления цилиндра на оправке использовано явление магнитострикции (задача 4.40).

Заметим, что из всех решённых нами ранее задач приведенные выше решения – самые интересные, оригинальные, неочевидные. Это говорит о больших возможностях получения «сильных» решений путём использования физических эффектов.

В табл. 5.1 приведено для примера 100 физических эффектов и явлений, изучаемых в средних классах школы. Приведённые здесь определения физэффектов не являются строгими с точки зрения современной физики и даны в виде, удобном для решения технических задач.

Рассмотрим несколько задач.

Задача 5.1. Один из видов мультфильмов – так называемая контурная мультипликация. На фанерном щите художник выкладывает рисунок цветным шнуром, а оператор снимает. На каждом метре кинопленки размещается 52 рисунка. А всего в десятиминутном фильме содержится свыше 15 тысяч рисунков. Поэтому процесс съёмки затягивается на недели.

Нельзя ли ускорить съёмку?

Задача 5.2. В северных районах электрические провода часто покрываются льдом, растягиваются под его тяжестью и рвутся. Приходится время от времени отключать от сети потребителей и подавать сильный ток, под действием которого провода нагреваются, и лёд тает. Возникло противоречие: если часто отключать линию, у потребителей нарушается ритм работы, если редко – возникает опасность обрыва.

Как быть? Решить задачу вы сможете, если откроете учебник физики для восьмого класса.

Задача 5.3. Отрывок из детективного рассказа.

– Я не убивал его, шериф, клянусь вам. Вы же видите, мой пистолет совсем чист, - с отчаянием произнес Ник.

Шериф улыбнулся.

– Убийство произошло двое суток назад, - сказал он. – У тебя было время почистить оружие.

Представьте, что вас пригласили в качестве эксперта. Нужно установить, стреляли или нет из этого пистолета двое суток назад.

Задача 5.4. При съёмках фантастического пейзажа используют такой приём. В налитую в стеклянную ванночку тонким слоем цветную жидкость капают жидкость другого цвета. Капля растекается, возникает причудливая игра красок. Метод очень дешёв и эффективен. Единственный недостаток – перемешиванием нельзя управлять, что снижает возможности метода.

Как устранить этот недостаток?

Задача 5.5. Для очистки горячих газов от немагнитной пыли применяют фильтры из нескольких слоёв металлической ткани. Эти фильтры хорошо задерживают пыль, но именно поэтому их трудно очищать. Приходится отключать фильтр и подолгу продувать его в обратном направлении.

Как быть?

Таблица 5.1

Физические эффекты и явления

Наши рекомендации