Расчет подшипников ведущего вала
1.Определяем тип подшипника в зависимости от соотношения осевой и радиальной нагрузок [1, табл. 9.22] (5.1)
Предварительно принимаем шариковый радиально-упорный подшипник легкой серии 36209 ГОСТ 831-75 [2, табл. 16].
2. Технические характеристики подшипника, Л[2].
Размеры: d=45мм , D=85мм , В=19мм , С=32,3 кН , r=2мм , Со=25,6кН
Принимаем схему установки подшипника "враспор".
Рис. 5.2. Схема установки подшипника
Определяем расстояние Lбаз между точками приложения реакций
, (5.2)
где L – межопорное расстояние для вала, l = 110 мм;
В – наибольшая ширина подшипника, В =19 мм
а – расстояние от точки приложения реакции до дальнего торца подшипника, Л[2].
Определяем расстояние а
, (5.3)
где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, d = 25 мм
D – диаметр внешнего кольца подшипника, D = 52 мм
мм.
мм.
3. Пересчитываем реакции в опорах вала.
Определяем реакции в плоскости XOZ
; ; (5.4)
; , (5.5)
Н;
Н.
Определяем реакции в плоскости YOZ
; ; (5.6)
; , (5.7)
Н;
Н.
Определяем суммарные реакции в опорах
Н; (5.8)
Н.
По графику (рис.13) [2] в зависимости от отношения определяем предварительно коэффициент осевого нагружения и .
5. Определяем осевые составляющие от радиальных реакций, Л[2].
Н, (5.9)
Н. (5.10)
6. Определяем расчетные осевые нагрузки на подшипник, Л[2].
Опора 1: (5.11)
Опора 2: (5.12)
В зависимости от знака в уравнениях (5.12) и (5.13) принимаем расчетные формулы для определения осевых нагрузок на подшипники.
Н. (5.13)
Н, (5.14)
Дальнейший расчет ведем для наиболее нагруженного подшипника, в данном случае это подшипник 2-й опоры.
7. Определяем действительный коэффициент осевого нагружения, Л[2].
, (5.15)
где Кк – кинематический коэффициент, при вращении внутреннего кольца , Л[2]. Кк =1,0 [2].
Х = 0,45 и У = 1,62 [2 табл. 17].
8. Определяем эквивалентную нагрузку на подшипник, Л[2].
, (5.16)
где Х – коэффициент радиальной нагрузки, Х = 0,45;
Y – коэффициент осевой нагрузки, Y = 1,62
Кт – температурный коэффициент, Кт = 1 [2, табл. 14];
Кб – коэффициент безопасности, Кб = 1 [2, табл. 13].
Н.
9. Определяем требуемую динамическую грузоподъемность, Л[2].
, (5.17)
где n – частота вращения кольца рассчитываемого подшипника, n=489 об/мин;
Lh10 – долговечность подшипника в часах при вероятности безотказной работы 90%, Lh10 = 5000 час [2, табл. 13].
r – показатель степени, r = 3 , Л[2].
а1 – коэффициент долговечности в функции необходимой надежности, а1 = 1,0 [2];
а2 – обобщенный коэффициент совместного влияния качества металла и условий эксплуатации, а2 = 0,8 [2, табл. 15].
< Н.
10. Определяем действительную долговечность подшипника, Л[2].
, (5.18)
час.
Подобранные подшипники имеют значительный запас долговечности, что позволит им работать безаварийно на протяжении планируемого срока эксплуатации.