Общее передаточное отношение и разбивка его по ступеням
Общее передаточное число привода u0 = u1u2...ui, где ui - передаточное число одной i-ой ступени передач.
Для удобства запишем:
u¢0 = uред uп = , (1.3)
где uред - передаточное число редуктора;
uп - передаточное число всех прочих (кроме редуктора) передач привода.
Задаваясь по рекомендациям практики (табл. 2 приложения) передаточными числами отдельных ступеней передач
uп = uп1×uп2 = = ,
находят передаточное число редуктора
u¢ред = u¢0/ uп .
С другой стороны, для двухступенчатого редуктора uред = uБuТ, где uБ - передаточное число быстроходной ступени; uT - передаточное число тихоходной ступени.
Способ разбивки общего передаточного числа по ступеням зависит от конструкции многоступенчатого редуктора.
(Передаточное число каждой ступени не должно превышать максимального значения, указанного в табл. 2, а uред. - указанного в табл.3 приложения .)
В зубчатых редукторах за критерий оптимальности разбивки uред принято получение наименьшей массы редуктора. Это приводит к тому, что uБ ³ uТ. Для редукторов с червячной ступенью главным критерием является КПД.
В табл.3 приложения / / даны рекомендации по разбивке uред для двухступенчатых редукторов.
Передаточное число редуктора и передаточные числа его ступеней должны соответствовать рядам предпочтительных чисел R20 по ГОСТ 8032-84:
1; 1,12; 1,25; 1,4; 1,6; 1,8; 2; 2,24; 2,5;2,8; 3,15; 3,55; 4; 4,5; 5; 5,6; 6,3; 7,1; 8; 9; 10; 11,2; 12,5; 14; 16; 18; 20, 22,4; 25; 28; 31,5; 35,5; 40; 45; 50; 56; 63; 71; 80; 100 и т.д. К этому следует стремиться и для других передач.
Общие передаточные числа привода u¢0 и разбивка их по ступеням передач для вариантов двигателей представлены в табл. 1.3.
Таблица 1.3. Передаточные числа привода u¢0 .
Ва ри ан | Двига-тель | u¢0 | u¢п | u¢Б | u¢T | uБ | uT | uред | uп | u0 | Du0% | |
Допускаемое отклонение общего передаточного числа:
Du0 = (u¢0 - u0)×100% / u¢0 = £ [±4%] ,
где u¢0 - общее передаточное число, требуемое по заданным частотам вращения; u0 - окончательное общее передаточное число после разбивки по ступеням и округлений.
Частоты вращения и моменты на валах
Частота вращения i-го вала (i = 1, 2. 3. . .k ; i = 1 - вал двигателя; i = k -вал рабочего органа) :
ni = n1 / u1-i , (1.5)
где u1-i - передаточное число между первым и i-м валами.
Вращающий момент i-го вала :
Тi = Tр.о / (ui-khi-k) ,
(1.6)
где ui-k , hi-k - соответственно передаточное отношение и КПД между i-м и k-м (рабочего органа) валами; Тр.о - номинальный момент рабочего органа
= н м.
Частоты вращения n, мин-1, по формуле (1.5) и моменты на валах Тi, Н.м, по формуле (1.6) (номера валов - см. рис.1.3 ) приведены в табл.1.4.
Таблица 1.4. Частоты вращения и моменты на валах
Вал (i) | П а р а м е т р ы | ||||
u1-i | ni , мин-1 | Ti_, Н×м | |||
I | |||||
II | |||||
III | |||||
IV | |||||
V | |||||