Некоторые положения теории. Обмотка возбуждения данных двигателей включена непосредственно в цепь якоря и обтекается током якоря (или некоторой его частью)
Обмотка возбуждения данных двигателей включена непосредственно в цепь якоря и обтекается током якоря (или некоторой его частью). Таким образом, поток возбуждения главных полюсов изменяется пропорционально изменению тока якоря, т.е. нагрузке двигателя
Ф = КаIа. (40)
В этом случае уравнение скоростной (внешней) характеристики (33) принимает вид:
(41)
Из уравнения (41) видно, что частота вращения двигателя с последовательным возбуждением изменяется обратно пропорционально току якоря. Характеристика близка к гиперболе (рис. 33).
Обратите внимание! При очень малой нагрузке (режим х.х.) частота враще-ния якоря неограниченно возрастает. Двигатель «идет в разнос». Механическая прочность якоря может оказаться ниже возникающих при этом центробежных усилий, что приведет к разрушению двигателя, порой с весьма тяжелыми пос-ледствиями. В связи с этим ПТЭ запрещает включать двигатель последовательного возбуждения без нагрузки, вал двигателя должен быть всегда жестко соединен с валом рабочего механизма, применение каких-либо саморасцепляющихся соединительных муфт не допускается.
Другой особенностью двигателей с последовательным возбуждением является пропорциональность вращающего момента квадрату тока якоря (рис. 34):
(42)
что непосредственно вытекает из уравнений (34) и (40). Это свойство делает данные двигатели практически незаменимыми в тех случаях, когда требуется при относительно малой мощности получить большие пусковые моменты. Двигатели с последовательным возбуждением нашли широкое применение как тяговые двигатели различных транспортных средств, крановые двигатели, двигатели приводов коммутационной аппаратуры тяговых подстанций и контактной сети, стрелочных переводов и т.п.
Рис. 33 Рис. 34
При выполнении лабораторной работы обратите внимание на отмеченные особенности рабочих характеристик испытуемых двигателей.
Одним из способов регулирования частоты вращения двигателей с последо-вательным возбуждением является ослабление магнитного потока главных полюсов (ослабление возбуждения – ОВ), что достигается шунтированием обмотки возбуждения. Глубина регулирования характеризуется коэффициентом ослабления возбуждения
(43)
или
(44)
где rв и rш – соответственно сопротивления обмотки возбуждения и шунта;
Iв и Iш – токи в соответствующих ветвях;
Iа – ток якоря двигателя.
Другим способом регулирования частоты вращения является введение в цепь якоря добавочного сопротивления Rд.
Экспериментальная часть
1) Ознакомиться с рабочим местом, паспортом испытуемого двигателя, схе-мой включения.
2) Собрать, если необходимо, экспериментальную схему, приведенную на рис. 35.
3) Снять естественные (при Rд = 0) внешние (скоростные) характеристики n = f(Iа) при полном возбуждении (ПВ) (β = 1) и двух режимах ослабления возбуждения (ОВ1, ОВ2).
4) Снять реостатную (при Rд = 0) внешнюю характеристику при любом из названных выше режимов.
5) Произвести измерения сопротивлений участков цепи (rа, rв, rш, Rд), если они не указаны на лабораторном стенде.
Расчеты и построения
1) Построить в одних координатах все внешние характеристики.
2) Рассчитать и построить в одних координатах моментные характеристики M = f(Iа) экспериментальных режимов.
3) Построить механические характеристики n = f(M) для режимов ПВ и ОВ (при Rд = 0).
4) Рассчитать коэффициенты ослабления возбуждения по уравнениям (43) или (44).
5) Оформить отчет и привести ответы на контрольные вопросы.
Методические указания
В учебных лабораториях для испытаний предлагаются двигатели стрелочных переводов. Отличительной особенностью их является высокое сопротивление обмотки якоря, что в принципе позволяет включать двигатели без пусковых реос-татов. На приведенной схеме (рис. 35) резистор Rд играет роль регулировочного реостата, хотя может быть использован и как пусковой.
Каждый двигатель сочленен с другим подобным себе, который в данном случае используется в качестве нагрузочного генератора. При сборке схемы со-едините вывод Яоб второй машины с нагрузочным реостатом. Другой зажим ре-остата соедините с любым из выводов С. Если при включении испытуемого дви-гателя нагрузочный генератор не возбуждается, остановите машину, подключите нагрузочный реостат к другому зажиму С и вновь запустите двигатель. Возбужда-ется или не возбуждается генератор, легко определить, включая одну–две ступени нагрузочного реостата.
Для оценки частоты вращения с валом испытуемого двигателя соединен та-хогенератор (ТГ). Если ТГ постоянного тока, то к его выводам необходимо под-ключить вольтметр на 150–300 В постоянного тока. Синхронные тахогенераторы имеют собственную стрелочную индикацию.
Внешние характеристики рекомендуется начинать снимать с наибольшей частоты вращения – нагрузочный реостат полностью отключен. Затем поочередно включаются все ступени реостата. Результаты замеров заносятся в табл. 18.
Рис. 35
При необходимости введения добавочного сопротивления в цепь якоря (Rд = 0) поставьте движок резистора Rд в любое положение и больше не изменяйте его до конца работы. После разборки схемы замерьте сопротивление рабочей части Rд измерительным мостом или по способу амперметра и вольтметра (рис. 36). Резистор R в данном случае необходим для ограничения тока.
Рассчитать величину электромагнитного момента можно по выражению, Н∙м:
(45)
где Eа = U – IаRа.
В свою очередь сопротивление цепи якоря, Ом,
(46)
Механические характеристики n = f(M) легко построить по данным табл. 18. Всего в табл. 18 должно входить пять режимов.
Табл. 19 заполняется на основании имеющихся данных или произведенных измерений. Сопротивления rш1 и rш2 соответствует режимам ОВ1 и ОВ2.
Таблица 18
Таблица экспериментальных и расчетных данных
Режим, β, Ra | Опыт | Расчет | ||||
U, B | Ia, A | Iв, A | n, об/мин | Ea, B | M, Н∙м | |
ПВ β =1 Ra = Rд = 0 | ||||||
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
ОВ1 β = Ra = Rд = 0 | ||||||
и т. д. |
Таблица 19
Сопротивления цепи якоря
rа, Ом | rв, Ом | rш1, Ом | rш2, Ом | Rд, Ом |
Контрольные вопросы
1)Что означает термин «последовательное» возбуждение ?
2) Как изменяется основной магнитный поток с изменением нагрузки?
3) Почему двигатель с последовательным возбуждением нельзя включать без нагрузки на валу?
4) Какие меры предусматривают ПТЭ по предупреждению пуска двигателя в холостую?
5) Как отличаются внешние (скоростные) характеристики двигателей с пос-ледовательным и параллельным возбуждением?
6) Как отличаются моментные характеристики двигателей с последователь-ным и параллельным возбуждением?
7) Какие способы регулирования частоты вращения использованы в про-цессе опыта?
8) Какой из способов регулирования частоты вращения предпочтитель-ней? Почему?
9) Как изменяется положение скоростных и моментных характеристик при ослаблении возбуждения?
10) Как изменятся положения скоростных и моментных характеристик при введении добавочного сопротивления в цепь якоря?
11) В каких областях практически используются двигатели с последователь-ным возбуждением?
Библиографический список
1. К о с т е н к о М.П., П и о т р о в с к и й Л.М. Электрические машины. Часть 1. Л.: Энергия, 1973. 544 с.
2. В о л ь д е к А.И. Электрические машины. Л.: Энергия, 1974. 840 с.
3. В и н о г р а д о в В.А., П о п о в Д.А. Электрические машины железно-дорожного транспорта. М.: Транспорт, 1986. 512 с.
АВИЛОВ Валерий Дмитриевич,
БЕЛЯЕВ Владимир Павлович,
САВЕЛЬЕВА Евгения Николаевна,
СЕРЕГИН Валерий Александрович,
СЕРКОВА Любовь Ефимовна,
ХАРЛАМОВ Виктор Васильевич,
ШЕЛЬМУК Евгений Ильич
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Часть 2
Машины постоянного тока
Редактор Т.С. Паршикова
* * *
Подписано в печать . Формат 60´84 1/16.
Бумага офсетная. Плоская печать.
Усл. п. л. 2,3. Уч.-изд. л. 2,2.
Тираж экз. Заказ .
* *
Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа
Типография ОмГУПСа
*
644046, г. Омск, пр. Маркса, 35