Методы софизмов и парадоксов
Метод парадоксов — создание противоречащих здравому смыслу ситуаций, доказательств, неожиданно и непривычно приводящих к противоречию с традиционными утверждениями и выводами, истинность которых, казалось, не вызывает сомнения. Метод обостряет понимание сути процесса, его тонкостей, стимулирует интерес, побуждает к напряженной работе мысли по распутыванию клубка противоречий.
Софизмы — это уловки, выдумки сродни головоломкам, в которых мнимое доказательство выдается правдоподобное. Этот метод с успехом работает во всех науках, ибо умение довести до абсурда рождает глубокое понимание истины.
Суть метода лучше всего проясняют конкретные примеры.
Задача 1. Половину окружности велосипедист на треке проехал с постоянной скоростью υ1 = 4 м/с. Средняя скорость на всем треке была 10 м/с. Определить скорость на второй половине пути.
Решение. Обычно решение этой задачи получают с помощью известной формулы
υср = , т.к. S1=S2=S, а , , то
υср = ,отсюда .
Подставив значение, = - 40 м/с.
Как понимать полученный ответ? Объясните.
Время движения со средней скоростью должно быть равно сумме времени, затраченного на прохождение каждого участка или .
Но …. без прибавления второй дроби.
Это означает, что время, затрачиваемое на прохождение первой половины пути, уже больше, чем время, отпущенное на прохождение с данной средней скоростью всего пути. При таких исходных данных задача лишена смысла.
Задача 2. На наклонной плоскости высотой Н лежит свернутый в рулон линолеум. М - масса рулона, R - его радиус. Край линолеума прикреплен гвоздем к полу. После легкого толчка линолеум случайно покатился, раскручиваясь, вдоль наклоненной плоскости. Вначале его потенциальная энергия Wo = Mg·(R + Н), а в конце W = MgH/2.Куда же исчезла значительная часть энергии?
Решение Значительная доля потерянной энергии пошла в создание звуковой волны (ушла в «хлопок»). Часть энергии при ударе потрачена на деформацию, в конце концов, перешла во внутреннюю энергию. |
Задача 3. Луч из оптически более плотной среды может и не выйти (в случае предельного угла) в среду с меньшей оптической плотностью. Если явление полного внутреннего отражения обладает, как все явления геометрической оптики, обратимостью, то как луч находит точку, где ему следует вернуться в среду более оптически плотную?
Решение. Обратимость, разумеется, выполняется. Тут происходит подмена понятия световой луч и ось луча. Световой луч имеет расходимость: где пучок коснется другой среды, там и начинает происходить преломление. |
Задача 4. Мимо неподвижного наблюдателя, стоящего на платформе, проходит вагон со скоростью υ. В вагоне со скоростью и в направлении движения вагона бросают шарик массой т. Какова кинетическая энергия шарика по отношению к наблюдателю?
Задача 5. При ремонте перегоревшей спирали ее чуть-чуть укоротили. При включении в сеть она стала светиться ярче, так как при параллельном включении (а все бытовые приборы включаются именно так) выделяется мощность Р = U2 /R, которая возрастает при уменьшении сопротивления. Возникает вопрос: нельзя ли для выделения большей мощности почти совсем укоротить спираль нагревателя» оставив лишь очень маленькую длину, тогда (R=ρ·l/S) сопротивление спирали уменьшится, а потребляемая прибором мощность возрастет?
Решение. Очень сильно изменить длину спирали нагревателя нельзя хотя бы потому, что резкое уменьшение сопротивления в цели вызовет очень большой ток и приведет к короткому замыканию. Все нагрузки электрических цепей и источников должны быть в этом плане согласованы.
Приложение №2
МЕТОД ЗЕРКАЛЬНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Метод зеркальных изображений основан на построении изображений предметов в плоских зеркалах. Этим методом можно решать задачи кинематики, электростатики, оптики.
Вспомним, как строятся изображения в плоском зеркале. На рисунке 1, а показано изображение A1В1 предмета АВ в плоском зеркале ОО1. При этом угол падения α1 равен углу отражения β1; β2 =α2; А1О1 =AO; ВО1 = В1О1. Кроме того, плоское зеркало меняет «лево» на «право». Эго свойство зеркальных изображений используется в оптике и электростатике и нe имеет значения в кинематике.
Рис.1
Задача 1. Два мальчика стоят на расстоянии r1 и r2 от бетонной стены и на расстоянии r друг от друга (рис. 2). Один из мальчиков говорит фразу, другой слышит совпадение ее окончания с началом эха. Найти длительность звучания фразы. Скорость звука u.
Решение. Длительность звучания фразы равна разности времен прохождения звука по двум путям 102 и 12: | Рис. 2 |
Метод зеркальных изображений в электростатике основан на следующем свойстве эквипотенциальной поверхности (поверхности равного потенциала): если заменить эквипотенциальную поверхность в произвольном электростатическом поле проводящей поверхностью той же формы и создать на ней тот же потенциал, то электростатическое поле не изменится.
Задача 2. Найти силу взаимодействия точечного эаряда q, расположенного на расстоянии r от проводящей бесконечной заземленной плоскости (рис 3), с этой плоскостью.
Решение: На плоскости в силу явления электростатической индукции наводится заряд — q1 распределенный по ней. Сила взаимодействия заряда q и индуцированного на плоскости заряда - q эквивалента силе взаимодействия заряда q и его «зеркального» изображения - q. Так в электростатике проявляется «лево»— «право». Итак, | Рис.3 |
Задача 3. Два плоских зеркала образуют двугранный угол (n -целое число). Точечный источник света находится между ними на биссектрисе угла. Найти количество изображений источника в зеркалах (рис 4.).
Решение: 1. 2. Все изображения лежат на окружности радиуса О. Если n = 2k (k — целое), то . Тогда в зеркалах будет n -1 изображений. Если n = 2k + 1, то k-ые изображения лежат на продолжениях зеркал. Следовательно, изображений 2k = n - 1. Итак, в зеркалах будет n - 1 изображений. | Рис.4 |
Приложение №3
МЕТОД ОБРАТИМОСТИ
Обратимость — это свойство равновесных процессов, т. е. таких, которые можно осуществить в обратном направлении, повторяя все промежуточные состояния прямого процесса. Строго говоря, реальные процессы необратимы, но в физике изучается довольно много квазистационарных процессов (квази — почти).
Метод обратимости дает возможность упростить решение прямой задачи, когда удается переформулировать ее условие с тем, чтобы воспользоваться известными соотношениями.
Обратимы, например, прямая и обратная задачи механики. В термодинамике обратимы все замкнутые процессы — например циклы Карно, Отто, Дизеля
В электродинамике идея обратимости электрических и магнитных явлений, предугаданная Фарадеем после открытия Эрстеда в 1820г., привела к формулировке закона электромагнитной индукции в 1831г. Обратимость электромагнитных явлений материализована в двигателях и генераторах.
Яркой иллюстрацией ее могут служить все периодические процессы: от механических колебаний маятника до электромагнитных колебаний в контуре.
Известно, что все законы геометрической оптики обладают обратимостью. Применяемые для получения позитивного изображения пластинки и пленки являются еще одним примером ее.
Не является исключением обратимость и в ядерной физике. Наглядным примером могут служить взаимопревращения элементарных частиц.
Понять суть метода обратимости помогут следующие задачи:
Задача 1. За последние полсекунды свободно падающее тело проходит путь, равный 30 м. Найти скорость тела в момент приземления.
Решение. Из уравнений движения и скорости , и исключая , получаем . Последнее выражение запишем иначе: .
Движение из ускоренного «превратилось» в замедленное. Конечная скорость стала «начальной». Представьте себе, что в кино снятый эпизод падения прокручивают в обратном порядке. Таким образом, по методу обратимости значение скорости в момент падения тела следовало получить сразу.
Задача 2. За пятую секунду равнозамедленного движения тело проходит 5см и останавливается. Какой путь тело прошло за третью секунду?
Решение. Используя обратимость, переформулируем задачу так. За первую секунду равноускоренного движения без начальной скорости тело проходит 5 см. Каков его путь за третью секунду?
Решение: Пути, проходимые телом при равноускоренном движении без начальной скорости за последовательные равные промежутки времени, относятся как нечетные числа натурального ряда. Поэтому искомый путь равен 25см.
Задача 3. Откуда необходимо бросить маленький шарик на жестко закрепленную на горизонтальной плоскости полусферу радиусом R, чтобы он остановился в ее вершине? (Рис. 1а)
Решение. Пусть шарик начинает без начальной скорости свободно двигаться с вершины полусферы (рис. 1б.). Дальнейшее движение описывается уравнениями:
x ≈ 1,13R | Рис. 1 |
Из закона сохранения энергии следует, что начальная скорость может иметь единственное значение: .
Задача 4. В калориметре медленно остывает расплав исследуемого вещества. Удельная теплота плавления этого вещества 200 кДж/кг. По графику зависимости температуры вещества от времени, определить удельные теплоемкости вещества в твердом и жидком состояниях. Теплоемкостью калориметра пренебречь (рис. 2).
Решение. Рассмотрим процесс, обратный данному - нагревание. При постоянной мощности нагревателя p. Ответ: | Рис. 2 |
Задача5. Тормозной путь автомобиля 320м. Считая, движение равнозамедленным, разбить весь путь на такие 4 участка, на прохождение каждого из которых затрачено одинаковое время.
Задача 6. Кастрюлю, в которую налит 1 л воды, никак не удается до вести до кипения при помощи нагревателя мощностью 100 Вт. Определить, за какое время вода нагрелась на последний градус.
Приложение №4
ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ
Законы сохранения играют исключительно важную роль в процессе познания физических форм движения материи. В них полагается, что существуют величины, которые обладают замечательным свойством — не меняться во времени. Законы отражают важнейший диалектико-материалистический принцип неуничтожимостей материи и ее движения, взаимосвязь и взаимопревращаемость форм движения.
В известной мере, являясь критерием истины, законы сохранения обладают функцией запрета, то есть непротиворечивость этим законам является убедительным аргументом в пользу их истинности, а несоответствие — безоговорочно отвергает решение любой задачи. В отличие от других приемов и методов решения законы сохранения дают возможность получать конечный результат, не вдаваясь в рассмотрение подробного механизма протекания процесса (явления), когда неизвестны другие данные. В основе метода лежит использование сохранения для замкнутых систем массы системы, электрического заряда, импульсов, моментов импульсов, и, наконец, сохранение полной энергии системы. Природа разнообразна в своих свойствах и проявлениях, но замечательно, что существуют в определенных условиях законы сохранения каких-то физических величин.
Задача 1. При каких углах бросания α существует точка траектории, в которой кинетическая энергия тела в три раза больше его потенциальной относительно уровня Земли?
Решение: Запишем закон сохранения полной механической энергии для начальной точки А и искомой В (Рис. 1). . По условию задачи в точке В: . Тогда ; , но . отсюда .Следовательно, при углах бросания условие задачи выполнено. | Рис. 1 Если h ≤ Hmax, то , |
Задача 2. Два бруска массами m1 и m2 соединены недеформированной легкой пружиной. Бруски лежат на горизонтальной плоскости и μ - коэффициент трения между брусками и плоскостью. Какую минимальную горизонтальную силу F следует приложить к бруску m1, чтобы другой брусок сдвинулся с места?
Рис. 2
Решение. Если на брусок m2 будет действовать внешняя сила больше силы трения
Fвнеш ≥ Fтр, он сдвинется. Значит, эта сила должна быть F ≥ μm2g. Но эта сила возникает лишь за счет сжатия пружины, то есть Fвнеш = Fупр = kΔx = μm2g. (1)
Пусть искомая сила — F, тогда ее работа по сжатию пружины должна сопровождаться и работой против силы трения, действующей на первый брусок.
Уравнение FΔx = (2) показывает, что работа приложенной внешней силы идет на увеличение потенциальной энергии пружины и на работу против сил трения первого бруска. Найдя из (1) Δх = и подставив его в (2), после простейшего преобразования имеем F = .
Задача 3. На нити длиной 2h висит тело малых размеров. Его вместе с нитью отклоняют так, что нить горизонтальна. На какую максимальную высоту поднимется тело, если на пути движения нити посредине расположен гвоздь на одной вертикали с точкой подвеса? Потерями энергии пренебречь.
Решение. После некоторой точки 3, где натяжение нити равно нулю, движение тела аналогично движению тела, брошенного под углом к горизонту. Найдем высоту точки 3 по отношению к точке 2. Н3 = h + h∙cosα, где α подлежит определению. Поскольку T = 0, , то . Скорость υ3 найдем из | Рис. 3 |
закона сохранении энергии. . или .
Подставив значение H3, получим . Поэтому H3 = . Окончательно Hmax = .
После подстановки значений получаем .
Налицо нарушение закона сохранения энергии?! Естественно, нет. Просто тело в этот момент имеет горизонтальную скорость. .
Задача 4. В закрепленном на столе цилиндре под поршнем находится одна «молекула» — шарик массой m. Вначале поршень массой М неподвижен, а скорость молекулы направлена перпендикулярно ему. Какую скорость будет иметь поршень через достаточно большое время? Трение и силу тяжести не учитывать. Все удары абсолютно упругими и что по обе стороны поршня вакуум (М > m).
Задача 5. Два тела одинаковых масс участвуют в упругом соударении. Начальные скорости тел v1 и v2 направлены под углом α друг к другу. Под каким углом β тела разлетаются, если их скорости стали u1 и u2 соответственно?
Задача 6. Какое максимальное количество капель ртути, лежащих на гладкой горизонтальной поверхности, могут слиться в одну большую каплю?
Решение. Согласно одному из важнейших следствий из закона сохранения энергии все в природе стремится к минимуму потенциальной энергии. Поэтому система объединяющихся капель будет сливаться до тех пор, пока уменьшение энергии поверхностного слоя будет меньше (или в критической ситуации станет равным) увеличению потенциальной энергии капли в поле тяжести. Пусть n капель слились в одну. Из закона сохранения массы (плотность ртути считаем постоянной): , где r – радиус первоначальных капель, R – радиус образовавшейся капли.
Изменение поверхностной энергии должно быть равно изменению потенциальной энергии системы.
, , .
В реальном случае число слившихся капель меньше из-за потерь энергии при слиянии на нагрев вещества.
Задача 7. При падении с большой высоты капля испаряется постепенно. С какой высоты (где было облако) падал дождь, если у поверхности он испарился? (Оценить.)