Сигнализация контроля изоляции (ски)
Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ и СКНБП)
СКНБ служит для повышения безопасности движения поезда, позволяя постоянно контролировать нагрев букс и предупреждать аварии в результате перегрева и разрушения роликовых подшипников. В случае перегрева подшипника на электрощите, в вагон подается звуковой сигнал. Основным элементом СКНБ на колесной паре является термо-датчик (ТД). Термо-датчик состоит:
- Латунный корпус
- Эбонитовая втулка
- Легкоплавкая вставка
Проверка СКНБ: При приемке вагона проводник обязан проверить работу СКНБ (постоянный сигнал звонка). Для этого нужно включить кнопку или тумблер с надписью «проверка». Если лампочка не горит и нет звонка, надо немедленно вызвать поездного электромеханика или сделать заявку в электро-ремонт. СКНБ в случае нагрева (электрической или механической неисправности) срабатывает звонком. В пути следования по любой местности немедленно сорвать стоп-кран. Нагрев букс проверяется сравнением температуры по всему вагона.
Особенностью СКНБП является наличие на электрощите дополнительной лампочки питания и полупроводникового блока (ПБ). СКНБП в случае механической или электрической неисправности в цепи срабатывает прерывистый сигнал, в этом случае проводник не срывает стоп-кран, а вызывает поездного электромеханика или ЛНП. При не прерывистом сигнале сорвать стоп-кран. Плавкая вставка в термо-датчике расплавляется при температуре 83-92 . В случае неисправности на стоянках более 5 минут проводник обязан проверять нагрев буксового узла
Ложное срабатывание СКНБ:
- Неправильная установка пружин, при которой происходит перетирание проводов термо-датчика о детали тележки
- Образование наледи на проводах термо-датчика, дождливая погода
- Обрыв провода при вывертывании термо-датчика, удар посторонним предметом
- Низкое напряжение АБ
Сигнализация контроля изоляции (СКИ)
СКИ служит для предотвращения опасного аварийного режима на вагонах с двухпроводной системой электроснабжения. СКИ устанавливается в виде плюсовой и минусовой лампочки на электрощите вагона и проводов на корпусе вагона, с помощью которых контролируется состояние изоляции системы электроснабжения. В случае снижения сопротивления изоляции и глухого замыкания на корпус в системе электроснабжения вагонов, изменяется яркость свечения плюсовой и минусовой лампы (Нормальное горение ламп СКИ в полнакала). В случае если лампочка горит ярче – это утечка на полюс в электрической цепи. При выявлении утечки тока на корпус, проводник должен вызвать немедленно помощника машиниста, при этом отключить все потребители по очереди, отключить генератор, во время стоянки отключить АБ.
При подаче тока по низковольтной магистрали на соседний вагон – плюс гаснет, минус горит в полный накал. В случае подачи питания на соседний вагон проводник должен уметь нагрузку на 50 %. В аварийном вагоне используется только система освещения.