Моторные масла и принцип действия системы
Трущиеся поверхности деталей двигателя, несмотря на хорошую обработку, имеют шероховатости (рисунок 15 а). В процессе работы неровности на соприкасающихся поверхностях приводят к возникновению силы трения, препятствующейдвижению, и тем самым снижают мощность двигателя. Трение вызывает нагрев деталей и ускоряет их изнашивание. Чтобы уменьшить силу трения и одновременно охладить детали, между их трущимися поверхностями вводят масло.
Различают следующие виды трения:
- жидкостное (при наличии между деталями слоя жидкости
(рисунок 15 б))',
- граничное (при сохранении в пятне трения жидкостной
пленки толщиной хотя бы с молекулу вещества);
- сухое, возникающее в случае разрыва молекулярных связей в жидкостной пленке (рисунок 15 а) (вскоре этот вид трения переходит в диффузионноеспекание материалов, сопровождающееся нагревом).
Рисунок 15: а - трение сухое; 6 - трение жидкостное
Для смазывания деталей двигателя применяю! высококачественные моторные масла, получаемые из неф т (минеральные) и из синтезируемых кремниевых соединений (полусинтетические и синтетические). Все моторные масла должны обладать свойствами, необходимыми для работы ДВС, - липкостью, вязкостью, омыляемостью, температурной стойкостью и т.д.
Масло должно иметь хорошие антикоррозионные свойства. Для повышения качества к моторным маслам
добавляют специальные присадки. Для двигателей сельскохозяйственных тракторов применяют минеральные масла групп В, Г и Д.
Масла группы В предназначены для среднефорсированных дизелей, Г для высокофорсированных, Д для дизелей с турбо-наддувом. Марки масел М-8В, и М-ЮГ, обозначают следующее: М моторное; 8 и 10 - кинематическая вязкость, мм/с, при 100°С; В и Г - принадлежность к группе масла; индекс 1 для карбюраторных двигателей; 2 - для дизелей.
Масло должно строго соответствовать марке двигателя и сезону. Слишком вязкое масло плохо проходит в зазоры между трущимися деталями, недостаточно вязкое не удерживается в зазоре. В обоих случаях увеличивается износ трущихся поверхностей деталей и снижается мощность двигателя. Летом применяют более вязкое масло, чем зимой.
Летом применяют моторное масло с кинематической вязкостью 10 мм2/с, зимой - 8 мм /с. Для изучаемых тракторных двигателей можно использовать внесезонное моторное масло М-63/ЮГ2. Буква «з» означает, что масло загущенное. По зарубежной классификации АРI (Американский нефтяной институт) отечественным маслам для дизелей групп Г и Д соответствую! масла СС и СD, по классификации SАЕ (Общество инженеров-автомобилестроителей США) SАЕ-20W (зимнее) и SАЕ-30 (летнее).
Надежность работы двигателей во многом зависит от чистоты моторного масла. Оно не должно содержать механических примесей и воды, которые попадают в него при транспортировке, приеме, выдаче и хранении.
В большинствеДВС используют комбинированную смазочную систему. Это значит, что к наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, к остальным -разбрызгиванием и самотеком.
Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, клапанный механизм, втулки распределительного вала и распределительных шестерен. В смазочную систему двигателя (рисунок 16) входят: масляный поддон 1, масляный насос 2, маслоочиститель 6, масляный радиатор 8, масляные каналы и трубопроводы 13, манометр 11, маслозаливная горловина 16. Уровень масла в картере двигателя контролируют и измеряют масломерным стержнем 4.
На нижнем конце стержня выбиты две горизонтальные риски. Масло залипают до уровня верхней риски, обозначенной буквой «П».
Рисунок 16 - Принципиальная схема смазочной системы двигателя Д-243 (трактор МТ'3-82):
1 - масляный поддон; 2 - масляный насос; 3 - редукционный клапан масляного насоса; 4 - масломерныи стержень; 5 – промежуточная шестерня; 6 маслоочиститель; 7 - редукционный (температурный) клапан; 8 - масляный радиатор; 9 - сливной клапан; 10 - распределительный вал; 11 манометр; 12 - ось коромысел; 13 - главный масляный канал; 14 - - полость шатунной шейки; 15 коленчатый вал; 16 - маслозаливная горловина; 17 пробка
После заливки масла в картер рекомендуется запустить двигатель на 2...3 мин для заполнения системы маслом. Затем следует остановить двигатель, дать маслу стечь (в течение 10 мин) и
снова проверить уровень масла. При необходимости добавить масло до отметки «ПI». Излишки масла удаляют из картера двигателя через отверстие в поддоне, закрытое пробкой 17.
Путь циркуляции масла в смазочной системе у большинства тракторных двигателейодинаков. При работе двигателя масло из поддона картера засасывается шестеренным насосом и подается под давлением к маслоочистителю. Очищенное масло охлаждается в масляном радиаторе и поступает в главный масляный капал 13. Из этого канала масло проходит по просверленным отверстиям в блоке к коренным подшипникам коленчатого вала и к шейкам распределительного вала.
Но наклонным отверстиям в коленчатом валу масло попадает в полость шатунных шеек 14, где дополнительно очищается и, выходя на поверхность шеек, смазывает шатунные подшипники. От первою коренного подшипника масло поступает к пальцу промежуточной шестерни и втулке шестерни топливного насоса.
По каналу в задней шейке распределительного вала от коренных шеек масло пульсирующим потоком подается в вертикальный канал блока и по каналам в головке и наружной трубке -в пустотелую ось коромысел 12. Через отверстия в оси коромысел масло поступает к втулкам коромысел и, стекая по штангам, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала. Стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы, распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием.