Приемки товаров по качеству и количеству поступающих в торговое предприятие

Организации и проведение экспертизы и оценки качества товаров в торговом предприятии.

Приемки товаров по качеству и количеству поступающих в торговое предприятие

В магазине «Фортуна» осуществляется приемка товаров по количеству и качеству в соответствии с нормативными документами: технические регламенты, НТД на продукты, «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Эти инструкции применяются в том случае, если договорами на поставку не предусмотрен иной порядок приемки.

Транспортные средства принимаются без задержки. Приемку товаров по количеству и качеству осуществляют материально-ответственные лица. Приемке подлежат только доброкачественные товары, установленные в ходе приемке бракованный товар возвращается поставщику.

Приемка по количеству в магазине «Фортуна» осуществляется путем сверки массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями товарно-транспортных накладных, счетов фактур и других сопроводительных документов.( приложение 3)

Товар, поступивший без тары, в открытой или поврежденной таре, принимают отдельно по количеству и качеству сразу при разгрузке транспортного средства. Товар, поступивший в исправной таре принимают по массе брутто и количеству мест, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте- одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а для скоропортящихся товаров – до 24 часов с момента получения товара.

Количество товара определяется в тех же единицах, которые указаны в товарно-сопроводительных документах. Массу тары определяют одновременно с массой нетто товаров. Завес тары оформляется актом не позднее 10 дней после освобождения тары, а из под влажных продуктов – сразу после освобождения, если иные сроки не оговорены в договоре на поставку.

При обнаружении недостачи товаров приемка приостанавливается, обеспечивается сохранность этих товаров и составляется акт. Если не соответствует масса брутто отдельных мест, массе указанной в документах, то эту тару нельзя вскрывать, а необходимо пригласить представителя поставщика. Он должен явиться не позднее, чем на следующий день после получения вызова, а по скоропортящимся товарам – в течение 4 часов. Если поставщик иногородний, он должен явится в течение 3 дней, не считая дороги, если иной срок не предусмотрен договором. Вызов поставщика осуществляется телеграммой, телефонным звонком, не позднее чем через 24 часа, а по скоропортящимся товарам – немедленно. В уведомлении указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительных документов, и количество недостающей продукции. В случае, если поставщик не прибыл по вызову, то для составления акта приглашают представителя общественности . В случае обнаружения недостатка или излишков товаров составляется акт, за тем в течение 1 месяца после составления акта направляют претензии к поставщику.

Если товар принимают от транспортной организации в таре-оборудовании с пломбами, то проверяют исправность тары-оборудования и чехлов. Проверяют соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам, затем делают отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка осуществляется без участия лица доставляющего товар, а если не исправна тара-оборудование или нарушены пломбы, то составляется акт.

Приемка по качеству при одногородних поставках осуществляется в течение 10 дней, а для скоропортящихся товаров – в течении 24 часов с момента получения. При иногородней поставке – в течении 20 дней, для скоропортящихся товаров – до 24 часов. При приемке по качеству проверяют: качество товаров, комплектность, соответствие тары, упаковки и маркировки требованиям. При обнаружении некачественных товаров, приемку приостанавливают, составляют акт, вызывают поставщика ( в те же сроки, что и при приемке по количеству). В одностороннем порядке можно продолжить приемку, если это предусмотрено договором. Затем предъявляют претензии поставщику в письменном виде ( в те же сроки, что и при приемке по качеству).

К товаросопроводительным документам относят: счета фактуры, различные накладные: товарно-транспортные, железнодорожная, накладная на перевозку в контейнерах, автонакладная.

Счет фактура составляется поставщиком, содержит описание товаров, цену, номер транспортного документа, сумму счета и иные реквизиты. Накладные оформляются в основном с помощью компьютерных программ. Существуют различные унифицированные формы накладных. В магазине «Фортуна» используется форма № ТОРГ-12, утверждена постановлением Госкомстата России (приложение 1).

Товарная накладная содержит следующую информацию: наименование документа, ее номер, дата выписки, наименование поставщика, наименование и краткое описание товаров, количество товаров и единиц измерений, цена за единицу, общая сумма по каждой товарной позиции с указанием суммы с учетом и без учета НДС. При приемке товара, сверяется количество мест товара с накладной, счетом фактурой, и эти документы подписываются материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяются круглыми печатями поставщика и получателя.

Товарно-транспортная накладная форма 1-Т составляется поставщиком и является первичным проходным документом при поступлении товаров автотранспортом, состоит из двух разделов: товарного и транспортного.

Товарный раздел заполняется поставщиком и содержит сведения о поставщике и плательщике (наименование, адрес, банковские реквизиты), о товаре и таре (артикул, наименование, краткое описание товара, количество мест, масса, цена, вид упаковки, сумма НДС и подписи лиц, отпустивших и принявших товар).

Транспортный раздел содержит следующую информацию: срок доставки груза, номер автомобиля, путевого листа, наименование (адрес заказчика товара, грузополучателя, грузоотправителя), сведения о грузе (артикул, наименование, краткое описание товара, масса брутто товара, вид упаковки, количество мест).

Все товары, реализуемые в розничной торговой сети должны быть безопасны для жизни, здоровья, имущества человека, а также здоровья животных и растений, если они предназначены для них. Запрещено реализовать товары, в особенности продовольственные, не имеющие документов, подтверждающих их безопасность.(приложение 4)

Для идентификации маркировки на соответствие требованиям ГОСТ Р 51074 был отобран образец сока апельсинового «Моя семья» ООО «СП Нидан-Экофрукт», Россия, реализуемого в магазине «Фортуна» Результаты идентификации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты идентификации маркировки сока апельсинового «Моя семья»
Состояние маркировки по ГОСТ-Р 51074 Характеристика образца Заключение
Наименование продукции и его тип Сок, восстановленный апельсиновый «Моя семья» Соответствует
Наименование и местонахождение изготовителя ООО «СП Нидан-Экофрукт», Россия,630020,г. Новосибирск Соответствует
Товарный знак изготовителя Имеется Соответствует
Объем 0,2л Соответствует
Дата розлива 30.04.2012 17:28 Соответствует
Срок годности и условия хранения до 30.04.13. Хранить при t от 0 до 25°С и относительной влажности воздуха не более 75%. После вскрытия упаковки хранить в течении 7 дней. Соответствует
Состав продукта 100% сок Соответствует
Информация о подтверждении соответствия Свидетельство о государственной регистрации продукта Соответствует
Нормативный документ, по которому изготовлен продукт   ТУ 9163-008-49085249-02  
Пищевая ценность продукта   44 ккал.  

Заключение: по результатам идентификации маркировки сока апельсинового «Моя семья» установлено, что маркировка соответствует требованиям ГОСТ-Р 51074.

Оценку качества сока по органолептическим показателям на соответствии требованиям ГОСТ Р 52186 проводили на образце сока апельсинового «Моя семья».

Результаты оценки качества сока апельсинового"Моя семья" по органолептическим показателям указаны в таблице 4. Таблица 4 Результаты оценки качества сока апельсинового «Моя семья»  
Показатели качества по ГОСТ Р 52186 Требования стандарта Характеристика образца Заключение
Внешний вид и консистенция апельсинового сока с мякотью Однородная текучая жидкость с мякотью фруктов. Допускается незначительные осадки на дне тары и небольшое расслоение Однородная, текучая жидкость с мякотью Соответствует
Вкус и аромат Хорошо выраженые, свойственные соответствующим концентрированным сокам. Допускается естественная горечь и легкий привкус эфирных масел. Не допускаются посторонние привкусы и запахи Хорошо выраженные, свойственные апельсину вкус и аромат Соответствует
Цвет   Однородный по всей массе, свойственный цвету одноименных фруктов соков прямого отжима из которых были изготовлены восстановленные соки Однородный по всей массе апельсиновый. Соответствует

Заключение: по результатам органолептической оценки качества апельсинового сока «Моя семья». Установлено, что все показатели соответствуют требованиям ГОСТ Р 52186.

Таким образом, приемка товаров и оценка качества в магазине «Фортуна осуществляется в соответствии с требовании нормативных документов. Проведенная идентификация маркировочных данных и оценка качества сока апельсинового «Моя семья» соответствуют требованиям нормативных документов.

3.2.Торговое оборудование, используемое для реализации товаров в магазине «Фортуна»

В торговых предприятиях используются немеханическое и механическое торговое оборудование.

Немеханическое торговое оборудование подразделяется по следующим признакам:

- по месту использования - для торговых залов магазина, подсобных помещений, мелкорозничных предприятий, складов;

- по способу установки - пристенное, островное, настенное, встроенное;

- по торговому профилю - специализированное и универсальное;

- по назначению - для хранения товаров (стеллажи, подтоварники), подготовки товаров к продаже (столы для фасовки), для приемки товаров по качеству (столы для бракеража), для показа товаров (витрины), выкладки и продажи товаров (горки и прилавки), транспортировки и продажи, для расчета с покупателями (кассовая кабина);

- по материалу изготовления - металлическое, деревянное, комбинированное;

- по способу соединения деталей - не разборное, сборно-разборное, складное;

- по комплектности - штучные изделия и наборы.

Мебель для подсобных и складских помещений:

- подтоварники - предназначены для хранения крупногабаритного товара в жесткой или мягкой упаковке;

- поддоны - для хранения товара и транспортирования его в виде пакета;

- стеллажи - для товара в мелкой упаковке и для товаров уложенных на поддоны.

. По назначению торговый инвентарь подразделяется на основные группы:

- для вскрытия тары;

- для проверки качества товара;

- для подготовки товара к продаже;

- для выкладки и рекламы;

- для отпуска товара;

- для обслуживания покупателей;

- для расчета с покупателями;

- для уборки помещения;

- для вспомогательных операций и личной гигиены;

- для тушения пожаров.

В магазине «Фортуна» используется следующее немеханическое оборудование: стеллажи, лотки для перевозки хлеба, неохлаждаемые прилавки, столы для фасовки и подготовки товара к продаже, подтоварники.

В магазине используется торговый инвентарь для вскрытия тары и подготовки товара к продаже.

В магазине «Фортуна» используется для вскрытия тары – нож для вскрытия мелкой тары, клещи, ножницы. Инвентарь для подготовки товаров к продаже – ножи, струны, доски разделочные, совки, лопатки. Инвентарь для выкладки товаров – лотки. Инвентарь для расчета с покупателями - тарелка для денег, наколки для чеков, микрокалькулятор.

Торговое холодильное оборудование в магазине «Фортуна» предоставлено следующими видами:

- холодильными шкафами марки «UBCIceScream» и «Vestfrost» в количестве 7 шт.

- прилавки- витрины марки « Kifato» в количестве 5 шт.

- холодильные лари марки «ARGOS» в количестве 3 шт.

Холодильное оборудование работает на фреоне и имеет встроенные холодильные агрегаты. В магазине имеется низкотемпературное холодильное оборудование для хранения замороженных продуктов при температуре не выше -18 °С; среднетемпературное - для хранения охлажденных продуктов при температуре от -2 до 8 С; а так же холодильные шкафы, для продажи и хранения напитков при температуре от 10 до 12 С.

Торговые весы предназначены для взвешивания товара, фасовки и последующего расчета общей стоимости по цене за килограмм и измеренной массе. Торговые весы представлены в разном исполнении по расположению дисков на корпусе весов или на стойке. Торговые весы могут быть со встроенным термопринтером для печати самоклеющихся этикеток. Весы могут использоваться как для обычной стационарной работы, так и в составе автоматизированных систем для взвешивания, фасовки, для порционного взвешивания и определения стоимости товара на предприятии торговли любого формата, фасовочных цехах и точках общественного питания. Поскольку торговые весы используют на предприятии для расчета между продавцом и покупателем, то на них распространяется Государственный метрологический надзор, что требует обязательной государственной поверки. Поверку проводят специалисты, аттестованные в качестве поверителей органами Государственной метрологической службы. Результаты поверки средств измерений, признанных годными к применению, оформляют выдачей свидетельства о поверке, нанесением поверительного клейма или иными способами, установленными нормативными документами о поверке.

Поверительное клеймо должно иметь четкий рисунок, который сохраняется на протяжении всего межповерительного интервала применительного к условиям, в которых эксплуатируется то или иное средство измерений.

Весоизмерительное оборудование в магазине «Фортуна» представлено настольными электронными весами с пределом взвешивания 3 кг. Весы имеют калькулятор, тарокомпенсирующее устройство, двухсторонний дисплей, питание от сети и встроенного аккумулятора. Для приемки товара имеются складские напольные с пределом взвешивания 200 кг.

Оборудование, используемое в магазине «Фортуна» представлено в таблице 5.

Таблица 5

Торгово-техническое оборудование магазина «Фортуна»

№п / п Наименование оборудования Размер, м2 Кол-во единиц, шт. Кол-во полок Установочная площадь, м² Демонстрационная площадь, м²
Стеллажи 0,9*0,7 7,56 22,68
Прилавки-витрины 0,6*0,9   2,16 2,16
Столы 1,2*0,6   2,16
Холодильные шкафы 1*0,6 4,2
Морозильные лари 1,6*0,6   4,8 4,8
Стол для приемки товара 0,9*0,5   0,45
Итого:         26,37 50,64

По данным таблицы рассчитаем показатели, характеризующие эффективность использования площади торгового зала магазина.

К уст. = Приемки товаров по качеству и количеству поступающих в торговое предприятие - student2.ru

Где К уст. – коэффициент установочной площади;

S уст. - площадь занятая под оборудование, кв.м.;

Sт.з. – площадь торгового зала, кв.м.

Коэффициент установочной площади показывает, какая часть торгового зала занята оборудованием. Значение этого показателя зависит от конфигурации торгового зала, типа магазина, торгового оборудования и должно находится в пределах 0,27-0,32.

К уст. = Приемки товаров по качеству и количеству поступающих в торговое предприятие - student2.ru = 0, 58

Коэффициент установочной площади магазина «Фортуна» –0,58, что значительно превышает норму и говорит о том, что в магазине узкие проходы между оборудованием, что мешает работе продавца.

Рассчитаем коэффициент экспозиционной площади по формуле:

К эксп. = Приемки товаров по качеству и количеству поступающих в торговое предприятие - student2.ru

Где Кэксп. – коэффициент экспозиционной площади (выкладки товаров)

Sэксп. – экспозиционная площадь( выкладки товаров),кв.м.

Коэффициент экспозиционной площади магазина определяется как частное от деления суммарной площади горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа товаров в торговом зале на площадь торгового зала.

Коэффициент экспозиционной площади характеризует соотношение площадей всех элементов размещенного в торговом зале оборудования, используемого для выкладки товаров в торговой площади магазина. Он в значительной степени определяется ассортиментов реализуемых товаров и их размещением в торговом зале, количеством элементов на каждой единице оборудования и его численным составом. Нормативное значение данного показателя колеблется в зависимости от типа магазина от 0,7 до 0,85.

К эксп. = ––– = 1,12

Коэффициент экспозиционной площади магазина составляет 1,12, что чуть выше пределов нормы.

Таким образом, в магазине «Фортуна» используется современное оборудование, обеспечивающее в полном объеме процесс приемки и реализации товара. Из немеханического оборудования: стеллажи, лотки для перевозки хлеба, неохлаждаемые прилавки, столы для фасовки и подготовки товара к продаже, подтоварники. Холодильное оборудование в магазине «Фортуна» предоставлено следующими видами: холодильными шкафами, прилавки- витрины и холодильные лари. Весоизмерительное оборудование в магазине «Фортуна» – настольными электронными весами и складские напольные весы.

4. Организация продажи товаров в магазине «Фортуна»

Процесс продажи товаров состоит из следующих элементов: встреча покупателя, выявление потребностей, показ товара, информирование об особенности пищевой ценности, предложение взаимозаменяемых товаров и сопутствующего ассортимента, нарезка, упаковка, определение цены и стоимости покупки и расчет с покупателем.

После приемки товаров по качеству и количеству продовец осуществляет их подготовка к продаже и размещения в торговом зале и в складских помещениях. Подготовка товаров к продаже включает: распаковку, осмотр внешнего вида товаров, их зачистка, нарезка, разделка, фасовку и т.д.

Согласно пункту 34 «Правил продажи отдельных видов товаров» в случае предпродажного фасования и упаковки развесных товаров, производимых продавцом объем фасуемых товаров с короткими сроками годности не должен превышать объема их реализации в течении 1 дня торговли.

На расфасованном товаре указывается: наименование, вес, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок годности, номер и фамилия весовщика.

При продаже продовольственных товаров расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. Согласно этим же правилам развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы. Затем товары размещаются в торговом зале по группам, видам, сортам, торговым маркам с учетом товарного соседства, частоты спроса, оформляются ценниками. Ценники должны быть единообразно и четко оформлены и содержат информацию о наименовании товара, его сорте, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника( приложение 6 )

При размещении товаров в торговом зале продавцы стремятся подбирать по принципу комплектности потребления, взаимосвязанности или по названию. Это дает возможность покупателю совершать комплексные покупки, сокращает время их пребывания в магазине. Каждая товарная группа получает свое определенное место, что позволяет постоянным покупателям легко ориентироваться в торговом зале. В торговом зале продавцы при раскладке товаров не допускают пустые полки. Если товар временно отсутствует в продаже, это место заполняется другим, заменяющим его товаром.

Товары дорогостоящие в мягкой упаковке располагают вблизи рабочего места кассира.

Все товары в магазине «Фортуна» выкладывают этикетками и рисунками в сторону обращения покупателей вертикальным способом . Вертикальный способ предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз.

Подготовка товаров к продаже в магазине «Фортуна» осуществляется следующим образом: освобождение о транспортной тары, что осуществляется в подсобном помещении. Затем выкладывается на витрины в вертикальной, горизонтальной или комбинированной выкладке.

Товары, пользующиеся редким спросом и так же более дорогие выкладывают на верхних полках, дешевые размещают внизу оборудования, в том числе навалом.

Наибольшее внимание покупателей привлекают товары, выложенные в поле их зрения на высоте 80-160 см. наиболее удобными зонами выбора товаров являются участки, расположенные с правой стороны по ходу движения. Так же покупатели обращают внимание на торцовые полки горок.

Двигаясь вдоль рядов оборудования, покупатели хуже замечают товары, находящиеся в начале и конце каждого ряда, поэтому здесь желательно размещать товары устойчивого спроса, в яркой упаковке, рекламные материалы.

При хранении товаров в магазине, а так же при реализации в торговом зале необходимо соблюдать температурные режимы хранения, особенно это касается скоропортящихся продуктов, товарное соседство, недопустимости попадания солнечных лучей на товар и другие.

Условия хранения отдельных пищевых скоропортящихся продуктов, реализуемых в магазине «Фортуна» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Условия хранения скоропортящихся продуктов в магазине «Фортуна»  
Наименование продукта (торговая марка) Условия хранения, указанные на маркировке Условия хранения согласно СанПиН 2.3.2.13.24-03. Условия хранения, фактически в магазине
Молоко пастеризованное "Белый город" 4±2 ̊С 4±2 ̊С +5 ̊С
Кефир "белый город" 4±2 ̊С 4±2 ̊С +5 ̊С
Творог "Простоквашино" 4±2 ̊С 4±2 ̊С +5 ̊С
Мясо куриное "Приосколье" -18 ̊С -18 ̊С -18 ̊С
Колбаса вареная "Молочная" 4±2 ̊С 4±2 ̊С +5 ̊С

За соблюдением температурного режима в магазине следят продавцы. Режим хранения скоропортящихся продуктов в магазине «Фортуна» соблюдается.

Ежедневно осуществляется ротация товара при выкладке, т.е. товары ранее завезенные выставляются в 1-ые ряды, а более позднего за ними для того, чтобы в 1-ую очередь реализовать товары раннего завоза.

Порядок денежных расчетов с покупателем: кассир вводит количество и стоимость покупок в кассовый аппарат с помощью клавиатуры или считывания штрих кода сканером, объявляет покупателю общую стоимость всех покупок, четко называет полученную сумму от покупателя; вводит с клавиатуры в память ККМ(контрольно кассовой машины) и кладет деньги отдельно на виду покупателя(проверяет детектором купюр), печатает чек, называет сумму сдачи и выдает ее вместе с чеком,( приложение 5 ) после окончательного расчета кладет полученные о покупателя деньги в денежный ящик.

Таким образом, в процессе продажи товаров в магазине «Фортуна» персонал выполняет следующие функции: встреча покупателя, выявление потребностей, показ товара, информирование об особенности пищевой ценности, предложение взаимозаменяемых товаров и сопутствующего ассортимента, нарезка, упаковка, определение цены и стоимости покупки и расчет с покупателем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебная практика проходила на базе магазина «Фортуна» ИП Скибенко В.С, который находится по адресу: Белгородская область, поселок Маслова Пристань, ул.Шумилова 12.

Форма собственности торгового предприятия – частная, организационно- правовая форма – индивидуальный предприниматель. Вид торговли – розничная. Применяемая форма обслуживания покупателей – индивидуальное обслуживание через прилавок. По типу предприятие торговли является магазином «Продукты» Штат работников магазина: 7 человек – директор, бухгалтер, 3 продавца, подсобные рабочие 2.

Торговая площадь составляет 73,6м2,. в том числе: торговый зал – 45,3 м2 склад – 14,7 м2, помещения для подготовки продажи товаров 4,1 м2, подсобное помещение– 9,3 кв. м.

В настоящее время магазин «Фортуна» работает прибыльно, но с отрицательной динамикой из-за повышения издержек обращений

Оборот розничной торговли в 2011 году был увеличен на 730 тыс.руб.. Издержки обращения в сумме в 2011 году возросли на 240 тыс. руб., что составило 72%. Рост издержек обращения напрямую связан с ростом оборота в розничной торговле. Чистая прибыль к 2011 году снизилась на 7,3 тыс.руб., что на 10% меньше аналогичного показателя за 2010 год. Рентабельность в 2011 году уменьшилась на 0,5% по сравнению с 2010 годом.

Приемка товаров и оценка качества в магазине «Фортуна осуществляется в соответствии с требовании нормативных документов. Проведенная идентификация маркировочных данных и оценка качества сока апельсинового «Моя семья» соответствуют требованиям нормативных документов.

В магазине «Фортуна» предоставлено немеханическое оборудование: стеллажи, лотки для перевозки хлеба, неохлаждаемые прилавки, столы для фасовки и подготовки товара к продаже, подтоварники холодильное оборудование, весоизмерительное оборудование – настольные электронные весы и складские напольные.

В процессе продажи товаров в магазине «Фортуна» персонал выполняет следующие функции: встреча покупателя, выявление потребностей, показ товара, информирование об особенности пищевой ценности, предложение взаимозаменяемых товаров и сопутствующего ассортимента, нарезка, упаковка, определение цены и стоимости покупки и расчет с покупателем.

Для улучшения деятельности персонала рекомендуются повышать профессиональные навыки продавцов

Список используемой литературы.

1. «Правила продажи отдельных видов товара» Постановление Правительства от 9.01.1991 г. №55 в ред. от 1.02.05 №49.

2. Гост Р 51301 – 99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

условия».

3. Гост Р 51074 – 03 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования».

4. Гост Р 51303 – 99 «Торговля. Термины и определения».

5. Гост Р 51773 – 99 «Розничная торговля. Классификация предприятий».

6. О. А. Глазунова, А. А. Ткачева «Программа учебной практики». Кооперативное образование, - Белгород: 2007 – 23 с.

Наши рекомендации