Артикуляционные упражнения

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
  «ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«КАЧЕЛИ» Рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и к под-бородку, либо к верхним и нижним резцам.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 блоков по 10 движений.
«МАЛЯР» Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНИЕ» Рот открыт, широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в рот.
«ФОКУС» Учить направлять воздушную струю посредине языка. Рот приоткрыть, язык "чашечкой" высунуть вперед и приподнять плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. При этом ватка взлетает строго вверх.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед.

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

Ш,Ж
1. Просим ребенка произнести сочетание тшш, при этом указываем на правильную артикуляторную позицию зубов и губ и прижимаем щеки пальцами.
2. Просим ребенка произнести несколько раз слог са и плавно поднять кончик языка вверх по направлению к альвеолам (твердому небу).
3. Пробуем произносить слог са при верхнем положении языка.
4. Произносим слог са и зондом (шпателем, черенком ложки) поднимаем язык вверх
5. Просим произнести несколько раз слог ра или ррр и убираем вибрацию, прижимая язык к небу зондом, шпателем и т.д.
Щ
1. Произносятся слоги си или ся, в это время зондом или шпателем поднимаем или отодвигаем вглубь кончик зыка.
2. Просим произнести [Ч], протянув его.
3. Просим присосать язык всей поверхностью к твердому небу. Подводим палец под язык, прижимая его в средней части к небу, и просим произнести длительно шшш. При этом язык должен пружинить.
4. Легче ставится звук при произнесении обратного слога: ась, с длительным [С`].

/Ч/


артикуляционные упражнения - student2.ru

  Артикуляционная маска Ч
    начало конец
Губы Вытянуты вперед и округлены
Зубы 1-2 мм
Корень языка Начинается со смычного элемента Т`, опущен и касается нижних резцов Поднят до уровня верхних зубов, но ниже, чем при Ш
Передняя часть языка Прижата к верхним резцам или альвеолам Несколько прогибается
Спинка языка Выгнута по направлению к твердому небу Поднимается к твердому небу
Задняя часть языка   Опущена и продвинута вперед
Боковые части языка    
Воздушная струя   Сильная, проходит через две щели: между средней частью спинки языка и твердым небом, а также между кончиком языка и передними зубами или альвеолами
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос
Голосовые складки разомкнуты и не производят голоса

СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ

Ч
1. Предлагается произнести несколько раз ти или ат` с усилением выдоха на согласном элементе, а шпателем или зондом слегка отодвигаем кончик назад. Тот же эффект достигается подведением зонда под язык и его последующим приподниманием и отодвиганием при произнесении цепочек слогов ти или ат`.
2. Попросить произнести несколько раз т` и пальцами прижать бока языка к твердому небу.
3. Попросить произнести щщщ, зондом или шпателем поднять язык вверх, на мгновение перекрыв выход воздушной струи.

/Р, Р’/

артикуляционные упражнения - student2.ru

  Артикуляционная маска Р Р`
Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука  
Зубы 4-5 мм.  
Корень языка поднимается к основанию передних зубов, напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе Несколько ниже, чем при Р
Передняя часть языка Прогибается Поднимается к твердому небу
Спинка языка  
Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу Вместе с корнем продвинута вперед
Боковые части языка Прижаты к верхним коренным зубам  
Воздушная струя проходит посередине  
Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос  
Голосовые складки Сомкнуты и колеблются, производя голос  

Наши рекомендации