Тактико-технические характеристики ИС-7
История создания ИС-7
Разработка началась в конце 1944 года на Опытном заводе №100 в Ленинграде. Главный конструктор танка — Николай Шашмурин.
Ж. Я. Котин, заручившись поддержкой Л. П. Берии, дал зеленый свет на развитие проекта, и в 1945 году началась подготовка и создание чертежей. Танк должен был быть сделан с учетом проб и ошибок Великой Отечественной войны. У танка было несколько вариантов компоновки:
Вариант
У ИС-7 планировалось не только повысить толщину бронелистов, но и увеличить их угол наклона по сравнению с ИС-3. При этом масса достигла 68 тонн. Чтобы достичь приемлемой скорости и маневренности, необходимо было установить мощный двигатель. Так и сделали, но установили сразу два дизельных двигателя с электрической трансмиссией общей мощностью 1200 л.с. В ИС-7 отсутствовали поддерживающие ролики, и гусеницы лежали прямо на опорных катках. Снаряды в орудие подавались с помощью пневматического механизма. Был изготовлен деревянный макет танка и представлен комиссии. После того как конструкторы выслушали замечания по проекту, в 1946 году началась разработка второго варианта.
Вариант
Спайка двух дизельных двигателей прошла неудачно, и решено было их заменить на один, который был разработан на базе авиационного двигателя. Трансмиссия была заменена с электрической на механическую. Немного изменили кормовую часть из-за установки нового двигателя. Такой проект сразу понравился комиссии. Было принято решение о постройке двух прототипов. Первый прототип сошел с конвейера 8 сентября 1946 года. При первом же испытании скорости ИС-7 показал колоссальную по тем временам скорость в 60 км/ч.
Вариант
В 1947 году, параллельно с испытаниями 2-го образца, начинается разработка улучшенной версии. По результатам обстрела из 88, 128 и 122-мм пушек улучшили бронирование корпуса и башни и изменили форму башни, придав ей более округлую форму. Таким образом, лоб и борта башни стали непробиваемыми для орудий 128 мм и 130 мм даже кумулятивным снарядом. Орудие было заменено на другое, более мощное по бронепробиваемости, с другим дульным тормозом, но таким же по калибру. Что касается двигателя — он снова был заменен. На старом двигателе выявили ряд недостатков, и установлен был уже серийный — М-50. В течение 1948 года было изготовлено 4 опытных образца. После проведения заводских испытаний танк был передан на общие испытания. Главный испытатель машиностроения в СССР Е.Кульчицкий первым сел за это «чудо» конструкторской мысли.
В ходе испытаний случался небольшая авария. Во время пробега танк совершенно непонятным образом загорелся. Авто-огнетушители сработали два раза, но пожар потушить не удалось и машина полностью сгорела.
Несмотря на все плюсы танка ИС-7, он был отклонен государственной комиссией. На это было несколько причин.
· Во-первых, причиной послужил слишком большой вес танка — 68 тонн. Такой вес не выдерживали автострадные мосты, и железной платформе не хватало грузоподъемности, чтобы поднять такой танк. Поэтому в будущем все танки строились весом менее 60 тонн.
· Во-вторых, из-за большого количества пулеметов экипаж составлял 5 человек, а это, по мнению государственной комиссии, было превышением нормы.
· В-третьих, в прогнозах гипотетической войны требовалось массовое производство танков, а с ИС-7 этого вряд ли можно было добиться. Дело, в том, что ЛКЗ в то время не обладал достаточными мощностями, а на ЧКЗ производство танка ИС-7 вообще не предоставлялось возможным.
Вооружение
· 130-мм орудие С-70 обладало стабилизатором для улучшения точности стрельбы, цепным механизмом заряжания с электроприводом и дульным тормозом с круглыми отверстиями.
· Масса орудия, кг — 4225
· Боекомплект, шт. — 30
· Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с — 900
· Прицельная дальность, м, — 3000
· Углы вертикальной наводки, град.: Неизвестно
Бронепробиваемость
Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.
· Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 250/90°
· Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. — 210/90°
· Бронебойный, на расстоянии 3 км, мм/град. — 180/90°
· Скорострельность, выстр./мин — до 8
Дополнительное вооружение
Всего ИС-7 обладал 8 пулемётами, из них два — 14,5-мм и шесть — 7,62-мм. Один 14,5 пулемет и два 7,62 пулемета являлись спаренными с орудием и крепились в маске орудия, второй 14,5-мм устанавливался на крыше башни, из оставшихся четырёх пулеметов 7,62-мм два крепились по бортам кормовой части башни, и еще два — на надгусеничных полках. Все пулемёты танка, кроме тех, что были установлены в маске орудия, оборудовались дистанционным электроприводом. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.
Тактико-технические характеристики ИС-7
· Масса, т — 68
· Экипаж, ч. — 5
· Длина корпуса, мм — 7380
· Длина с орудием, мм — 10000
· Ширина корпуса, мм — 3400
· Высота, мм — 2480
· Бронирование:
· Лоб корпуса (верх), мм/град. — 150/65°
· Лоб корпуса (низ), мм/град. — 150/50°
· Борт корпуса (верх), мм/град. — 150/45°
· Борт корпуса (низ), мм/град. — 100/40…65°
· Корма корпуса (верх), мм/град. — 60/55°
· Корма корпуса (низ), мм/град. — 100/15°
· Днище, мм — 20
· Крыша корпуса, мм — 20
· Лоб башни, мм/град. — 210/51-60°
· Маска орудия, мм/град. — 350/0°
· Борт башни, мм/град. — 150/30-65°
· Корма башни, мм/град. — 94/0°
· Крыша башни, мм — 50
· Ходовые характеристики:
· Мощность двигателя, л.с — 1050
· Максимальная скорость, км/ч — 60
· Запас хода, км — 300
· Удельная мощность, л.с/т — 15,4
· Преодолеваемый подъём, град. — 30°
Фотографии танка
Танк в культуре
Танк ИС-7 можно увидеть в игре World of Tanks в качестве советского тяжелого танка десятого уровня.
Память о танке
Единственный сохранившийся из шести прототипов экземпляр ИС-7 сейчас находится в Кубинке в Бронетанковом музее.