Предварительный подбор подшипников
Компоновка КПП
Эскизная компоновка служит исходным материалом для разработки сборочного чертежа КПП и выполняется на листе миллиметровой бумаги формата А1. Основными этапами компоновки коробки передач являются:
- установка зубчатых колёс передач на оси валов, выполненная условно (зубчатые колёса изображают по размерам ширины зубчатого венца bω и начального диаметра dω);
- предварительный подбор подшипников;
- определение линейных размеров валов.
9.1. Установка зубчатых колёс
Последовательность действий:
- на компоновочном чертеже проводят осевые линии входного и выходного (промежуточного) валов на расстоянии, равном межосевому расстоянию аω (рис. 16);
- на осевых линиях устанавливают зубчатые колёса в соответствии с выполненной кинематической схемой. Для удобства монтажа ширину шестерни назначают больше рабочей ширины зубчатого венца bω колеса
b1 = bω + (1 … 2)m.
При этом учитывают ряд линейных размеров, определяемых по эмпирическим зависимостям. Линейный размер для установки синхронизатора определяют по аналогу:
- для двухвальных КПП легковых автомобилей Lсх = 47 мм;
- для трёхвальных КПП легковых автомобилей Lсх = 38 мм;
- для КПП грузовых автомобилей Lсх = 53 мм.
Рис. 16. Компоновочная схема КПП
Зазор между торцами шестерён, а также зазор между торцом шестерни (колеса) и опорным подшипником назначают Ст = (1 … 2) m.
По условию необходимой жёсткости картера перемычка между соседними отверстиями под подшипники в стенке картера должна быть около h = 0,2aω.
Точки A, B, C, D, E и K – точки действия сил с линейными координатами х1, х2, х3, х4 и х5, необходимые для построения эпюр изгибающих моментов при определении диаметров вала (раздел 10).
Предварительный подбор подшипников
В коробках передач используют следующие типы подшипников:
- шариковые радиальные (ГОСТ 8338 – 75);
- шариковые радиально – упорные (ГОСТ 831 – 75);
- роликовые радиальные (ГОСТ 8328 – 75);
- роликовые конические (ГОСТ 333 – 71);
- игольчатые (ГОСТ 4657 – 71).
Выбор того или иного типа подшипника зависит от компоновочной схемы КПП. Например, для трёхвальной КПП передний подшипник выходного вала – игольчатый, установлен в торце входного вала (рис. 17).
Рис. 17. Установка переднего игольчатого подшипника ведомого вала
Тип подшипника и его размеры определяют по динамической грузоподъёмности подшипника С, значение которой можно приближённо оценить по формуле:
С = , (9.1)
где fd – коэффициент динамического нагружения;
fn – коэффициент частоты вращения;
Р – динамическая эквивалентная нагрузка.
Коэффициент fd равен:
- для легковых автомашин fd = 1,6 … 2,2;
- для грузовых автомашин fd = 1,7 … 2,6.
Коэффициент fn определяют в зависимости от частоты вращения n кольца подшипника (табл. 9.1). Так как внутреннее кольцо подшипника, расположенное на валу, вращается с различными оборотами на соответствующих передачах, за значение n можно принять максимальные обороты на определённой передаче.
Например, при определении типа подшипника ведущего вала трёхвальной КПП n = neN (обороты двигателя при максимальной мощности). Для подшипников промежуточного вала n = neN /uпз, для заднего подшипника ведомого вала n = neN /uпзui.
Таблица 9.1
Значения коэффициента fn для шарикоподшипников
n, об/мин | fn | n, об/мин | fn | n, об/мин | fn |
0,312 0,303 0,295 0,288 0,281 0,275 0,270 0,265 0,260 0,255 0,251 0,247 0,244 0,240 0,237 | 0,234 0,231 0,228 0,226 0,223 0,221 0,218 0,216 0,214 0,212 0,210 0,208 0,206 0,205 0,203 | 0,201 0,199 0,198 0,196 0,195 0,193 0,191 0,190 0,188 0,186 0,183 0,181 0,179 0,177 0,175 |
Приближённо динамическая эквивалентная нагрузка равна:
Р = , (9.2)
где Fr – радиальная сила, Н;
Fх – осевая сила, Н.
Значения радиальной и осевой сил определяют по значению максимального крутящего момента, действующего на валу в одном из зацеплений.
Для трёхвальной КПП при определении типа подшипников ведущего и промежуточного валов Р определяют по крутящему моменту на колесе:
Тк = . (9.3)
При определении типа подшипников ведомого вала:
Тк = , (9.4)
где uI – передаточное число первой передачи.
Для двухвальной КПП при определении типа подшипников ведущего вала Р определяют по крутящему моменту на входном валу, для ведомого вала – по формуле (9.4).
Радиальную и осевую силу определяют по формулам:
- радиальная сила Fr = ; (9.5)
- осевая сила Fa = ; (9.6)
где αt – угол зацепления в торцовом сечении.
10. Расчёт валов
Валы коробок передач автомобилей изготавливают из сталей тех же марок, что и зубчатые колёса, и рассчитывают на статическую прочность и жёсткость.
10.1. Расчёт валов на статическую прочность
Статическую прочность валов КПП проверяют при совместном действии изгиба и кручения. Исходными данными являются:
- значения расчётных крутящих моментов Трi, действующих на валах зубчатых колёс, находящихся в зацеплении;
- передаточные числа ui зацеплений зубчатых колёс;
- характеристики материала вала (пределы текучести σт и прочности σв при изгибе, пределы текучести τт и прочности τв при кручении, МПа);
- геометрические параметры соединённых с валом колёс.
Валы передают крутящий момент и испытывают изгиб под действием сил, действующих в зубчатых зацеплениях. Эти силы можно разложить на три составляющие (рис. 12):
- окружную силу Ft = 103 ; (10.1)
- радиальную силу Fr = 103 ; (10.2)
- осевую силу Fa = 103 ; (10.3)
где αt – угол зацепления в торцовом сечении, град;
Ткi – расчётный крутящий момент, действующий на валу колеса i-того зубчатого зацепления, Нм;
dкi – диаметр колеса в i-том зацеплении, мм.
Статическую прочность валов КПП проверяют при совместном действии изгиба и кручения. При расчёте вал рассматривают как балку, лежащую на шарнирных опорах. При этом определяют составляющие опорных реакций в трёх плоскостях (Rx, Ry и Rz) и соответствующие им изгибающие моменты в вертикальной Мив и горизонтальной Миг плоскостях.
Реакции на опорах вала определяют по расчётной схеме. Для типовых валов на примере трёхвальной соосной КПП расчётные схемы и формулы приведены в таб. 10.1.
Определение реакций опор основано на методах теоретической механики и сопротивления материалов. Например, определим реакцию опоры RyA ведущего вала. Для этого составим уравнение моментов относительно опоры вала В:
RyA a – Fr b + Fa – Py (b + c) = 0, откуда
RyA = .
Таблица 10.1
Определение реакций опор
Расчётная схема вала | Формулы для определения радиальных реакций на опорах вала |
Ведущий | RyA = ; RyB = ; RzA = ; RzB = . |
Промежуточный | RyA = ; RyB = ; RzA = ; RzB = . |
Ведомый | RyA = ; RyB = ; RzA = ; RzB = . |
Примечание: реакции опор Ру = RyA и Pz = RzA, где RyA и RzA – реакции опор промежуточного вала; |
Суммарный изгибающий момент Ми равен:
Ми = . (10.4)
Максимальный крутящий момент определяют по формуле (5.10). Тогда результирующий момент от действия изгиба и кручения:
Мрез = , (10.5)
где Тк max – максимальный крутящий момент, воспринимаемый валом на i-той передаче.
Расчётный диаметр вала dВ, мм, работающего на изгиб и кручение, определяют по формуле:
dВ ≈ 4,8 . (10.6)
5.2. Последовательность действий при расчёте вала на статическую прочность
Расчёт действующих на вал нагрузок проводят в следующей последовательности.
1. Согласно компоновочной схеме (рис. 16), выполняют расчётную схему КПП (рис. 18), на которой размещают зубчатые колёса в соответствии с передачами. На схеме указывают:
- линейные размеры вала, установленные по компоновочной схеме (линейный размер хвед для трёхвальной КПП составляет хвед = 155 мм; для двухвальной КПП – хвед = 116 мм);
- силы в зацеплениях зубчатых колёс на первой передаче;
- силы реакций опор;
Рис. 18. Расчётная схема трёхвальной КПП
2. Определяют усилия Ft, Fr и Fх, действующие в зацеплении зубчатых колёс для каждого i-того зубчатого зацепления. При этом учитывают, что силы, действующие в зацеплении одной пары, равны по значению, но противоположны по направлению;
3. Составляют расчётную схему вала (схема показана на примере промежуточного вала на рис. 19). По составленной схеме определяют радиальные реакции Ry и Rz в опорах вала на каждой передаче. Пример определения радиальных реакций приведён в таб. 10.1;
4. После определения сил, действующих в зацеплении, и сил реакций в опорах строят эпюры изгибающих моментов (рис. 19). Например,
- для вертикальной плоскости
МвЕ = REy ∙ a; МвН = RHy ∙ (k + s);
Мв2 = МвЕ + Fа2 ∙ ; Мв5 = МвН + Fа5 ∙ ;
- для горизонтальной плоскости
Мг2 = REz ∙ a; Мг5 = RHz ∙ (a + b + c + e) – Ft1 ∙ a;
По формуле (10.5) определяют максимальный результирующий момент. По значению этого момента и будет определяться диаметр вала в данном сечении (формула 10.6).
Поскольку вид эпюр моментов для конкретного вала не изменится, то достаточно построение эпюр для одной передачи. Для определения изгибающих и максимальных результирующих моментов необходимо учитывать соответствующие силы Ft, Fr, Fa и линейные расстояния между зубчатыми колёсами.
Рис. 19.Промежуточный вал КПП