Техника
Любой увеличитель состоит из пяти элементов: проекционного стола, на который кладется фотобумага, штанги, колбы с источником света, рамки для негатива, механизма фокусировки (самый распространенный вариант — меха).
Цена и класс фотоувеличителя, как правило, косвенно влияют на результат: хороший увеличитель удобнее, чем дешевый. Решающее влияние на качество отпечатков оказывает установленный в увеличителе объектив.
Высота штанги играет существенную роль с точки зрения формата печати. Чем выше можно поднять «голову», тем больше максимальный отпечаток. Ограничение можно обойти, если развернуть стойку и спроецировать картинку на какую-либо другую поверхность (например, на пол). Данный прием используется и в том случае, когда необходима печать с небольшого фрагмента кадра.
Высота стойки позволяет варьировать размер отпечатка, а с помощью меха/резьбы на объективе производится фокусировка изображения для заданного формата. Максимальный формат печати зависит от фокусного расстояния объектива. Чем оно меньше, тем больше изображение, но уменьшается кроющее поле объектива. На практике это означает, что для печати с 35-миллиметровых пленок наиболее удобен объектив, имеющий фокусное расстояние 50 мм. Для рольфильма — не шире 80 мм (до 6 x 6 см) или 100 мм (6 x 7 см). Универсальным считается объектив 80 мм, который позволяет печатать с негативов от 24 x 36 мм до 6 x 6 см. Объектив для увеличителя — это технический макрообъектив, который должен обеспечивать максимальную резкость при фокусировке на небольших дистанциях. Если нужна «мягкая» картинка, она должна достигаться подбором рабочей диафрагмы и выбором малоконтрастной бумаги.
Дешевый «мягкий» объектив способен кардинальным образом отразиться на результате вашей работы и создать ошибочное суждение о том, что аналоговая технология уступает «цифре» с точки зрения получения резкой картинки.
© zmanphoto
© parzer
Схема шестилинзового симметричного плазмата считается лучшей для увеличительного объектива. Именно к ней относятся такие знаменитые объективы, как Schneider Componon, Rodenstock Rodagon, EL-Nikkor, Leitz Focotar. Schneider и Rodenstok серии APO — наиболее современные, скоррегированы для цветной печати. Бюджетные четырехлинзовые тессары — от отечественных «Индустаров» до немецких «Рогонаров» — не сравнимы по резкости с плазматами. Единственный достойный вариант из дешевых — советская «Вега-11У» для узкой пленки. С учетом достаточно высокой стоимости фотобумаги и реактивов экономия на объективе для увеличителя не имеет смысла. За исключением дорогих объективов APO-серии, качественные объективы доступны. К примеру, «обычный» (не-APO) Rodagon в отличном состоянии на eBay.de вместе с доставкой обойдется в $100.
Для удобства работы хорошие объективы имеют подсветку шкалы диафрагм и при смене f-числа издают щелчки через каждые полстопа. Высокая светосила не является принципиальным качеством для увеличительного объектива, но она не будет лишней в процессе просмотра и кадрирования картинки на проекционном столе, а также при печати с очень плотных негативов. Наилучшая резкость достигается на диафрагме, прикрытой на два-три стопа от открытой.
Увеличители подразделяются на две группы: конденсорные и диффузные. Конденсор — это система линз, посредством которой свет распределяется и фокусируется на негативе. Как правило, фотоувеличитель имеет два сменных конденсора в комплекте: для 35-миллиметровых пленок и для среднего формата. Кроме того, конденсорные увеличители допускают установку цветных фильтров в специальный лоток. В черно-белой фотопечати эти фильтры служат для управленияконтрастом на мультиконтрастных фотобумагах. Диффузный свет работает мягче. Для увеличения равномерности и смягчения света в конденсорных увеличителях сразу за лампой может устанавливаться матовый фильтр или растровый (диффузный) рассеиватель. Такие увеличители очень удобны, быстры в настройке, менее требовательны к чистоте негатива, хорошо пробивают света негатива.
© startpointmedia
© photendo
При работе с конденсорными увеличителями много времени уходит на то, чтобы отрегулировать положение лампы и добиться равномерности освещения (с увеличением формата негатива проблема усиливается). Жесткий свет выявляет любую пылинку на негативе или прижимном стекле. Но такая конструкция позволяет получать более контрастные фотографии.
Многие фотографы считают, что лишь на конденсорных увеличителях можно получить «звенящую резкость». Но это также зависит и от установленного объектива. Вместе с тем этот тип увеличителей универсален, так как всегда есть возможность сделать свет мягче, установив за лампой растровый рассеиватель.
К самой доступной группе относятся увеличители, произведенные в СССР и дружественных странах — Чехии и Польше. Самый распространенный вариант — польский «Крокус», который выпускался в нескольких версиях. Аппарат поддерживает большие форматы негативов (до 6 x 9 см в некоторых модификациях). Подъем головы производится вращением рукоятки. Для грубой фокусировки служит мех, для более точной — резьба на объективе. Штатно предусмотрена пара лотков под фильтры. В некоторых комплектациях аппарат идет с цветосмесительной головой «Оптимак» для цветной печати, имеющей автоматический привод смены фильтров и управляемую по мощности галогеновую лампу.
© 47648000@N00
© 47648000@N00
Высота стойки увеличителя небольшая, что неудобно при использовании длиннофокусной оптики. Из-за компактных размеров при печати для достижения равномерности света сложно обойтись без матового стекла. Другой недостаток — не самый качественный конденсор (при большом количестве пузырьков и механических вкраплений его стоит заменить на советский — например, от «Невы-2»). Штатные объективы «Миакр» и «Амар» малопригодны для качественной печати. Для установки лучшей оптики нужен переходник с резьбы М42 на стандартную для увеличителей М39 (идет в комплекте).
«Нева-2» — громоздкий увеличитель, основное предназначение которого — печать с негативов среднего формата. «Нева» имеет классический ретродизайн. Два способа регулировки высоты колбы: стойка с парой фиксаторов и пружинный кран. Вместо матового стекла в комплект входил стаканчик-рассеиватель, который при помощи проволоки крепится непосредственно на лампу. Один лоток под фильтры. В комплекте два конденсора (для узкого и среднего форматов) и два объектива «Индустар». Объективы не стоит рассматривать всерьез, но качество конденсоров лучше, чем у «Крокуса». К более высокому классу относятся увеличители «Азов» и «Беларусь».
«Беларусь 912» — увеличитель диффузного типа, поддерживающий печать с негативов размером до 9 x 12 см. «Беларусь» чрезмерно громоздка для домашней фотолаборатории, зато с качеством никаких проблем. Выпускалась в двух вариантах — для черно-белой и цветной аддитивной печати (с цветовой головой).
Особенность «Азова» — электрический автофокус, который работает при использовании объективов «Вега-5» и «Вега-11» из комплекта. Качество оптики достаточно высокое. Фокусироваться вручную на «Азове» неудобно — вместо меха используется резьба. Единый управляющий блок включает реле времени и понижающий трансформатор, регулирующий мощность лампы. «Азов» имеет качественный конденсор и позволяет настроить равномерный свет для любого формата.
Несколько дополнений.
1. Пинцеты. Это такая штука, которую каждый фотолюбитель, когда-то печатавший свои фотографии сам, нет-нет да и забывал на проявляющемся отпечатке. В результате - полоска или пятно на готовом отпечатке. Я сделал когда-то некий эквивалент пинцета - из старой грампластинки вырезал этакую лопатку и с помощью пара сделал ей ручку - загнул её под немного более, чем прямым углом - так, что ухват этой лопатки находился над её серединой. Размер лопатки примерно 8х8 см, высота ручки - 10 см. В самой лопатке насверлил три десятка отверстий 3 мм - для "прозрачности" проявителю. Такая лопатка "цепляла" отпечаток с гофрированного дна кюветы без каких-либо проблем, я мог качать отпечаток, перемешивая проявитель, а когда вынимал его из раствора, то отпечаток буквально приклеивался к ней и я спокойно переносил его в промывочный тазик или в другую кювету со стоп-раствором.
Выгоды: лопатка всегда была со стороны подложки - никакие следы на отпечатке не грозили; она всегда спокойно лежала в кювете на донышке, и, погрузив отпечаток, я не рвался искать маленький пинцет, утраченный где-то на полях фотопечати, а спокойно тут же начинал омывать будущий отпечаток раствором. Кстати, неловкое движение пинцетом по слою тут же показывалось в виде темных полос на проявленном отпечатке.
К лопатке спокойно приклеивался отпечаток до 24х30 см. Попав в соседний раствор, лопатка тут же "отпускала" отпечаток (из-за насверленных отверстий, пропускающих жидкость).
2. Выключатель лампы. Грешен - я никогда не пользовался таймером. У меня в ванной всегда стоял тикающий будильник, по его тикам я и находил нужную выдержку для печати.
Так вот. Все увеличители идут с проходным выключателем, типа как для ночника. Несколько лет я терпел это издевательство, когда мне нужно маскировать, а я должен держаться за кнопку. И сделал такую вещь. Я купил большой выключатель для люстры, для наружной проводки - с донышком, то-есть, Такой выключатель ещё называют педальным - за его большую кнопку. Путем простейшей доработки сделал его именно кнопкой, а не выключателем - он не застревал в положении "вкл", а возвращался обратно. Привинтил этот выключатель на дощечку где-то 10х25 см, привинтил туда же розетку для вилки увеличителя, протянул от этой дощечки провод в сеть, а дощечку кинул на пол. Получилась ПЕДАЛЬ, освободившая мои руки. "Дальше я пошел ещё дальше". Я переделал эту педаль таким образом, что, когда у меня загоралась лампа увеличителя - гас красный фонарь. Я исключил проблему помехи от красного света при наводке резкости, кадрировании и т.д.
Так до сих пор и стоит мой Крокус, бедненький, брошенный - с этой педалью. Кстати, объективы - два - к этому увеличителю оказались редкостной гадостью. Они вообще не наводили резкость нормально. Амар и Микар, кажется, звали этих братьёв.
И я работал с Гелиосом-44, а потом с Панколаром от Практики.
3. Я никогда не вешал отпечатки сушиться на веревочку. Я сразу пользовал глянцеватель. Если же бумага была тисненая или матовая, то я раскладывал ночные фоторезультаты на газеты на стол и прикрывал полотенцами - промакивал воду. Не спеша отпечатки высыхали под полотенцами и не коробились. Попытки промакивать воду с отпечатков газетами приводили к появлению отраженного текста на эмульсии. В принципе можно было так же пользовать глянцеватель, выкладывая отпечатки на пластины обратной стороной, но я этим как-то не пользовался.
И - маленький постскриптум. Мои инициалы - С.В. я сделал из одного кусочка тонкой проволочки и прикрепил на кадрирующую рамку. В уголке каждого отпечатка был мой экслибрис.