Сопротивлением движению судна называется результирующая проекций элементарных гидродинамических сил, действующих по его поверхности, на направление движения.
Тело создает на свободной поверхности систему волн; волнообразование приводит к изменению поля скоростей и давлений по сравнению с движением в безграничной жидкости. Возникает результирующая сила давлений, проекция которой на направление движения называется волновым сопротивлением .
Если в носовой оконечности тела разрушается возникающая подпорная волна (полнообводные суда), то волновое сопротивление увеличивается за счет составляющей - сопротивления от разрушения волн. Волновое сопротивление – характерная составляющая сопротивления надводных судов.
При движении тела с брызгообразованием (быстроходные суда) появляется еще одна составляющая силы сопротивления, вызванной давлениями. Движущееся по свободной поверхности тело деформирует поток так, что часть жидкости образует брызговую струю, которая отбрасывается под углом или в сторону движения тела. Струя вызывает реактивную силу, проекция которой на направление движения называется брызговым сопротивлением .
На подводных крыльях, выступающих частях корпуса судна, а в случае появления продольных вихрей за корпусом – и на самом корпусе возникает индуктивное сопротивление .
При больших скоростях движения тел на их поверхности может возникнуть кавитация – процесс развития каверн, заполненных парами воды и растворенным в жидкости воздухом. На участке поверхности, охваченном кавитацией, давление постоянно, т.е. иное, чем в потоке при безотрывном обтекании тела. Величина силы кавитационного сопротивления зависит от области распространения каверны и абсолютного давления в ней.
Все названные виды сопротивления мало зависят от вязкости жидкости и поэтому могут изучаться с помощью модели невязкой жидкости.
Под влиянием вязкости закон распределения давления по поверхности тела изменяется по сравнению со случаем обтекания невязкой жидкостью. Вязкость вызывает появление пограничного слоя и формирование гидродинамического следа за телом. В кормовой части тела давления понижаются (по сравнению со случаем обтекания невязкой жидкостью), возникает результирующая давлений – вязкостное сопротивление давления или сопротивление формы . Часть сопротивления, возникающая за счет касательных напряжений называется сопротивлением трения . Сумму сопротивления формы и сопротивления трения называют вязкостным сопротивлением .
Таким образом, сопротивление воды движению судна можно выразить так
.
Эти виды сопротивления не всегда возникают одновременно; некоторые из них могут отсутствовать.
Сопротивление воды вызывается двумя основными причинами: вязкостью жидкости ( ) и волнообразованием ( ). Также полную силу сопротивления можно разделить на сопротивление движению судна воды и воздуха . Тогда
.
При изучении сопротивления принимают гипотезу: физические процессы, вызывающие возникновение отдельных составляющих силы полного сопротивления, происходят взаимно независимо.
Для морских грузовых судов при расчетах ходкости различают понятия эксплуатационной скорости и скорости на испытаниях. Значение скорости на испытаниях определяют с помощью числа Фруда, при котором начинается интенсивный рост коэффициента сопротивления. Эксплуатационную скорость судна назначают меньшей, чем скорость на испытаниях, чтобы обеспечить запас мощности судна для движения в неблагоприятных погодных условиях.
ВЯЗКОСТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ