Расчёт параметров в начале процесса расширения
Расчёт рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания по заданным показателям уровня форсирования и экономичности
Студент С.Н. Чепкасов
Преподаватель А. И. Басс
Екатеринбург
2013
Содержание
Выбор показателей ДВС: 3
Определение рабочего объёма и количества цилиндров двигателя. 4
Расчёт параметров впуска………………………………………………………...5
Расчёт процесса сжатия. 6
Расчёт параметров в начале процесса расширения. 7
Индикаторная диаграмма. 10
Литература. 11
Выбор показателей ДВС:
Определение рабочего объёма и количества цилиндров двигателя
Среднее эффективное давление:
[Мпа]
Примем среднее эффективное давление Pe = 1,2 Мпа, тогда
Примем диаметр поршня D=76,5 мм, ход поршня S=75,6 мм, тогда рабочий объём цилиндра:
Количество цилиндров:
Примем .
Расчёт параметров впуска
Давление за воздухоочистителем:
Степень повышения давления:
гдеnк – показатель политропы сжатия в компрессоре nк=1,75.
Методом пробных подстановок до расхождения 0,01 получили
Наддув не нужен.
Давление и температура перед впускными органами:
Величина подогрева свежего заряда от горячих стенок:
Потери Давления за счет сопротивления впускной системы и затухания скорости движения заряда в цилиндре
Давление в конце впуска МПа
Значение коэффициента наполнения:
МПа - давление отработавших газов в выпускном коллекторе двигателя.
Коэффициент остаточных газов:
Температура в конце впуска:
Расчёт процесса сжатия
Показатель адиабаты сжатия методом пробных подстановок:
Показатель политропы сжатия:
Давление в конце процесса сжатия, Мпа:
Температура в конце процесса сжатия, К:
Средняя мольная теплоёмкость при сжатии, кДж/кмоль К:
Расчёт параметров в начале процесса расширения
Количество свежего заряда для бензиновых ДВС, кмоль/кг топлива:
Количество продуктов сгорания, кмоль/кг топлива:
Теоретический коэффициент молекулярного изменения:
Действительный коэффициент молекулярного изменения:
Коэффициент молекулярного изменения в точке Z индикаторной диаграммы:
Потери от неполноты сгорания в бензиновом двигателе
Максимальная температура сгорания:
Максимальное давление рабочего цикла бензинового двигателя, МПа
Степень повышения давления
Показатель политропы расширения:
Расчёт производится методом приближенных подстановок до расхождения ±0,001
Температура в конце процесса расширения:
Давление в конце процесса расширения:
Давлением и температурой выпускных газов задаются. Точность выбора указанных величин проверяется по формуле:
Относительная ошибка не должна превышать 15%
,
Среднее индикаторное давление расчётного цикла для бензиновых двигателей:
Среднее индикаторное давление действительного цикла четырёхтактных двигателей:
Индикаторный КПД:
Удельный индикаторный расход топлива, г/кВт ч:
Среднее давление механических потерь:
Механический КПД:
Среднее эффективное давление:
Эффективный КПД двигателя:
Значения для построения индикаторной диаграммы занесём в таблицу 1:
Таблица 1
V, см3 | ϕ, град | Рвп | Рсж | Ррасш | Рвып | |||
впуск | сжатие | расшир. | выпуск | |||||
34,7 | 1,05 | 2,378 | 9,357 | 0,105 | ||||
52,05 | 0,0998 | 1,361 | 5,683 | 0,105 | ||||
69,4 | 0,0998 | 0,916 | 3,989 | 0,105 | ||||
86,75 | 0,0998 | 0,673 | 3,032 | 0,105 | ||||
104,1 | 0,0998 | 0,524 | 2,423 | 0,105 | ||||
121,45 | 0,0998 | 0,424 | 2,004 | 0,105 | ||||
138,8 | 0,0998 | 0,353 | 1,701 | 0,105 | ||||
156,15 | 0,0998 | 0,300 | 1,471 | 0,105 | ||||
173,5 | 0,0998 | 0,259 | 1,292 | 0,105 | ||||
190,85 | 0,0998 | 0,227 | 1,149 | 0,105 | ||||
208,2 | 0,0998 | 0,202 | 1,033 | 0,105 | ||||
225,55 | 0,0998 | 0,181 | 0,936 | 0,105 | ||||
242,9 | 0,0998 | 0,163 | 0,854 | 0,105 | ||||
260,25 | 0,0998 | 0,148 | 0,759 | 0,105 | ||||
277,6 | 0,0998 | 0,136 | 0,699 | 0,105 | ||||
294,95 | 0,0998 | 0,125 | 0,645 | 0,105 | ||||
312,3 | 0,0998 | 0,115 | 0,627 | 0,131 | ||||
329,65 | 0,0998 | 0,107 | 0,495 | 0,212 | ||||
0,0998 | 0,0998 | 0,333 | 0,333 |
Рисунок 1. Индикаторная диаграмма
Покажем процесс впуска и выпуска подробнее:
Рисунок 2. Начало впуска и конец выпуска
КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Для расчета необходимо определить некоторые величины.
Радиус кривошипа
Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна
;
Угловая скорость кривошипа
Перемещение поршня находится по формуле:
.
Скорость поршня находится по формуле:
Ускорение поршня находится по формуле:
Значения для остальных значений S, V, J представлены в таблице 2.
Таблица 2. Кинематический расчёт КШМ
ϕ, град | Sx, м | S1 | S2 | Vx, м/с | V1 | V2 | Jx, м/с2 | J1, м/с2 | J2, м/с2 |
0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | 26833,89 | 21467,11 | 5366,78 | |
0,0007 | 0,0006 | 0,0001 | 6,1640 | 4,9462 | 1,2178 | 26184,19 | 21141,02 | 5043,17 | |
0,0028 | 0,0023 | 0,0006 | 12,0308 | 9,7421 | 2,2887 | 24284,04 | 20172,67 | 4111,37 | |
0,0062 | 0,0051 | 0,0012 | 17,3257 | 14,2421 | 3,0836 | 21275,22 | 18591,48 | 2683,75 | |
0,0108 | 0,0088 | 0,0020 | 21,8160 | 18,3094 | 3,5066 | 17377,94 | 16445,47 | 932,47 | |
0,0163 | 0,0135 | 0,0028 | 25,3272 | 21,8204 | 3,5067 | 12868,60 | 13799,85 | -931,25 | |
0,0224 | 0,0189 | 0,0035 | 27,7526 | 24,6686 | 3,0840 | 8052,32 | 10734,99 | -2682,67 | |
0,0290 | 0,0249 | 0,0042 | 29,0566 | 26,7673 | 2,2893 | 3233,43 | 7344,00 | -4110,57 | |
0,0358 | 0,0312 | 0,0046 | 29,2713 | 28,0528 | 1,2185 | -1312,84 | 3729,90 | -5042,74 | |
0,0425 | 0,0378 | 0,0047 | 28,4869 | 28,4861 | 0,0008 | -5364,29 | 2,48 | -5366,78 | |
0,0489 | 0,0444 | 0,0046 | 26,8370 | 28,0539 | -1,2170 | -8768,60 | -3725,01 | -5043,59 | |
0,0549 | 0,0507 | 0,0042 | 24,4815 | 26,7695 | -2,2880 | -11451,50 | -7339,33 | -4112,17 | |
0,0602 | 0,0567 | 0,0035 | 21,5887 | 24,6719 | -3,0832 | -13415,51 | -10730,69 | -2684,82 | |
0,0649 | 0,0621 | 0,0028 | 18,3182 | 21,8247 | -3,5065 | -14729,74 | -13796,04 | -933,70 | |
0,0687 | 0,0668 | 0,0020 | 14,8075 | 18,3144 | -3,5069 | -15512,25 | -16442,28 | 930,03 | |
0,0717 | 0,0705 | 0,0012 | 11,1634 | 14,2478 | -3,0844 | -15907,40 | -18588,99 | 2681,60 | |
0,0739 | 0,0733 | 0,0006 | 7,4584 | 9,7483 | -2,2899 | -16061,20 | -20170,97 | 4109,77 | |
0,0752 | 0,0750 | 0,0001 | 3,7334 | 4,9527 | -1,2193 | -16097,84 | -21140,16 | 5042,32 | |
0,0756 | 0,0756 | 0,0000 | 0,0049 | 0,0066 | -0,0016 | -16100,33 | -21467,11 | 5366,78 | |
0,0752 | 0,0750 | 0,0001 | -3,7235 | -4,9397 | 1,2162 | -16097,87 | -21141,89 | 5044,02 | |
0,0739 | 0,0733 | 0,0006 | -7,4485 | -9,7359 | 2,2874 | -16061,41 | -20174,37 | 4112,96 | |
0,0717 | 0,0705 | 0,0012 | -11,1536 | -14,2364 | 3,0827 | -15908,06 | -18593,96 | 2685,90 | |
0,0687 | 0,0668 | 0,0020 | -14,7980 | -18,3043 | 3,5063 | -15513,74 | -16448,66 | 934,92 | |
0,0649 | 0,0621 | 0,0028 | -18,3092 | -21,8162 | 3,5070 | -14732,46 | -13803,65 | -928,81 | |
0,0603 | 0,0567 | 0,0035 | -21,5805 | -24,6653 | 3,0848 | -13419,81 | -10739,29 | -2680,52 | |
0,0549 | 0,0507 | 0,0042 | -24,4745 | -26,7650 | 2,2906 | -11457,64 | -7348,67 | -4108,97 | |
0,0490 | 0,0444 | 0,0046 | -26,8316 | -28,0517 | 1,2201 | -8776,68 | -3734,79 | -5041,89 | |
0,0425 | 0,0378 | 0,0047 | -28,4836 | -28,4861 | 0,0025 | -5374,23 | -7,45 | -5366,78 | |
0,0358 | 0,0312 | 0,0046 | -29,2705 | -28,0551 | -1,2154 | -1324,33 | 3720,11 | -5044,44 |
Продолжение таблицы 2
ϕ, град | Sx, м | S1 | S2 | Vx, м/с | V1 | V2 | Jx, м/с2 | J1, м/с2 | J2, м/с2 |
0,0291 | 0,0249 | 0,0042 | -29,0586 | -26,7718 | -2,2868 | 3220,90 | 7334,66 | -4113,76 | |
0,0225 | 0,0189 | 0,0035 | -27,7575 | -24,6752 | -3,0823 | 8039,41 | 10726,38 | -2686,97 | |
0,0163 | 0,0135 | 0,0028 | -25,3351 | -21,8289 | -3,5062 | 12856,09 | 13792,24 | -936,14 | |
0,0108 | 0,0089 | 0,0020 | -21,8266 | -18,3195 | -3,5072 | 17366,66 | 16439,08 | 927,58 | |
0,0063 | 0,0051 | 0,0012 | -17,3387 | -14,2535 | -3,0852 | 21265,95 | 18586,51 | 2679,44 | |
0,0028 | 0,0023 | 0,0006 | -12,0457 | -9,7545 | -2,2912 | 24277,45 | 20169,27 | 4108,17 | |
0,0007 | 0,0006 | 0,0001 | -6,1800 | -4,9592 | -1,2209 | 26180,76 | 21139,30 | 5041,47 | |
0,0000 | 0,0000 | 0,0000 | -0,0165 | -0,0132 | -0,0033 | 26833,88 | 21467,11 | 5366,78 |
Рисунок 3. Перемещение поршня
Рисунок 4. Скорость поршня
Рисунок 5. Ускорения поршня
ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ
Динамический расчет кривошипно-шатунного механизма заключается в определении суммарных сил и моментов, возникающих от давления газов и сил инерции. По этим силам рассчитывают основные детали на прочность и износ, а также определяют неравномерность крутящего момента и степень неравномерности хода двигателя на детали кривошипно-шатунного механизма действуют силы:
- давления газов в цилиндре;
- инерции возвратно-поступательно движущихся масс;
- центробежные силы;
- давление на поршень со стороны картера (приблизительно равное атмосферному давлению);
- силы тяжести (силы тяжести в динамическом расчете не учитывают).
Все действующие в двигателе силы воспринимаются полезным сопротивлением на коленчатом валу, силами трения и опорами двигателя.
В течение каждого рабочего цикла (720о для четырехтактного двигателя) силы, действующие в КШМ, непрерывно изменяются по величине и по направлению. Поэтому для определения характера изменения этих сил по углу поворота коленчатого вала их величины определяют для ряда отдельных положений вала через каждые 10о. Результаты динамического расчета сводят в таблицы.
Силы давления газов
Силы давления газов, действующих на площадь поршня, для упрощения динамического расчета заменяют одной силой, направленной по оси цилиндра и приложенной к оси поршневого пальца. Ее определяют для каждого момента времени (угла ) по индикаторной диаграмме, построенной на основании теплового расчета.
Сила давления газов на поршень:
где - площадь поршня, м2,
- давление газов в любой момент времени, МПа,
- атмосферное давление, МПа.
Из уравнения для силы давления газов следует, что кривая сил давления газов по углу поворота коленчатого вала будет иметь тот же характер изменения, что и кривая давления газов .
6.2. Приведение масс частей КШМ
По характеру движения массы деталей КШМ делятся на:
- движущиеся возвратно-поступательно (поршневая группа и верхняя головка шатуна);
- совершающие вращательные движения (коленчатый вал и нижняя головка шатуна);
- совершающие сложное плоскопараллельное движение (стержень шатуна).
Для упрощения динамического расчёта действительный КШМ заменяется динамически эквивалентной системой сосредоточенных масс (рис. 1).
Рис. 1. Система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная КШМ:
а) приведенная система кривошипно-шатунного механизма,
б) приведение масс кривошипа.
Массу поршневой группы считают сосредоточенной на оси поршневого пальца в точке А (рис. 1, а). Массу шатунной группы заменяют двумя массами, одна из которых сосредоточена на оси поршневого пальца в точке А, а другая - на оси кривошипа в точке В. Величины этих масс (кг):
, ,
где -длина шатуна;
- расстояние от центра кривошипной головки до центра тяжести шатуна;
- расстояние от центра поршневой головки до центра тяжести шатуна.
Для большинства существующих конструкций автомобильных и тракторных двигателей , а .
При расчётах можно принимать средние значения
mш.п = 0,275mш, mш. к = 0,725mш.
Система сосредоточенных масс, динамически эквивалентная КШМ, состоит из массы , сосредоточенной в точке А и имеющей возвратно-поступательное движение, и массы , сосредоточенной в точке B и имеющей вращательное движение.
Для приближенного определения значений , и , можно используя конструктивные массы (кг/м2), приведенные в таблице 6.
Площадь поршня рассчитываемого ДВС составляет:
.
Таблица 6
Элементы КШМ | Конструктивные массы, кг/м2 |
Поршневая группа Поршень из алюминиевого сплава | 80…150 |
Шатун | 100…200 |
Неуравновешенные части одного колена вала без противовесов | 150…200 |
Масса поршня: (6.3)
Масса шатуна: (6.4)
Масса неуравновешенных частей одного колена вала без противовесов:
(6.5)
Масса части шатуна прилегающая к поршневому пальцу:
Масса части шатуна прилегающая к шатунной шейке:
;
Масса имеющая возвратно-поступательное движение:
(6.6)
Масса имеющая вращательное движение:
(6.7)
6.3 Силы инерции
Силы инерции, действующие в КШМ, в соответствии с характером движения приведенных масс подразделяются на силы инерции поступательно движущихся масс и центробежные силы инерции вращающихся масс (рис.2).
Рис. 2. Схема действия сил в кривошипно-шатунном механизме: а) инерционных и газовых, б) суммарных. |
Сила инерции от возвратно-поступательно движущихся масс
, (6.8)
а также силу можно представить в виде суммы сил инерции 1 и 2 порядка:
(6.9)
Расчеты должны производиться для тех же положений кривошипа, для которых определялись и . Необходимые величины для расчета сил инерции: , .
Центробежная сила инерции вращающихся масс шатуна:
(6.10)
6.4. Суммарные силы, действующие в КШМ
Суммарные силы, действующие в КШМ, определяют алгебраическим сложением сил давления газов и сил возвратно-поступательно движущихся масс: . Суммарная сила , как и силы и , направлена по оси цилиндра и приложена к оси поршневого пальца (рис. 2б). Воздействие от силы передается на стенки цилиндра перпендикулярно его оси и на шатун по направлению его оси.
Сила , действующая перпендикулярно оси цилиндра, называется нормальной силой и воспринимается стенками цилиндра , где - угол отклонения шатуна от оси цилиндра . Нормальная сила считается положительной, если создаваемый ею момент относительно оси колен. вала направлен противоположно направлению вращения вала двигателя.
Сила , действующая вдоль шатуна, воздействует на него и далее передается кривошипу. Она считается положительной, если сжимает шатун, и отрицательной, если его растягивает: .
От действия силы S на шатунную шейку возникают две составляющие силы (рис. 2б): сила направленная по радиусу кривошипа: , и тангенциальная сила, направленная по касательной к окружности радиуса кривошипа: . Сила считается положительной, если она сжимает щеки колена. Сила принимается положительной, если направление создаваемого ею момента совпадает с направлением вращения коленчатого вала.
6.5. Силы действующие на шейки коленчатого вала
Силы действующие на шатунные шейки рядных двигателей, определяются аналитическим или графическим способами. Я применил аналитический метод для определения этих сил.
Результирующая сила, действующая на шатунную шейку:
,
где Pk = KRш + K
KRш = -mш.к·R·ω2
Направление результирующей силы для различных положений коленчатого вала определяется углом , заключенным между вектором и осью кривошипа. Этот угол находится из соотношения: (рис. 3)
Рис. 3 Силы действующие на: а) шатунную шейку вала; б) колено вала. |
Далее приводятся сводные таблицы сил действующих на КШМ, а также графики этих сил.
Литература
1. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения по направлению «653200-Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»: Екатеринбург 2012.
2. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов. Под редакцией Б.А. Шароглазова: Челябинск – ЮурГУ, 2004
3. Двигатели внутреннего сгорания. Рабочие процессы. Под редакцией Н. Х. Дьяченко – машиностроение: ленинградское отделение, 1974.