Преимущество электронных систем зажигании

Применениеэлектронных систем зажигания позволяет получить следующие преимущества:

§ уменьшается эрозия контактов прерывателя и увеличивается их ресурс (в контактно-транзисторных системах);

§ исключением механического прерывателя устраняются вы­зываемые этим прерывателем погрешности момента зажигания:

§ обеспечивается возможность повышения вторичного напря­жения U Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru

§ гарантируется работа на обедненных рабочих смесях, вчаст­ности, путем увеличения искрового промежутка в свечах зажигания;

§ облегчается холодный пуск двигателя при сильно разряженной аккумуляторной батарее(6В):

§ обеспечивается возможность полного отказа от механического высоковольтного распределителя (в системах с электронным рас­пределением).

Система СВЧ - зажигания

Принцип действия системы СВЧ - зажигания заключается в сле­дующем. Зажигание происходит при равенстве частоты СВЧ – генератора и собственной частоты резонатора - камеры сгорания. Час­тота СВЧ - генератора устанавливается пропорционально частоте вращения коленчатого вала двигателя. Собственная частота резонатора пропорциональна надпоршневому объему. По мере разгона ко- ленчатого вала частота СВЧ - генератора возрастает, что приводит к росту угла опережения зажигания. Достоинствами этой системы зажи­гания является 100%-ное воспламенение и сгорание даже обедненной горючей смеси и простота автоматической установки опережения за­жигания в зависимости or частоты вращенияколенчатого вала.

Система освещения

Автономное освещение и сигнализация в значительной степени определяют безопасность дорожного движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Поэтому они должны отве­чать соответствующим нормам.

Все световые приборы работают по единому принципу: в них про­исходит преобразование электрической энергии источника питания в лучистую энергию. Автомобильные световые приборы, как правило, состоят из следующих основных узлов: оптического элемента, корпуса и элементов, подводящих электрическую энергию.

Оптический элементсостоит из лампы, отражателя и рассеивателя. Световой поток лампы, попадая на поверхность отража­теля,концентрируется им и направляется на рассеиватель. Рассеивательформирует световой поток, усиленный или ослабленный в определенных направлениях.

Отражателив традиционном исполнении являются параболоидными. Поверхность такого отражателя образуется вращением пара­болы вокруг оси симметрии (оптической оси). Если в фокусе иде­ального отражателя поместить точечный источник света, то отра­женные лучи будут направлены параллельно оптической оси (рис.4.1).

Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru Рис. 4.1. Распределение светового потока идеальным отражателем и точечным источником света

На практике отраженный свет имеет форму слабо расходящегося пучка с телесным углом ω Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru (рис.4.2).

Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru

Рис. 4.2. Распределение светового потока реальным отражателем и распределенным источником света

Рассеиватель осуществляет окончательное формирование отра­женного светового потока. Для этого на его внутренней поверхности имеются преломляющие элементы: .цилиндрические линзы, рассеи­вающие пучок в обеих плоскостях; эллипсовидные линзы, рассеи­вающие пучок наразличные углы на взаимно перпендикулярные плоскостях; призмы, изменяющие направления части светового по­тока. Вторая функция рассеивателя - защита от внешних воз­действий. Требуемое светораспределение может обеспечиваться од­ним отражателям, который имеет сложную форму и изготавливается из термостойкой пластмассы.

Источники света головных фар.Международными правилами для европейских фар типа СR (СR- обозначение комбинирован­ных фар ближнего и дальнего света) предназначается двухнитевая обычная лампа накаливания с фланцевым цоколем типа Р45\41. Цоколь лампы имеет ступенчатую форму, что позволяет применять лампу в отражателях: с фокусным расстоянием 22 или 27 мм. С этим цоколем изготавливаются два тика ламп: А12 = 45 + 40 (А - авто­мобильная; 12 - номинальное напряжение - 12 В; 45 - мощность нити дальнего света 45 Вт; 40 - мощность нити ближнего света 40 Вт) и А24 = 55 + 50.

Обычные лампы накаливания имеют существенный недоста­ток - осаждение вольфрама на поверхности колбы лампы. Данный недостаток частично устранен в галогенных лампах, в которых галоген (например йод), соединяясь с вольфрамом, переносит частицы вольф­рама с колбы на тело накала. Наличие, возвратного цикла позволило увеличить температуру нити до 2700-3000 ˚С. Поэтому световая отдача галогенных ламп в 1,5 раза выше светоотдачи обычных лики. Галогенные лампы обозначаются буквами АКГ, например АКГ12=60+55 (АКГ - автомобильная кварцевая галогенная). Последняя разработка ламп для фар - ксеноновые металлогалогенные газоразрядные лампы. Они обеспечивают световой поток в 1,5 раза больше, чем галогенные лампы накаливания при потребле­нии энергии в 2 раза меньше. Срок службы КМГЛ - 1500 часов. Основной недостаток — высокая стоимость комплекта лампы с пускорегулирующим аппаратом. Пускорегулирующий аппарат служит: 1) для формирования и подачи на газоразрядную лампу высоко­вольтного импульса (U = 20000 В) при включении лампы; 2) для формирования и подачи на лампу переменного напряжения 330 В частотой 300 Гц после включения лампы (для поддержания воз­никшего в лампе разряда).К электрическим параметрам лампыотносятся номинальное напряжение и электрическая мощность. К световым параметрам относятся: номинальный световой поток; максимальная сила света; отношение светового потока, излучаемого лампой, к ее электри­ческой мощности.

Осветительные приборы

Основными осветительными приборами являются фары голов­ного света и противотуманные фары. Могут устанавливаться и фа­ры заднего хода. Головные фары (фары головного света) обеспечивают два режи­ма освещения: дальний свет и ближний свет (свет встречного разъ­езда). Фара головного света может быть трех видов: только дальнего света (обозначается буквой R на рассеивателе), только ближнего света (обозначается буквой С) и комбинированной (обозначается буквами CR).Принципы формирования пучков дальнего и ближнего света не­одинаковы. В фаре CR это осуществляется с использованием двухнитевой лампы. Принцип построения светооптической схемы дальнего света в двухфарных системах одинаков во всем мире. Светораспределение ближнего света разделяется на два типа: европейский и американ­ский (рис. 4.3).

Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru Рис. 4.3. Световое пятно на экраны в режиме ближнего света фар амери­канского (а) и европейского (б) типов

В фаре CR европейского пита (рис. 4.4) применяется двухнитевая лампа 2. Нить дальнего света 3 имеет форму цилиндра или подковы и располагается вдоль оптической оси так, что ее на­ружный край находится в фокусе отражателя. Нить ближнего све­та 4 выдвинута вперед относительно точки фокуса и поднята вверх относительно оптической оси. Снизу она перекрыта экраном, сре­занным с левой стороны на 15°. Это позволяет получить асимметричное светораспределение с четко выраженной светотеневой границей. В большинстве оптических элементов устанавливается экран прямых лучей 6.

Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru

Рис. 4.4. Фара европейского светораспределения

В фаре CR американского типа нить дальнего света имеет фор­му короткого цилиндра, расположенного перпендикулярно опти­ческой оси в горизонтальной плоскости, проходящей через эту ось. Нить накала ближнего света имеет форму цилиндра, расположена перпендикулярно оптической оси выше горизонтальной плоскости и смещена в сторону от оптической оси. Благодаря этому ось светово­го потока ближнего света наклонена вниз и смещена в сторону пра­вой обочины дороги. В американской системе освещения в режиме и ближнего, и дальнего света используется вся поверхность отража­теля.

В двухфарных системах каждая фара работает и в режиме ближнего, и в режиме дальнего света. Такая универсальность при­водит к ухудшению характеристик как дальнего, так и ближнего света.

В четырехфарных системах используются четыре фары, устанав­ливаемые попарно: горизонтально или вертикально. Наружные и верхние фары работают в двух режимах, внутренние и нижние фа­ры - только в режиме дальнего света. В наружных (верхних) фа­рах тело накала ближнего света размещено в фокусе отражателя, а нить накала дальнего света расфокусирована по оптической оси от­ражателя назад. Рассеиватели этих фар рассчитаны только на ближний свет. Во внутренних (нижних) фарах нить накала рас­положена в фокусе отражателя. Рассеиватель этих фар обеспе­чивает рассеяние света в горизонтальной плоскости. При включении дальнего света работают все четыре фары. Причем внутренние (нижние) фары обеспечивают четкий прожекторный пучок света, а наружные (верхние) - рассеянный, позволяющий осветить близле­жащие зоны дороги. При ближнем свете работают только наружные (верхние) фары.

Основным достоинством четырехфарной системы является зна­чительное улучшение дальнего света. Основными недостатка­ми - большие габариты и себестоимость.

Для контроля головных фар в режиме ближнего света ис­пользуют специальный контрольный экран (рис.4.5). Вертикальная линия VV соответствует оси правой полосы движения, по которой движется автомобиль. Линии HG и НС изображают в перспективе края правой полосы движения. Линии HF и HF' соответствуют внешнему краю и середине полосы встречного движения. Линия НС изображает ось дорожного полотна. Линия НЕ соответствует траектории передвижения глаз водителя встречного автомобиля.

Преимущество электронных систем зажигании - student2.ru

Рис. 4.5. Разметка контрольного экрана для проверки ближнего спета фар европейской системы

Наиболее важными контрольными точками являются B50L - точка, соответствующая положению глаз водителя встреч­ного автомобиля, находящегося на расстоянии 50 м, и точки 50R и 75R, обозначающие точки на правом краю полосы движения на рас­стоянии от автомобиля 50 и 75 м соответственно. Точки 25R и 25L соответствуют точкам, на обочинах дорогина расстоянии 25 м перед автомобилем.

Противотуманные фары

Противотуманные фары предназначены для улучшения видимости при движении в условиях тумана, снегопада, дождя. При вклю­чении фар дальнего или ближней света в тумане создается эффект вуалирующей пелены. Он заключаетсявтом, что освещение зату­маненной атмосферы вызывает свечение, на фоне которого объекты на дороге становятся трудноразличимыми. В сочетании с ослабле­нием излучения, которое вызвано рассеянием, свечение затуманненой атмосферы значительно снижает видимость. Основной особенностью противотуманных фар является резкая горизонтальная граница между тенью и светом в верхней части све­тового пучка. Эти фары характеризуются большим углом (до 160°) распространения света.

Правильная установка противотуманных фар заключается в следующем: 1) необходимо располагать фары как можно ближе к дорожному полотну; 2) световой пучок должен быть направлен вниз. В конструкцию светооптической схемы противотуманных фар входит экран прямых лучей. Его применение объясняется необходимостью исключить взаимодействие прямых лучей от источника света с частицами тумана, в результате которого возникает эффект вуалирующей пелены и резко снижается даль­ность видимости. Рассеиватель вследствие большой термонагруженности выполняется из стекла. Современные стандарты допус­кают белый или желтый цвет рассеивателя. Желтый спектр излуче­ния иногда обеспечивается нанесением желтого покрытия на рабо­чую поверхность отражателя и использованием желтой колбы ис­точника света. Следует отметить, что спектр излучения фар прак­тически не влияет на условия видимости в тумане. Корпус противотуманных фар выполняется, как правило, из металла вследствие высокой термонагруженности. На корпусе размещен узел регули­ровки и крепления противотуманных фар, который обеспечивает регулировку в двух или трех плоскостях.

Наши рекомендации