Преимущество электронных систем зажигании
Применениеэлектронных систем зажигания позволяет получить следующие преимущества:
§ уменьшается эрозия контактов прерывателя и увеличивается их ресурс (в контактно-транзисторных системах);
§ исключением механического прерывателя устраняются вызываемые этим прерывателем погрешности момента зажигания:
§ обеспечивается возможность повышения вторичного напряжения U
§ гарантируется работа на обедненных рабочих смесях, вчастности, путем увеличения искрового промежутка в свечах зажигания;
§ облегчается холодный пуск двигателя при сильно разряженной аккумуляторной батарее(6В):
§ обеспечивается возможность полного отказа от механического высоковольтного распределителя (в системах с электронным распределением).
Система СВЧ - зажигания
Принцип действия системы СВЧ - зажигания заключается в следующем. Зажигание происходит при равенстве частоты СВЧ – генератора и собственной частоты резонатора - камеры сгорания. Частота СВЧ - генератора устанавливается пропорционально частоте вращения коленчатого вала двигателя. Собственная частота резонатора пропорциональна надпоршневому объему. По мере разгона ко- ленчатого вала частота СВЧ - генератора возрастает, что приводит к росту угла опережения зажигания. Достоинствами этой системы зажигания является 100%-ное воспламенение и сгорание даже обедненной горючей смеси и простота автоматической установки опережения зажигания в зависимости or частоты вращенияколенчатого вала.
Система освещения
Автономное освещение и сигнализация в значительной степени определяют безопасность дорожного движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости. Поэтому они должны отвечать соответствующим нормам.
Все световые приборы работают по единому принципу: в них происходит преобразование электрической энергии источника питания в лучистую энергию. Автомобильные световые приборы, как правило, состоят из следующих основных узлов: оптического элемента, корпуса и элементов, подводящих электрическую энергию.
Оптический элементсостоит из лампы, отражателя и рассеивателя. Световой поток лампы, попадая на поверхность отражателя,концентрируется им и направляется на рассеиватель. Рассеивательформирует световой поток, усиленный или ослабленный в определенных направлениях.
Отражателив традиционном исполнении являются параболоидными. Поверхность такого отражателя образуется вращением параболы вокруг оси симметрии (оптической оси). Если в фокусе идеального отражателя поместить точечный источник света, то отраженные лучи будут направлены параллельно оптической оси (рис.4.1).
Рис. 4.1. Распределение светового потока идеальным отражателем и точечным источником света
На практике отраженный свет имеет форму слабо расходящегося пучка с телесным углом ω (рис.4.2).
Рис. 4.2. Распределение светового потока реальным отражателем и распределенным источником света
Рассеиватель осуществляет окончательное формирование отраженного светового потока. Для этого на его внутренней поверхности имеются преломляющие элементы: .цилиндрические линзы, рассеивающие пучок в обеих плоскостях; эллипсовидные линзы, рассеивающие пучок наразличные углы на взаимно перпендикулярные плоскостях; призмы, изменяющие направления части светового потока. Вторая функция рассеивателя - защита от внешних воздействий. Требуемое светораспределение может обеспечиваться одним отражателям, который имеет сложную форму и изготавливается из термостойкой пластмассы.
Источники света головных фар.Международными правилами для европейских фар типа СR (СR- обозначение комбинированных фар ближнего и дальнего света) предназначается двухнитевая обычная лампа накаливания с фланцевым цоколем типа Р45\41. Цоколь лампы имеет ступенчатую форму, что позволяет применять лампу в отражателях: с фокусным расстоянием 22 или 27 мм. С этим цоколем изготавливаются два тика ламп: А12 = 45 + 40 (А - автомобильная; 12 - номинальное напряжение - 12 В; 45 - мощность нити дальнего света 45 Вт; 40 - мощность нити ближнего света 40 Вт) и А24 = 55 + 50.
Обычные лампы накаливания имеют существенный недостаток - осаждение вольфрама на поверхности колбы лампы. Данный недостаток частично устранен в галогенных лампах, в которых галоген (например йод), соединяясь с вольфрамом, переносит частицы вольфрама с колбы на тело накала. Наличие, возвратного цикла позволило увеличить температуру нити до 2700-3000 ˚С. Поэтому световая отдача галогенных ламп в 1,5 раза выше светоотдачи обычных лики. Галогенные лампы обозначаются буквами АКГ, например АКГ12=60+55 (АКГ - автомобильная кварцевая галогенная). Последняя разработка ламп для фар - ксеноновые металлогалогенные газоразрядные лампы. Они обеспечивают световой поток в 1,5 раза больше, чем галогенные лампы накаливания при потреблении энергии в 2 раза меньше. Срок службы КМГЛ - 1500 часов. Основной недостаток — высокая стоимость комплекта лампы с пускорегулирующим аппаратом. Пускорегулирующий аппарат служит: 1) для формирования и подачи на газоразрядную лампу высоковольтного импульса (U = 20000 В) при включении лампы; 2) для формирования и подачи на лампу переменного напряжения 330 В частотой 300 Гц после включения лампы (для поддержания возникшего в лампе разряда).К электрическим параметрам лампыотносятся номинальное напряжение и электрическая мощность. К световым параметрам относятся: номинальный световой поток; максимальная сила света; отношение светового потока, излучаемого лампой, к ее электрической мощности.
Осветительные приборы
Основными осветительными приборами являются фары головного света и противотуманные фары. Могут устанавливаться и фары заднего хода. Головные фары (фары головного света) обеспечивают два режима освещения: дальний свет и ближний свет (свет встречного разъезда). Фара головного света может быть трех видов: только дальнего света (обозначается буквой R на рассеивателе), только ближнего света (обозначается буквой С) и комбинированной (обозначается буквами CR).Принципы формирования пучков дальнего и ближнего света неодинаковы. В фаре CR это осуществляется с использованием двухнитевой лампы. Принцип построения светооптической схемы дальнего света в двухфарных системах одинаков во всем мире. Светораспределение ближнего света разделяется на два типа: европейский и американский (рис. 4.3).
Рис. 4.3. Световое пятно на экраны в режиме ближнего света фар американского (а) и европейского (б) типов
В фаре CR европейского пита (рис. 4.4) применяется двухнитевая лампа 2. Нить дальнего света 3 имеет форму цилиндра или подковы и располагается вдоль оптической оси так, что ее наружный край находится в фокусе отражателя. Нить ближнего света 4 выдвинута вперед относительно точки фокуса и поднята вверх относительно оптической оси. Снизу она перекрыта экраном, срезанным с левой стороны на 15°. Это позволяет получить асимметричное светораспределение с четко выраженной светотеневой границей. В большинстве оптических элементов устанавливается экран прямых лучей 6.
Рис. 4.4. Фара европейского светораспределения
В фаре CR американского типа нить дальнего света имеет форму короткого цилиндра, расположенного перпендикулярно оптической оси в горизонтальной плоскости, проходящей через эту ось. Нить накала ближнего света имеет форму цилиндра, расположена перпендикулярно оптической оси выше горизонтальной плоскости и смещена в сторону от оптической оси. Благодаря этому ось светового потока ближнего света наклонена вниз и смещена в сторону правой обочины дороги. В американской системе освещения в режиме и ближнего, и дальнего света используется вся поверхность отражателя.
В двухфарных системах каждая фара работает и в режиме ближнего, и в режиме дальнего света. Такая универсальность приводит к ухудшению характеристик как дальнего, так и ближнего света.
В четырехфарных системах используются четыре фары, устанавливаемые попарно: горизонтально или вертикально. Наружные и верхние фары работают в двух режимах, внутренние и нижние фары - только в режиме дальнего света. В наружных (верхних) фарах тело накала ближнего света размещено в фокусе отражателя, а нить накала дальнего света расфокусирована по оптической оси отражателя назад. Рассеиватели этих фар рассчитаны только на ближний свет. Во внутренних (нижних) фарах нить накала расположена в фокусе отражателя. Рассеиватель этих фар обеспечивает рассеяние света в горизонтальной плоскости. При включении дальнего света работают все четыре фары. Причем внутренние (нижние) фары обеспечивают четкий прожекторный пучок света, а наружные (верхние) - рассеянный, позволяющий осветить близлежащие зоны дороги. При ближнем свете работают только наружные (верхние) фары.
Основным достоинством четырехфарной системы является значительное улучшение дальнего света. Основными недостатками - большие габариты и себестоимость.
Для контроля головных фар в режиме ближнего света используют специальный контрольный экран (рис.4.5). Вертикальная линия VV соответствует оси правой полосы движения, по которой движется автомобиль. Линии HG и НС изображают в перспективе края правой полосы движения. Линии HF и HF' соответствуют внешнему краю и середине полосы встречного движения. Линия НС изображает ось дорожного полотна. Линия НЕ соответствует траектории передвижения глаз водителя встречного автомобиля.
Рис. 4.5. Разметка контрольного экрана для проверки ближнего спета фар европейской системы
Наиболее важными контрольными точками являются B50L - точка, соответствующая положению глаз водителя встречного автомобиля, находящегося на расстоянии 50 м, и точки 50R и 75R, обозначающие точки на правом краю полосы движения на расстоянии от автомобиля 50 и 75 м соответственно. Точки 25R и 25L соответствуют точкам, на обочинах дорогина расстоянии 25 м перед автомобилем.
Противотуманные фары
Противотуманные фары предназначены для улучшения видимости при движении в условиях тумана, снегопада, дождя. При включении фар дальнего или ближней света в тумане создается эффект вуалирующей пелены. Он заключаетсявтом, что освещение затуманенной атмосферы вызывает свечение, на фоне которого объекты на дороге становятся трудноразличимыми. В сочетании с ослаблением излучения, которое вызвано рассеянием, свечение затуманненой атмосферы значительно снижает видимость. Основной особенностью противотуманных фар является резкая горизонтальная граница между тенью и светом в верхней части светового пучка. Эти фары характеризуются большим углом (до 160°) распространения света.
Правильная установка противотуманных фар заключается в следующем: 1) необходимо располагать фары как можно ближе к дорожному полотну; 2) световой пучок должен быть направлен вниз. В конструкцию светооптической схемы противотуманных фар входит экран прямых лучей. Его применение объясняется необходимостью исключить взаимодействие прямых лучей от источника света с частицами тумана, в результате которого возникает эффект вуалирующей пелены и резко снижается дальность видимости. Рассеиватель вследствие большой термонагруженности выполняется из стекла. Современные стандарты допускают белый или желтый цвет рассеивателя. Желтый спектр излучения иногда обеспечивается нанесением желтого покрытия на рабочую поверхность отражателя и использованием желтой колбы источника света. Следует отметить, что спектр излучения фар практически не влияет на условия видимости в тумане. Корпус противотуманных фар выполняется, как правило, из металла вследствие высокой термонагруженности. На корпусе размещен узел регулировки и крепления противотуманных фар, который обеспечивает регулировку в двух или трех плоскостях.