Характеристики реечных домкратов
Модель | Грузоподъемность т | Высота подъема мм | Масса кг |
Др-8 (Россия) | 8,0 | 37,0 | |
15-00 (Brano, Чехия) | 5,0 | 22,0 | |
Z23 (Brano, Чехия) | 20,0 | 89,0 | |
HVS3 (КНР) | 3,0 | 20,0 | |
HVS20 (КНР) | 20,0 | 63,0 | |
3/380 (Torin Jack, США) | 3,0 | 12,0 | |
3/1350 (Torin Jack, США) | 3,0 | 15,0 | |
Hi-Lift HL-484 (США) | 2,11 | 12,6 |
Усилие, необходимое для подъёма груза
кг, (3)
где Q – вес поднимаемого груза, кг;
dш – диаметр начальной окружности ведущей шестерни, связанной с
рейкой, м;
r – длина плеча рукоятки, м;
i – передаточное число зубчатой передачи;
η – к.п.д. механизма домкрата, равный 0,80÷0,85 при непосредственном
зацеплении ведущей шестерни с рейкой и 0,65÷0,67 при наличии
промежуточных шестерён.
Винтовые домкраты
Принцип действия таких подъемных устройств известен человечеству еще со времен Архимеда. В частности с помощью архимедова винта поднимали воду. Винтовой домкрат использует тот же принцип - на винте шарнирно закреплено плечо подхвата, при вращении винта плечо перемещается по нему вверх или вниз, в зависимости от направления вращения.
Различают:
• вертикальные домкраты;
• горизонтальные (ромбовые) винтовые домкраты.
а б
Рис.21. Винтовые домкраты:
а- вертикальные; б – горизонтальный (ромбовый).
Вертикальный домкрат знаком нам как часть штатного ремонтного набора автомобиля ВАЗ - Г-образная штанга с ручкой сверху. Подхват такого домкрата был закреплен шарнирно и вставлялся в специальный паз в днище Жигулей. Несущими частями такого домкрата являются корпус и винт. В целом охарактеризовать такую конструкцию довольно сложно, тем более в прошлые годы ему практически не было альтернативы. Огромным минусом, безусловно, была необходимость крепления такого домкрата исключительно в предназначенном для этого месте. Место же это имело свойство забиваться грязью и всячески деформироваться. Поднять этим домкратом что либо отличное от классики автопрома или ту же классику, но в непредусмотренном конструкторами месте нельзя, так что вертикальный винтовой домкрат как то выпал из рынка устройств для подъема автомобилей.
Совсем другое дело - ромбовый винтовой домкрат. Именно такими домкратами комплектуются практически все современные автомобили. Действует он до смешного просто - фактически это струбцина, сжимающая два шарнирно закрепленных плеча. Излом и соответствующее противоположное движение пары плеч относительно друг друга и является собственно полезным действием домкрата.
Достоинство такой конструкции - малая высота подхвата, то есть машина с низким клиренсом и пробитым колесом может быть поднята таким домкратом без особых проблем.
Недостатки:
- наличие трущихся силовых сочленений. Поясню - шарнир, передвигающийся по винту, его резьба и резьба самого винта подвергаются значительным механическим нагрузкам. Степень подгонки пары шарнир-винт должна быть очень точной во избежание перекосов и заклинивания, что, в свою очередь, делает эту пару крайне чувствительной к посторонним частицам и предметам, а так же к наличию смазки.
- малый поднимаемый вес. Штатный домкрат чаще всего предназначен для поднятия груза весом до полутора тонн, весом больше этого можно сорвать резьбу винта или шарнира.
- если добавить сюда низкий (30-40%) КПД и значительное усилие на рукоятке, то станет понятно - большому весу ромбовый домкрат не товарищ.
- низкая устойчивость такого домкрата. Для его использования категорически необходимы колесные упоры, а сам автомобиль должен стоять на максимально горизонтальной поверхности. Кроме того, сама поверхность должна быть очень твердой иначе при малейшем перекосе установки домкрат сам себя укладывает набок, продавливая то, на чем он стоит гранями опоры.
По принципу винтовых домкратов устроены винтовые стяжки (фаркопфы) и распорные домкраты.
А б
Рис.22.
а - распорный домкрат; б – винтовая стяжка (фаркопф).
Фаркопфы служат для изменения положения конструкции в процессе их установки в проектное положение, а распорные домкраты — для горизонтального перемещения грузов и конструкций на расстояние до 130 мм. В корпусе такого домкрата размещены два винта: один с левой, другой с правой резьбой. Винты выдвигаются вращением рукоятки. Отличительной особенностью распорных домкратов является одновременное выдвижение левого и правого винтов.
Фаркопфы служат для изменения положения конструкции в процессе их установки в проектное положение, а распорные домкраты — для горизонтального перемещения грузов и конструкций на расстояние до 130 мм. В корпусе такого домкрата размещены два винта: один с левой, другой с правой резьбой. Винты выдвигаются вращением рукоятки. Отличительной особенностью распорных домкратов является одновременное выдвижение левого и правого винтов.
Такелаж– совокупность крепежных изделий, применяемых совместно со специальными устройствами для подъема тяжелых грузов. К числу таких изделий относятся тросы, стропы, цепи, проволока и многое другое. Родоначальником понятия "такелаж" является мореходное дело, такелаж является основным видом крепежа на суднах. Однако, изначально такелаж использовался ещё древними египтянами в строительстве и перемещении грузов.
Существует два типа такелажных креплений: жесткие и гибкие. Стальные тросы, цепи, проволока, талрепы, а также такелажные скобы относятся к последнему из них. Соответственно, такелажные блоки, вертлюги, крюки, карабины, зажимы, соединители тросов относятся к жесткому такелажу
Такелажное оборудование используется в различных строительных работах, для грузоперевозок и при перемещении тяжелого оборудования и обьемных грузов. Использование качественного такелажа повышает надежность проводимых работ и увеличивает их безопасность.
- цепи;
- тросы;
.............................................................. канаты;
............................................................. коуш (нидерл. kous - глаз —
каплевидная, круглая или треу-
гольная оправка из металла с
желобом на наружной стороне);
........................................................................... талреп;
................................................................ рым-болт;
.............................................................. карабины;
.............................................................. зажимы;
................................................................. монтажные блоки;
............................................................... вертлюги;
........................................... скобы;
........................................................................ крюки;
............... соединители.
Рис. 23. Такелажное оборудование.
Талрепы (винтовые стяжки) обычно широко применяются для регулирования или натягивания проводов, тросов, распорок и т.п. Талрепы рассчитаны только на линейное (осевое) регулирование, натяжение или увязывание.
Рис.24. Талрепы.
Винтовой домкрат состоит из металлического корпуса, винта с грузовой головкой и рукоятки с трещоткой. Вверху корпуса находится гайка с нарезкой, по которой при вращении перемещается винт.
Рис.25. Принципиальная схема винтового домкрата:
1 – корпус; 2 – гайка; 3 – стальной винт; 4 – опорная рифлёная головка;
5 – рукоять с двухсторонней трещёткой.
а б
Рис.26. Винтовой домкрат:
а - вид с разрезом; б –рукоять с трещёткой; 1 – корпус; 2 – винт; 3 – головка;
4 – колесо с зубьями; 5 - ось; 6 – приводная рукоятка; 7 – двухсторонняя тре-
щётка; 8 – гайка; 9 – кулачок; 10 – пружина.
Корпус домкрата в нижней части имеет опорную плиту(в некоторых конструкциях винтовых домкратов перемещающуюся в горизонтальном направлении при вращении винта, что облегчает точную установку домкрата под грузом).
Винтовые грузоподъемные домкраты наиболее простые по конструкции. Домкрат состоит из корпуса 1 с закрепленной в нем бронзовой гайкой 8, в которую ввернут стальной или чугунный винт 2 с прямоугольной или трапецеидальной резьбой. На верхней части винта свободно установлена опорная рифленая головка 3, которая, упираясь в поднимаемый груз, остаётся во время вращения винта неподвижной относительно винта. Вращение винта 2 производится приводной рукояткой 6 с двусторонней трещоткой 7. В зависимости от положения трещотки, фиксируемой кулачком 9, осуществляют вращение винта 2 в одну или другую сторону, а следовательно, подъем или опускание оборудования.
Рис.27. Винтовой домкрат с плитой.
На квадратной части винта 2 закрепляется колесо с зубьями 4. Рукоятка 6, свободно одетая на круглую часть винта, при возвратно-поступательных движениях цепляет концом собачки 7 за зубья колеса 4 и поворачивает колесо вместе с винтом. В зависимости от направления вращения винта собачку поворачивают на оси 5 в одно из крайних положений, где собачка удерживается стопором 9 с пружиной 10.
Окружное усилие Р, необходимое для вращения винта, нагруженного силой Q, определяется по формулам, известным из курса деталей машин
при подъёме груза, кг (4)
при опускании груза, кг (5)
где ρ – угол трения;
α – угол подъёма винтовой линии (в винтовых домкратах принимается
меньше угла трения: обычно 4÷60).
Грузоподъемность винтовых домкратов составляет от 20 до 200кН. Применение винтовой пары с самотормозящейся резьбой обеспечивает удержание поднятого груза при коэффициенте полезного действия 0,3-0,4.
Таблица 2