Устранение несоконусности лопастей несущего винта.
Устранение несоконусности лопастей несущего винта при вращении выполняют в том случае, когда не все лопасти описывают одинаковый конус после установки одинаковых установочных углов в процессе предварительной регулировки корпусов осевых шарниров (см. приложение 5).
Соконусным называется такое движение лопастей несущего винта при вращении, при котором они движутся по поверхности одного и того же конуса. Соконусность лопастей может быть лишь при условии, что все лопасти имеют одинаковые геометрические, кинематические, аэродинамические и массовые характеристики.
При наличии несоконусности лопастей равнодействующая аэродинамических сил несущего винта смещена в сторону от оси вращения, что вызывает тряску вертолета не только в полете, но и на земле. Следовательно, одним из важнейших требований при работе несущего винта является наличие соконусности его лопастей.
Для выполнения этой работы необходимо:
- установить вертолет на специальную площадку и пришвартовать его или загрузить вертолет до взлетной массы и установить под колеса упорные колодки;
- подготовить установку для проверки соконусности несущего винта, для чего в гнездо удлинителя приспособления закрепить рулон плотной белой бумаги с длиной видимого участка не менее 500 мм. Отрегулировать длину шеста приспособления так, чтобы середина рулона бумаги находилась на уровне торца концов лопастей;
- замерить и при необходимости специальной обоймой отогнуть вниз триммерные пластины каждой лопасти на угол 2°. Окрасить торец законцовки каждой лопасти краской определенного цвета. Произвести предварительную установку корпусов осевых шарниров
- подготовить двигатели к запуску, запустить и прогреть их на режиме малого газа, после чего установить режим работы двигателей nн.в = 50...55% при угле установки лопастей = 1°, который не должен изменяться до окончания регулировки.
По сигналу пилота подвести приспособление к вращающемуся несущему винту так, чтобы окрашенные торцы концов лопастей коснулись рулона приспособления, после чего отвести приспособление. Остановить двигатели и проконтролировать отпечатки концов лопастей, максимальный разброс которых в сумме не должен превышать 20 мм.
При наличии разбросов отпечатков больше допустимых необходимо отрегулировать установочные углы лопастей. Для этого из пяти имеющихся выбирают средний отпечаток, от которого определяют расстояния до отпечатков остальных лопастей. Лопасти, отпечатки которых находятся выше среднего, имеют больший установочный угол, лопасти с отпечатками ниже среднего - меньший. Изменение установочных углов лопастей производится регулировкой длины вертикальных тяг поворота лопастей из расчета: изменение длины тяги на увеличение повышает установочный угол лопасти и, наоборот, при укорачивании длины тяги - уменьшает его. На данном режиме работы двигателей один оборот вертикальной тяги изменяет высоту конуса лопасти на 60...65 мм, а поворот тяги на одну грань вызывает вертикальное перемещение конца лопасти на 10...11 мм. После затяжки и контровки болтов верхних вилок тяг повторно запускают двигатели (выход на режим nн.в = 50...55%) и вновь проверяют соконусность лопастей.
После устранения несоконусности на режиме nн.в = 50...55% производят аналогичную проверку на режиме nн.в = (95±2) % при = 1°. Это делается с той целью, что полученная соконусность при одной частоте вращения несущего винта может перейти в несоконусность винта при другой частоте вращения. Объясняется это тем, что лопасти винта не являются абсолютно жесткими и от действия аэродинамических и инерционных сил они подвергаются не только изгибу, но и кручению. Кручение же лопасти во время ее изгиба происходит вследствие того, что центр масс и центр давления лопасти, как правило, не совпадают с центром ее жесткости. При условиях совпадения центра масс с центром жесткости лопасти месторасположение центра давления непостоянно и зависит, в основном, от величины углов атаки. Поэтому, перейдя на другую частоту вращения, изменяющиеся моменты вокруг продольной оси лопасти будут закручивать отдельные лопасти на увеличение или уменьшение установочных углов. Это приводит к изменению углов атаки, подъемной силы и образованию другого конуса вращения этой лопасти, а следовательно, и несущего винта в целом. Если на режиме nн.в = (95±2)% расстояние между крайними отпечатками лопастей превышает 20 мм, необходимо произвести регулирование исходя из условия:
- лопасти, отпечатки которых располагаются выше среднего отпечатка, имеют большой установочный угол вследствие закрутки лопастей кабрирующим моментом, который можно уменьшить отгибом триммерных пластин вниз;
- лопасти, отпечатки которых располагаются ниже среднего, имеют меньший установочный угол вследствие закрутки лопастей пикирующим моментом. В этом случае триммерные пластины лопастей следует отогнуть вверх.
Отгиб триммерных пластин вызывает соответствующее изменение моментных характеристик лопастей, а следовательно, и изменение плоскости вращения концов лопастей, которые, как правило, оказываются различными при изменении частоты вращения несущего винта. Один и тот же по величине отгиб триммерных пластин вызывает незначительные перемещения плоскости вращения лопасти при nн.в = 50...55% и существенно большие при nн.в:=(95 ± 2)% в отличие от воздействия вертикальных тяг, изменяющих плоскость движения концов лопастей одинаково на обоих режимах.
Отгиб триммерных пластин на 1° изменяет положение конца лопасти при вращении на режиме nн.в = (92 + 2) % на 20...25 мм. Величину отгиба пластин замеряют угломером, прикладываемым к нижней поверхности лопасти по трем сечениям (комлевому, среднему и концевому). Если разница в углах отгиба по сечениям превышает 1°, пластину следует выправить. Угол отгиба триммерных пластин допускается от 1° вверх и до 5° вниз. При этом средний угол пяти лопастей, определяемый из выражения ,
где ° - угол отгиба триммерных пластин лопасти, должен находиться в пределах от 0 до 4° вниз.
После достижения соконусности на режимах nн.в = 50...55% и nн.в = (95 ± 2)% необходимо проверить наличие соконусности на режиме nн.в = (95 ± 2)% при выключенной основной и дублирующей гидросистемах, поскольку при выключенных гидросистемах жесткость управления вертолетом, как правило, уменьшается и при наличии неуравновешенных сил на автомате перекоса соконусность лопастей изменяется.
Для этого на режиме nн.в = 50...55% при = 1° следует выключить основную и дублирующую гидросистемы. Плавно увеличивая режим работы двигателей до nн.в = (95 ± 2) %, проследить за поведением вертолета. При появлении незначительной неустойчивости включить гидросистему. В случае необходимости произвести регулирование из расчета: отгиб триммерных пластин на 1° при выключенной гидросистеме изменяет положение конца лопасти при nн.в = (95 ± 2)% на 40...50 мм.
Вновь проверить соконусность на nн.в = 50...55% и nн.в =(95 ± 2)% с включенной, а затем на nн.в = (95 ± 2)% с выключенной гидросистемой.
При наличии несоконусности на режиме nн.в = 50...55% больше 20 мм устранить ее регулировкой длин вертикальных тяг, а при nн.в = (95 ± 2) % с включенной или выключенной гидросистемой путем отгиба триммерных пластин.
Таким образом, для обеспечения соконусности вращения лопастей несущего винта на разных режимах работы двигателя необходимо установить такие длины вертикальных тяг и такие углы отгиба триммерных пластин, при которых концы лопастей при любой частоте вращения вращаются в параллельных плоскостях, а максимальный разброс отпечатков на каждом режиме не превышает 20 мм.
Окончательно установленные регулировочные данные по длине вертикальных тяг и углам отклонения триммерных пластин записывают в паспорт комплекта лопастей с указанием номера вертолета.