А.1. полеты на малой высоте.
4а.1.1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛЕТА НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ.
4а.1.1.1. Длительные полеты на малой высоте (ниже безопасной высоты
полета по мартшруту) требуют от экипажа повышенного внимания и осмотрительности, а также четкой согласованности в работе всех членов экипажа.
4а.1.1.2. Полеты на малой высоте имеют следующие особенности:
- близость земли и препятствий на ней требует постоянного контроля за высотой полета и пролетаемой местностью;
- быстрое прохождение наземных ориентиров, сравнительно ограниченный обзор, малое располагаемое время для принятия решения о выполнении маневра при неожиданном появлении препятствия;
- необходимость использования для ориентировки на местности и в пространстве приборной и визуальной информации, что требует четкого распределения внимания между приборами в кабине и наземными объектами;
- усиливаются воздействия таких факторов, как турбулентность атмосферы и возможность встреч с птицами.
4а.1.1.3. Средние дальности обнаружения и опознавания ориентиров с
высоты 30-50 м на скорости 200-220 км/ч по прибору характеризуюся следующими величинами:
- крупные населенные пункты обнаруживаются на удалении 6-10 км при видимости на горизонте дымов, труб, куполов, высоких строений;
- средние населенные пункты обнаруживаются на удалении 2-4 км, опознаются на удалении 1-3 км;
- мелкие населенные пункты обнаруживаются на открытой местности на удалении 1-2 км, опознаются при пролете над ними;
- озера диаметром 1-2 км и более обнаруживаются в пределах прямой видимости, а зимой практически не опознаются, так как по своему виду похожи на покрытые снегом поля;
- реки, шоссейные и железные дороги обнаруживаются при полете над ними как зимой, так и летом;
- мачты линий передач обнаруживаются на удалении менее 1 км, провода элекропередач обнаруживаются на удалении менее 1 км и видны при пролете над ними.
4а.1.2. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ.
4а.1.2.1. В качестве основной полетной карты для полетов на малой высоте используется карта масштаба 1:200000. Детальное изучение посадочной площадки производися по картам 1:100000, 1:50000 и фотосхемам.
4а.1.2.2. Прокладка маршрута и подготовка карты к полету на малой высоте выполняются также, как и при подготовке к любому маршрутному полету.
Одновременно с прокладкой маршрута, экипажу необходимо подробно изучить рельеф местности по участкам маршрута. В полосе 25 км по обе стороны от линии пути на карте отмечаются точки с наибольшим превышением, наносятся известные и предполагаемые препятствия с указанием их высот, которые могут использоваться в качестве характерных ориентиров при полете на малой высоте.
Выбирать маршрут полета необходимо в стороне от населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий (особенно животноводческих, птицеферм и зверопитомников), зон отдыха, мест массового скопления людей, дорог с интенсивным движением.
4а.1.2.3. Определение места вертолета в полете возможно лишь в момент пролета характерных ориентиров, поэтому маршрут полета необходимо прокладывать таким образом, чтобы он обеспечивал наилучшие условия для опознавания контрольных ориентиров, поиска аэродромов посадки.
4а.1.2.4. Для сокращения в полете расчетов и увеличения времени на ведение ориентировки 2/П на полетной карте на каждом участке маршрута у первых контрольных ориентиров, необходимо нанести разметку боковых уклонений и поправок в курс, а также наметить контрольные этапы для определения навигационных элементов полета. Длина контрольного этапа на карте масштаба 1:20000 должна быть не менее 15 км. В этом случае путевая скорость определяется с точностью 2-3 %.
4а.1.2.5. Перед полетом на малой высоте для каждого участка маршрута
расчитывается безопасная высота полета (Нбез.). Она является минимально допустимой истиной высотой полета, гарантирующей экипаж от столкновения с землей или препятствиями в случае ухудшения видимости и невозможности продолжать полет на малой высоте визуально.
4а.1.3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТА НА МАЛОЙ ВЫСОТЕ.
4а.1.3.1. Пилотировать вертолет на маршруте целесообразно поочередно
КВС и 2/П. При этом каждый из них должен иметь соответствующую подготовку к полетам на малой высоте.
Продолжительность непрерывного пилотирования определяется наличием и интенсивностью турбулентности воздуха (болтанки), характером рельефа местности, курсовым углом и высотой солнца над линией горизонта и устанавливается каждым КВС индивидуально.
Пилот, пилотирующий вертолет, большую часть времени должен уделять наблюдению за впереди лежащей местностью и воздушным пространством впереди до горизонта и частично в стороны, строго выдерживать заданный курс полета, выполнять команды на маневр по исправлению курса для выхода на линию заданного пути или на обход препятствий, вести общую ориентировку. Пилот, свободный от пилотирования, должен вести ориентировку, давать команды по исправлению курса для выхода на линию заданного пути, своевременно предупреждать о появлении препятствий на земле или в воздухе и при необходимости вмешиваться в управление вертолетом.
ВНИМАНИЕ. Любой член экипажа, заметивший препятствия или уменьшение высоты полета ниже заданной, обязан немедленно доложить об этом КВС.
4а.1.3.2. В полете на малой высоте 2/П необходимо:
- вести непрерывную детальную ориентировку;
- вести запись места и времени пролета контрольных ориентиров прямо на карте, так как ведение записи в бортжурнале отвлекает внимание от ведения детальной ориентировки;
- определять навигационные элементы полета на контрольном этапе по среднему курсу, фактическому путевому углу и времени полета;
- контролировать по времени выход на поворотные пункты,
контрольные ориентиры и посадочные площадки. Расчет времени должен быть упреждающим., т.е. таким, чтобы знать расчетное время выхода на два-три ориентира, расположенных впереди с точностью до 30 с;
- использовать все средства вертолетовождения: визуальную ориентировку, магнитные компасы, АРК, ДИСС и наземные радиопеленгаторы. Это повышает точность полета по заданному маршруту и позволяет предотвратить грубые ошибки в расчетах и большие отклонения от маршрута при резкой смене ветра или отказе каких-либо приборов.
4а.1.3.3. В случае попадания.в метеусловия, необеспечивающие полет на малой высоте, необходимо перевести вертолет на высоту не ниже расчитанной перед полетом безопасной высоты.. На барометрических высотомерах необходимо установить минимальное давление на маршруте, полученное перед полетом.
4а.1.3.4. Высоту полета следует выдерживать визуально с контролем по радиовысотомеру. Необходимо учитывать, что при полетах над лесом, радиовысотомер показывает расстояние до земли не учитывая высоту деревьев. Поэтому в его показания необходимо вносить поправку на высоту деревьев.
4а.1.3.5. При выполнении полетов на малой высоте на показания компасов значительно влияют магнитные аномалии. В зоне магнитных аномалий необходимо применять курсовые приборы в режиме ГПК, по возможности использовать радиокомпас и радиопеленгатор.
4а.1.3.6. Полет на малой высоте в турбулентной атмосфере следует выполнять с учетом особенностей, указанных в и.4.4.5.
4а.1.3.7. Заход на посадку на аэродром или площадку, оборудованные
радиотехническими средствами, следует выполнять с использованием приводных радиостанций.
4а.1.3.8. Заход на посадку на площадку необорудованную РТС рекомендуется производить с использованием наземных ориентиров.
На площадки, снабженные УКВ и ДЦВ радиостанциями (радиомаяками) заход на посадку может выполняться с помощьюАРК-УД.
4а.1.3.9. Для предотвращения столкновения с препятствиями при полетах на предельно малых высотах допускается выполнение энергичных разворотов с кренами до 45 град. с одновременным уменьшением скорости полета. В этом случае развороты разрешается выполнять как при постоянном значении общего шага НВ, так и с изменением его положения в процессе разворота. При скорости ввода менее 200 км/ч энергичный разворот следует выполнять при постоянном значении общего шага, а на скоростях более 200 км/ч - как при постоянном значении общего шага, так и с уменьшением его на 2-5 град. по УШВ.
При энергичном вводе в разворот при постоянном общем шаге происходит увеличение частоты вращения НВ на 2-2,5 %.
При вводе - в разворот с уменьшением общего шага заброс частоты вращения НВ происходит более энергично, поэтому темп и величина уменьшения общего шага и отклонение ручки управления на себя на развороте должны быть такими, чтобы частота вращения НВ не выходила за пределы допустимой.
При выполнении энергичного разворота выдерживание заданной высоты полета в процессе разворота производить изменением темпа торможения скорости или уменьшением угла крена.
При достижении скорости 100 км/ч плавным отклонением ручки управления от себя прекратить дальнейшее изменение скорости, а для сохранения высоты увеличить режим работы двигателей .
А.2. ПОЛЕТЫ В ГОРАХ.
4а.2.1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ.
4а.2.1.1. Полеты в горах, как правило, выполняются в условиях повышенной турбулентности воздуха. При этом необходимо учитывать, что такие полеты могут оказаться одновременно и полетами над безориентирной местностью и полетами в зоне сильной болтанки, грозовой деятельности или обледенения.
Перед выполнением задания особое внимание следует уделять анализу метеусловий и возможности образования сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха, кучево-дождевых облаков и гроз, определению скорости и направления ветра, изучению рельефа местности, направления ущелий и горных
долин, площадок и мест, которые могут быть использованы для вынужденных площадок.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ПОЛЕТЫ В РАЙОНАХ С СИЛЬНОЙ (ШТОРМОВОЙ)
БОЛТАНКОЙ, ПРИ КОТОРОЙ НАБЛЮДАЮТСЯ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ БРОСКИ
БОЛЕЕ ±50 М, РЕЗКИЕ КОЛЕБАНИЯ СКОРОСТИ ПО ПРИБОРУ (БОЛЕЕ 30 КМ/Ч) ЗАПРЕЩАЮТСЯ. ПРИ НЕПРЕДНАМЕРЕННОМ ПОПАДАНИИ В СИЛЬНУЮ БОЛТАНКУ НЕОБХОДИМО ВЫЙТИ ИЗ ЗОНЫ БОЛТАНКИ.
НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛЕТОВ
В ГОРАХ В УТРЕННИЕ И ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ.
ПОЛЕТЫ В ГОРАХ ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО ПО ПВП, ПРЕДНАМЕРЕННО
ВХОДИТЬ В ОБЛАКА ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
4а.2.1.2. Выполнение полетов на барометрических высотах более 3500 м без кислородного оборудования для всех членов экипажа и пассажиров ЗАПРЕЩАЮТСЯ.
4а.2.1.3. При полетах над горами, особенно с острыми вершинами, радиовысотомер измеряет расстояние не от вершин, а от склонов гор, поэтому его показаниями в этом случае пользоваться нельзя.
УКВ радиостанция обеспечивает радиосвязь с землей в пределах прямой видимости, поэтому при полетах в горах возможны нарушения связи по УКВ.
В этом случае радиосвязь должна осуществляться по KB радиостанции.
Применение радиокомпаса при полетах в горах затруднено из-за наличия "горного эффекта". Радиокомпас в горах дает показания с ошибками до ±25˚, а в отдельных случаях и более.
Величина ошибок зависит от высоты гор, расстояния до них, длины волн пеленгуемой радиостанции, истинной высоты полета, а также от взаимного расположения гор, вертолета и приводной радиостанции.
Для повышения точности пеленгования, следует использовать радиостанции с более короткой длиной волн (с большей частотой). При неустойчивых показаниях радиокомпаса определение навигационных элементов с его помощью не производить .
4а.2.1.4. Характерной особенностью полетов в горах являются отсутствие ровных взлетно-посадочных площадок, поэтому для взлетов и посадок в горах на ограниченных площадках командир вертолета должен отлично владеть техникой пилотирования и иметь навыки в определении размеров и уклонов посадочных площадок с воздуха.
Элементы посадочных площадок в зависимости от способа взлета должны соответствовать требованиям раздела 2.6.
4а.2.1.5. При полетах в горной местности не рекомендуется приближаться к склонам гор и мощным кучевым облакам, которые образуются в дневное время над горами.
Пересекать горные хребты необходимо с превышением рельефа местности не менее 600 м. При невозможности иметь такое превышение, хребет следует пересекать под острым углом к нему, чтобы иметь возможность быстро отвернуть в сторону от вершины хребта в случае резкой потери высоты полета
из-за попадания в нисходящие потоки воздуха.
Основным признаком наличия сильных восходящих и нисходящих потоков, которые могут создавать угрозу безопасности полета, являются мощнокучевые облака, возникающие над горами в дневное время.
4а.2.1.6. Перед полетом в ущелье необходимо расчитать радиусы разворотов на различных скоростях полета при максимальном значении угла крена для данных условий полета.
4а.2.1.8. В случае, когда подобранная площадка по своим размерам соответствует требованиям раздела 2.5., но имеет недостаточную для посадки прочность грунта или уклоны, превышающие максимально-допустимые, выгрузку (загрузку) вертолета разрешается выполнять с режима висения на высоте 0.2-0.5 м от земли до колес шасси или приземлив вертолет без сброса шага. При приземлении вертолета без сброса шага по ложение вертолета следует поддерживать своевременым отклонением органов управления, обращая особое внимание на изменение общего шага (при загрузке вертолета общий шаг должен быть своевременно увеличен, при выгрузке - уменьшен).
4а.2.1.9. При длительном висении (маневрирование) у земли в условиях
положительных температур, особенно при наличии ветра сзади, возможно увеличение температуры масла в двигателях и главном редукторе до предельно допустимых значений, в этом случае необходимо выполнить приземление и выключить двигатели для охлаждения.
4а.2.2. ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ.
4а.2.2.1. При подготовке к полету в горах, экипаж помимо выполения основных рекомендаций, изложенных в РЛЭ, обязан дополнительно :
- изучить инструкцию по производству полетов в горах, разработанную для данной трассы;
- изучить расположение отдельных вершин, направление хребтов, ущелий, горных долин и их взаимное расположение в полосе шириной 50 км в обе стороны от маршрута полета и вычертить схему полета. Если маршрут пересекает горные хребты с большими превышениями и имеется возможность с небольшими отклонениями проложить маршрут в долинах рек, то маршрут лучше прокладывать в обход больших превышений;
- отметить на карте господствующие высоты и определить безопасные высоты полета на каждом участке маршрута;
- изучить климатические особенности данной воздушной трассы или участка маршрута, тщательно проанализировать метеообстановку по маршруту полета с учетом фактического рельефа местности. При анализе метеобстановки особенно
тщательно необходимо изучить ветровые режимы в устойчивой и неустойчивой воздушной массе; условия выполнения полетов в начале летного дня, в начале прогрева и при максимальном прогреве; ветровые режимы при вторжении холодного фронта; возможности проникновения теплых воздушных масс, когда
наступает большой контраст температур у земли и на высоте. При получении метеоконсультации обратить внимание на наличие болтанки в районе полетов;
- изучить и проанализировать наличие посадочных площадок по маршруту полета. Возможность подбора посадочной площадки врайоне полетов может быть предварительно оценена по густоте горизонталей на карте. Необходимо проанализировать возможные условия выполнения посадки на эти площадки.
Вертолет для выполнения полетов в горах должен быть дополнительно укомплектован ракетницей и комплектом сигнальных ракет, дымовых шашек для определения скорости и направления ветра при заходе на посадку.
4а.2.2.2. Максимально допустимая взлетная (посадочная) масса вертолета при полетах в горах определяется исходя из выбранного способа взлета (посадки), в соответствии с рекомендациями РЛЭ 3.1.3. При этом необходимо помнить, что при увеличении барометрической высоты расположения посадочной площадки
влияние " воздушной подушки" будет проявляться в меньшей степени, а сама подушка будет появляться на меньшей геометрической высоте.
ВНИМАНИЕ. ЗА ВРЕМЯ ПОЛЕТА РАСЧЕТНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСАДКИ МОГУТ СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНИТЬСЯ, ПОЭТОМУ ПОСЛЕ ИХ УТОЧНЕНИЯ НЕОБХОДИМО ПЕРЕСЧИТАТЬ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМУЮ ПОСАДОЧНУЮ МАССУ ДЛЯ УТОЧНЕННЫХ УСЛОВИЙ ПОСАДКИ И СРАВНИТЬ ЕЕ С ФАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЕТНОЙ МАССОЙ. ЕСЛИ ФАКТИЧЕСКАЯ МАССА ОКАЖЕТСЯ БОЛЬШЕ РАСЧЕТНОЙ, СЛЕДУЕТ ВЫРАБОТАТЬ ЧАСТЬ ТОПЛИВА ИЛИ ПОДОБРАТЬ ДРУГУЮ ПЛОЩАДКУ, НА КОТОРОЙ ВОЗМОЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПОСАДКУ С ФАКТИЧЕСКОЙ ПОСАДОЧНОЙ МАССОЙ.
4а.2.2.4. На вертолетах, выполняющих полеты в горных условиях, в целях уменьшения массы пустого вертолета и увеличения массы коммерческой загрузки разрешается демонтировать агрегаты, детали и оборудование, не влияющие на безопасность полета.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В КАЖДОМ КОНКРЕТНОМ СЛУЧАЕ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВЫПОЛНЯЕМОГО ЗАДАНИЯ, МОГУТ СНИМАТЬСЯ ТОЛЬКО ТЕ АГРЕГАТЫ, ДЕТАЛИ И ОБОРУДОВАНИЕ, СНЯТИЕ КОТОРЫХ НЕ ПРИВЕДЕТ К УМЕНЬШЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ. СОСТАВ СНИМАЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ КОМАНДИР ЛЕТНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
Изменение массы конструкции и центровки пустого вертолета при демонтаже соответствующего оборудования необходимо вносить в бортжурнал вертолета и учитывать при расчете полетной массы и центровки вертолета, в соответствии с РЗЦ вертолета Ми-8МТВ.
4а.2.3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПОЛЕТОВ.
4а.2.3.1. Взлеты вертолета с площадок, расположенных в горной местности, выполняются, в зависимости от размеров и состояния площадки, в соответствии с рекомендациями раздела 4.2. РЛЭ.
4а.2.3.2. При выполнении полета по маршруту необходимо систематически следить за изменением метеорологической обстановки и вести ориентировку. Визуальную ориентировку следует вести путем сличения карты с местностью, ориентируясь не только перед и иод собой, но и по боковым ориентирам (реки, долины, отроги гор, отдельные вершины). При следовании по линейному ориентиру необходимо подобрать курс следования, контролировать путевую скорость, определить скорость и направление ветра (но разнице между путевой и приборной скоростью). Определенный таким образом ветер следует учитывать при анализе общей ветровой обстановки в районе выполнения полетов, в том числе при заходе и выполнении посадки.
4а.2.3.3. Маршрут полета рекомендуется прокладывать вдоль ущелий.
При этом ширина ущелья на высоте полета должна быть не менее 500 м и обеспечивать, в случае необходимости, возможность выполнения разворота на 180 град. На рис. 4а.2.1. РЛЭ приведена зависимость радиуса координированного разворота от скорости полета и угла крена, позволяющая оценить возможности выполнения разворота.
Разворот в ущелье рекомендуется выполнять координированно (выдерживая шарик авиагоризонта в центре) на Vпp = 100 км/ч с максимальным углом крена, в пределах ограничений РЛЭ п.2.5.5.2, не допуская снижения вертолета путем увеличения режима работы двигателей. Допускается для уменьшения
радиуса разворота уменьшение скорости по прибору до минимально допустимой. Расстояние от концов лопастей несущего винта до склонов гор при выполнении разворота должно быть не менее 50 м.
Полет вдоль ущелья рекомендуется выполнять, придерживаясь одной из сторон ущелья в зависимости от условий и удобства пилотирования,с тем, чтобы обеспечить возможность безопасного маневрирования при необходимости немедленного выхода из него.
4а.2.3.4. Посадки на площадки, расположенные в горной местности, выполняются, в зависимости от их размеров и состояния, в соотвествии с рекомендациями раздела 4.7. РЛЭ.
4а.2.3.5. При выполнении посадок на площадки в горной местности необходимо учитывать, что с увеличением барометрической высоты расположения посадочной площадки у вертолета увеличивается стремление к "просадке" перед зависанием. При энергичном торможении, особенно при попутном ветре,
"просадка" может привести к преждевременному приземлению вертолета с повреждением рулевого винта. Торможение вертолета на снижении перед посадкой происходит вяло, поэтому для точного расчета на посадку уменьшение скорости полета необходимо начинать раньше, чем на площадках, расположенных на высотах, близких к уровню моря.
4а.2.3.6. При заходе на посадку, выход на предпосадочную прямую следует выполнять на скорости 60-90 км/ч по прибору при вертикальной скорости снижения 1,5-2 м/с на удалении от площадки 1,5-2 км и превышении 100-150 м над ней. Уменьшение поступательной скорости следует выполнять с таким расчетом, чтобы на удалении не менее 150 м от края площадки скорость по прибору составляла 60 км/ч. Дальнейшее торможение необходимовыполнять с темпом, обеспечивающим прохождение края площадки с поступательной скоростью 20-30 км/ч и вертикальной - 0,5-1 м/с. При этом вертолет должен находиться в режиме плавного торможения с углом тангажга на кабрирование 5-8 град. При посадке с использованием влияния "воздушной подушки" высота прохода края площадки должна составлять 8-10 м, а высота зависания вертолета 2-3 м. При посадке без использования влияния "воздушной подушки" прохождение края площадки производится на большей высоте для обеспечения
зависания вертолета па высоте 10 м над препятствиями.
4а.2.3.7. Уход на второй круг следует выполнять во всех случаях неправильного расчета экипажем захода на посадку и при непреднамеренном уходе вертолета с расчетной траектории. Если на снижении при заходе на посадку со скоростью по прибору 60 км/ч с вертикальной скоростью снижения 1,0-1,5 м/с не обеспечивается запас по частоте вращения турбокомпрессоров двигателей по отношению к частоте вращения на взлетном режиме, равный 5% (это может являться признаком попадания в нисходящий поток), заход на посадку
прекратить и выполнить уход на второй круг. Возможность и направление ухода должны быть намечены при контрольном облете площадки перед заходом на посадку.
4а.2.3.8. Заход на посадку на площадки с односторонним стартом требует повышенной точности расчета на посадку. Приземление вертолета можно выполнять в любом месте площадки на безопасном расстоянии до препятствий.
4а.2.3.9. Заход на посадку на площадки, расположенные на уступах склонов, на хребтах, следует выполнять под углом к направлению хребта с таким расчетом, чтобы уход на второй круг, при необходимости, обеспечивался с небольшим отворотом в сторону понижения рельефа местности.
4а.2.3.10.Перед приземлением вертолета на площадку, подобранную с
воздуха, бортмеханник должен по команде командира вертолета покинуть вертолет с режима висения на высоте 0,2-0,5 м или при приземлении вертолета без полного уменьшения шага НВ для оценки прочности грунта и пригодности площадки для приземления вертолета. При приземлении без полного
уменьшения шага НВ необходимо постоянно контролировать положение вертолета, удерживая его от смещений своевременным и соразмерным отклонением органов управления.
4а.2.3.11.Приземление вертолета на площадку с уклоном рекомендуется
производить носом или левым бортом на уклон. Взлеты и посадки по-вертолетному на площадках с уклонами при ветре со скоростью до 5 м/с выполняются при любом положении к ветру, а при скорости более 5 м/с только против ветра с учетом максимальной величины допустимых уклонов.
При висении над площадкой с уклоном вертолет имеет тенденцию к смещению под уклон, которую необходимо устранять отклонением ручки управления в сторону, противоположную смещению. При посадке носом на уклон вертолет вначале приземляется на носовое, а затем на основные колеса шасси. После приземления носового колеса следует удерживать вертолет от скатывания назад по уклону соразмерным отклонением ручки управления от себя.
При взлете с площадки носом на уклон происходит отрыв от земли вначале основных, а затем носового колеса шасси. После отделения от земли основных колес шасси необходимо удерживать вертолет от смещения назад по уклону соразмерным отклонением ручки управления от себя. В момент отделения от земли носового колеса возникает клевок вертолета на нос, который следует парировать незначительным отклонением ручки управления на себя. Во избежание повреждений узлов крепления амортизационной стойки носового колеса не следует допускать боковых перемещений вертолета в процессе опускания при приземлении или подъема при взлете основных колес шасси.
При выполнении посадки носом под уклон зависание необходимо производить на высоте не менее 3 м во избежание касания хвостовой опорой о землю. Снижение после зависания следует производить строго вертикально, не допуская перемещений вертолета, особенно хвостом на уклон. В момент зависания над площадкой на высоте 3 м, расстояние от пяты хвостовой
опоры до земли составляет 0,8-0,6 м, в момент отделения вертолета и в момент приземления при посадке - 0,3 м. При энергичном торможении перед зависанием и энергичном уменьшении общего шага после приземления возможно касание хвостовой опорой о землю.
Посадку вертолета на площадку с уклоном и взлет с нее следует производить с заторможенными колесами. После приземления под основные колеса должны быть установлены колодки. Уменьшение общего шага НВ до минимального значения производится только при полной уверенности в том, что вертолет
стоит устойчиво всеми колесами шасси на грунте и не имеет тенденции к опрокидыванию при перемещении рычага общего шага вниз.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При заходе на посадку на незнакомую площадку необходимо учитывать, что с воздуха определить фактическую величину уклона очень трудно. Поэтому, если в процессе уменьшения общего шага при приземлении ручка управления или педаль будет приближаться к упору, дальнейшее выполнение посадки на этой площадке прекратить, плавно от-
делить вертолет от земли и произвести посадку на площадку
с меньшей величиной уклона. Перевод двигателей на режим малого газа и их выключение при посадке на площадку поперек уклона производится только
после осмотра Б/M состояния поверхности площадки и оценки
положения колес шасси на грунте.
Отрыв вертолета от земли при взлете поперек уклона, выполнять строго вертикально, не допуская боковых перемещений и разворотов вертолета. В момент отделения вертолета от земли при положении его левым бортом на уклон возникает резкое кренение вертолета влево, при положении вертолета правым бортом на уклон - кренение вправо, которое необходимо парировать соответствующим отклонением ручки управления.
4а.2.3.12.Взлеты и посадки на пыльные и заснеженные площадки следует выполнять в соответствии с рекомендациями раздела РЛЭ 4а.З.
4а.2.3.13.Перед выполнением взлета с грузом на внешней подвеске в горных условиях контрольное висение вертолета должно производиться при частоте вращения несущего винта не менее 93%.
При заходе на посадку на предпосадочной прямой, при необходимости включается выключатель АВТОМ. СБРОС.
Транспортировка груза на внешней подвеске вертолета в горных условиях производится в соответствии с рекомендациями раздела РЛЭ 4а.6.
К таким полетам допускаются пилоты (экипажи), имеющие практику выполнения полетов с посадками на горные площадки ограниченных размеров.
Рис.4а.2.1. Зависимость радиуса разворота от скорости полеча и yглa
крена.