Послушай (прочитай) и перескажи рассказ
После зимней стужи пришла долгожданная весна. На солнышке растаял снежок, из норки показала нос шустрая мышка, вылезла и зашелестела прошлогодней листвой. Пушистая кошка сидела на окошки, грелась на солнышке и урчала от удовольствия. Услышав мышиный шорох, пушистая кошка сразу навострила ушки. Мышка заметила кошачью тень на светлой шершавой стене и, испугавшись, сразу забежала обратно в свою норку. Пушистую кошку позвала ее хозяйка: «Ксс-ксс-ксс». Кошка подбежала к старушке, а старушка осторожно положила ей в миску рисовой каши с молоком. «Зачем нужны мне эти тощие мыши? – подумала кошка, - меня и здесь хорошо кормят».
В следующей статье мы поговрим о заикании.
Более подробный речевой и картинный материал на дифференциацию всех звуковых групп представлен в серии книг Н. Соколовой “Логопедическая Тетрадь”предлагается большое количество не только РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА (на уровне слога, слова, фразы, стихотворных текстов, текстов для пересказа, скороговорок), но и КАРТИННОГО МАТЕРИАЛА для отработки произнесения звука на уровне слова (начало и середина) и на уровне фразы. Картинный материал предлагается в форме РАЗУКРАШЕК. То есть ребенок может не только проговорить материал, но и разукрасить картинки. Это дает возможность повысить мотивацию ребенка в процессе работы над звукопроизошением, поработать над мелкой моторикой и подготовкой руки к письму (небольшой формат картинок позволяет ребенку выполнить большой объем работы и при этом не утомиться от однообразного разукрашивания большой картинки).
C,З/, /С’/, /Ц/
Артикуляционная маска | С, З | С`, З` | |
Губы | Слегка растянуты в улыбку, перед лабилизованными (о, у) гласными округляются | Растягиваются больше и напрягаются | |
Зубы | видны передние зубы, сближены до расстояния в 1-2 мм | ||
Корень языка | Упирается в нижние резцы | ||
Передняя часть языка | Выгнута | Поднимается выше к твоердому небу и несколько перемещается вперед в направлении альвеол | |
Спинка языка | |||
Задняя часть языка | |||
Боковые части языка | Прижаты к коренным зубам | ||
Воздушная струя | Вдоль языка образуется желобок, струя проходит в круглую щель между кончиком языка и верхними передними зубами | ||
Мягкое небо | поднято и закрывает проход в нос | ||
Голосовые складки | С, С` - разомкнуты и не производят голоса, З, З` - сомкнуты и колеблются, производя голос |
Артикуляционная маска | Ц | ||
Начало звука | Конец звука | ||
Губы | Нейтральны и принимают положение следующего гласного звука | ||
Зубы | 1-2 мм. | ||
Корень языка | Начинается со смычного элемента Т, при этом кончик опущен и касается нижних зубов | Упирается в нижние резцы | |
Передняя часть языка | Поднимается к верхним зубам или альвеолам, с которыми производит смычку | Выгнута | |
Спинка языка | |||
Задняя часть языка | |||
Боковые части языка | Прижаты к коренным зубам | ||
Воздушная струя | Вдоль языка образуется желобок, струя проходит в круглую щель между кончиком языка и верхними передними зубами | ||
Мягкое небо | поднято и закрывает проход в нос | ||
Голосовые складки | разомкнуты и не производят голоса |