Подготовка вертолета к запуску, запуск двигателей и проверка работы систем.
Перед запуском двигателей вертолет устанавливают на площадке в положение в зависимости от направления и скорости ветра. При скорости ветра до 8 м/с вертолет можно ориентировать в любом положении, при ветре более 8 м/с вертолет устанавливают строго против ветра.
В процессе подготовки вертолета к запуску в кабине экипажа проверяют:
- отсутствие посторонних предметов, которые могут помешать запуску и опробованию двигателей; внешнюю исправность приборов и оборудования, размещенного в кабине;
- плавность перемещения командных рычагов управления и их установку в нужное положение: ручки ШАГ - ГАЗ - полностью вниз и рукоятки коррекции влево, ручки циклического шага - в нейтральное положение, рукоятки раздельного управления двигателями - на средний паз сектора, педали ножного управления - в нейтральное положение, рукоятки управления тормозом несущего винта - в крайнее нижнее положение, рукоятки управления остановом двигателей - в положение ЗАКРЫТО (назад по полету);
- соответствие давления воздуха в воздушной системе вертолета и тормозах колес шасси путем контроля давления по манометру МВУ-100К, которое должно быть 4...5 МПа (40... 50 кгс/см2) при нажатии рычага управления тормозом давление в тормозах колес по манометру МА-60А должно быть 3,2...3,4 МПа (32...34 кгс/см2);
- напряжение источника питания, в качестве которого может быть использовано шесть аккумуляторных батарей 12 САМ-28 или аэродромный источник питания (АПА-12Б, АПА-2МП, АПА-35-2 или АПА-50М).
Для проверки напряжения аккумуляторных батарей выключают один из выключателей аккумуляторов, переключатель АККУМУЛЯТОРЫ -АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ ставят в положение АККУМУЛЯТОРЫ (при этом должно загореться табло ОТКАЗАЛ ЛЕВЫЙ ГЕНЕРАТОР, ОТКАЗАЛ ПРАВЫЙ ГЕНЕРАТОР), включают нагрузку 12 А (подкачивающие насосы ЭЦН-40), переключатель вольтметра В-1 устанавливают в положение АККУМУЛЯТОРНАЯ ШИНА. При правильной зарядке напряжение каждой аккумуляторной батареи должно быть не менее 24 В.
Для проверки напряжения аэродромного источника питания, который подключен к бортсети через розетки ШРАП-500, переключатель АККУМУЛЯТОРЫ-АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ ставят в положение АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ (должно загореться табло 1-я РОЗЕТКА ВКЛЮЧЕНА, 2-я РОЗЕТКА ВКЛЮЧЕНА, ОТКАЗАЛ ЛЕВЫЙ ГЕНЕРАТОР, ОТКАЗАЛ ПРАВЫЙ ГЕНЕРАТОР), пакетный переключатель устанавливают в положение РОЗЕТКА 1-я или РОЗЕТКА 2-я и включают нагрузку 12 А, напряжение аэродромного источника питания должно быть не менее 28,5 В;
-правильность работы светотехнического оборудования.
При проверке работы светотехнического оборудования на правой панели АЗС включают следующие АЗС: АНО, ПРОБЛЕСКОВЫЙ МАЯК, КРАСНЫЙ ПОДСВЕТ 1-я и 2-я ГРУППЫ, ОСВЕЩЕНИЕ, ПЛАФОНЫ, ПОСАДОЧНЫЕ ФАРЫ, РУЛЕЖНЫЕ ФАРЫ, и выключатели, расположенные на левой боковой панели верхнего электропульта. Аэронавигационные огни при постановке переключателя в положение ЯРКО или ТУСКЛО должны излучать соответствующий свет. При правильной работе маяк МСЛ-3 должен создавать 90 ± 13 проблеск/мин. При включенном красном подсвете пультов должны загореться лампы красного подсвета на приборных досках и подсвечиваться красным светом надписи под АЗС. Яркость красного подсвета можно регулировать с помощью рукояток управления яркости, расположенных на левой боковой панели верхнего электропульта. Горение плафонов проверяют при установке переключателей плафонов, расположенных на правом и левом электрощитах, в положение БЕЛЫЙ или КРАСНЫЙ. При этом плафоны должны излучать соответствующий свет. Проверку света посадочно-рулежных фар МПРФ-1М ведут включением переключателей рядом с приборными досками, а управления фарами - двумя четырехпозиционными переключателями на ручках ШАГ - ГАЗ;
- работу стеклоочистителей проверяют путем включения АЗС СТЕКЛООЧИСТИТЕЛИ, расположенного на правой панели АЗС, и выключателей, установленных на левом электрощитке и правой боковой панели. При вступлении стеклоочистителей в работу щетки со сухим стеклам не должны превышать 10 двойных ходов;
- работу кабинных вентиляторов проверяют включением АЗС ВЕНТИЛЯТОРЫ и выключателей левого и правого вентиляторов, установленных на электрощитках;
- исправность сигнализации обогрева ПВД. При проверке включают АЗС ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ПВД, ОБОГРЕВ ПРАВОГО ПВД, выключатели, расположенные на левом и правом электрощитках, и нажимают кнопки КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА ПВД. При этом загорается табло ОБОГРЕВ ПВД ИСПРАВЕН;
- работоспособность топливных насосов при включенных АЗС НАСОС ЛЕВОГО БАКА, НАСОС ПРАВОГО БАКА, НАСОСЫ РАСХОДНОГО БАКА проверяют путем поочередного включения выключателей насосов, установленных на левой панели электропульта. Загорание световых табло РАСХОДНЫЙ БАК, ЛЕВЫЙ БАК, ПРАВЫЙ БАК говорит об исправности топливных насосов;
- исправность сигнализации системы пожаротушения. Перед проверкой исправности сигнализации убеждаются в выключенном положении выключателя системы, затем включают АЗС противопожарной системы ОБЩИЙ, устанавливают переключатель ОГНЕТУШЕНИЕ-КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ в положение КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ и включают выключатель системы. Загорание табло КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ свидетельствует о подаче питания в цепи групп датчиков и исправности электрических цепей пиропатронов. Для проверки открытого положения и исправности электромагнитных клапанов необходимо пакетный переключатель перевести поочередно в каждой из 12 отмеченных его положений. При этом должны гореть табло КРАН ОТКРЫТ и ПОЖАР в соответствующем отсеке. Проверку каждого отсека производят с выдержкой по времени при соответствующем положении переключателя не менее 3 с. В этом случае табло КРАН ОТКРЫТ в пределах каждого проверяемого отсека должно гореть непрерывно, а при установке переключателя во все нейтральные положения должно гаснуть.
По окончании проверки устанавливают галетный переключатель в крайнее правое или левое положение, выключают выключатель системы, переключатель ОГНЕТУШЕНИЕ-КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ устанавливают в положение ОГНЕТУШЕНИЕ и включают выключатель системы. Во избежание срабатывания огнетушителей автоматической очереди запрещается переводить переключатель ОГНЕТУШЕНИЕ-КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ из положения КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ в положение ОГНЕТУШЕНИЕ при включенном выключателе противопожарной системы;
- исправность работы ламп световых табло. Для проверки необходимо включить АЗС: ГИДРОСИСТЕМА, ИНДИКАТОР РЕДУКТОРА, ОГРАНИЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ, НАСОСЫ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ, ТОПЛИВОМЕР, ПРОВЕРКА ЛАМП, СИГНАЛ ОТКРЫТИЯ СТВОРОК, ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА, расположенные на левой панели АЗС, и выключатель ПРОВЕРКА ЛАМП, установленный на средней панели электропульта. На верхнем электропульте должны срабатывать все световые табло, кроме табло красного цвета противопожарной системы и сигнализации обогрева ПВД. При включенном положении выключателя МИГАЛКА должны мигать световые табло красного цвета;
- исправность противообледенительной системы проверяют перед полетом, в котором возможно обледенение вертолета. Для проверки включают АЗС противообледенительной системы на правой панели АЗС, а также АЗС и выключатель преобразователя переменного тока ПО-750А. Переключатели РУЧНОЙ АВТОМАТ включения обогрева правого двигателя, стекол и РИО-3 на левой панели электропульта установить в положение АВТОМАТ, а переключатель включения обогрева левого двигателя - в положение ВЫКЛЮЧЕНО. При надетом на штырь датчика РИО-3 кожухе загорается табло ВКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ и ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА и прослушивается работа программного механизма ПМК-21. Через 3 мин после включения снять защитный кожух со штыря датчика, через 20-1° с после снятия защитного кожуха лампа ВКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ погаснет.
Нажать на кнопку ВЫКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ погаснет табло ПРОТИВО-ОБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА и выключится программный механизм ПМК-21. При включении АЗС ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ установить переключатель РУЧНОЙ-АВТОМАТ в положение РУЧНОЙ. При этом загораются табло ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА и начинает прослушиваться срабатывание электромагнита включения обогрева правого двигателя, а также электромеханизма крана обогрева правого воздухозаборника и программного механизма ПМК-21. Переключатель РУЧНОЙ-АВТОМАТ устанавливают в положение АВТОМАТ и нажимают кнопку ВЫКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. При этом табло ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА гаснут. Электромеханизмы срабатывают на закрытие и выключаются.
Переключатель обогрева левого двигателя устанавливают в положение ВКЛЮЧЕНО. При этом загораются табло ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ и ОБОГРЕВ ВХОДА В ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН. Переключатель обогрева правого двигателя устанавливают в положение РУЧНОЙ. Тогда должны загореться табло ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН. Также начинает прослушиваться срабатывание электромагнитов включения обогрева двигателей и электромеханизмов кранов включения обогревов воздухозаборников двигателей.
Переключатели обогрева левого и правого двигателей установить соответственно в положение ВЫКЛЮЧЕНО и АВТОМАТ. При этом табло ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ВХОДА В ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН погаснут, а электромеханизмы срабатывают на закрытие и выключаются.
Нажать не более чем на 2...3 с кнопку КОНТРОЛЬ ОБОГРЕВА РИО-3. При этом должно загореться табло ОБОГРЕВ РИО-3 ИСПРАВЕН. Исправность противообледенительной системы лопастей несущего и рулевого винтов, а также обогрева стекол и двигателей проверяют только при работающих двигателях;
- работу преобразователя ПО-750А, включение которого осуществляется автоматически при отказе генератора, о чем свидетельствует срабатывание светового табло ОТКАЗАЛ ГЕНЕРАТОР. Для проверки преобразователя ПО-750А включают АЗС ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 115В, установленный на левой панели АЗС, а переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В - ГЕНЕРАТОР ~115В, расположенный на средней панели верхнего электропульта, ставят в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~ 115 В. Тогда должно загореться табло РАБОТАЕТ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В, и вольтметр переменного тока должен показать напряжение 115В ± 3%. При необходимости регулировку напряжения производят с помощью выносного сопротивления;
- работу преобразователей ПТ-500Ц проверяют путем включения переключателя преобразователей, установленного на средней панели верхнего электропульта. При проверке ПТ-500Ц включают АЗС "КПР-9", переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~36В ставят в положение ОСНОВНОЙ при включенном выключателе СЕТЬ НА АККУМУЛЯТОР и на слух убеждаются, что основной преобразователь вступил в работу. При выключении выключателя СЕТЬ НА АККУМУЛЯТОР основной преобразователь прекращает свою работу, загорается табло ВКЛЮЧИ ЗАПАСНОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, и запасной преобразователь автоматически вступает в работу. Переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~36 В из положения ОСНОВНОЙ перевести в положение ЗАПАСНОЙ. Гаснет табло ВКЛЮЧИ ЗАПАСНОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, а запасной преобразователь продолжает работать;
- количество топлива в баках, для чего при включенном АЗС ТОПЛИВОМЕР с помощью пакетного переключателя, установленного на правой приборной доске, проконтролировать по топливомеру объем топлива в каждом из баков, который должен соответствовать заданию на полет;
- работу керосинового обогревателя КО-50, который рекомендуется включать при температуре наружного воздуха +10 °С и ниже. Перед запуском КО-50 сливают топливо из дренажного бачка. Для запуска обогревателя при неработающих двигателях на земле следует включить выключатель СЕТЬ НА АККУМУЛЯТОР, АЗС ОБОГРЕВАТЕЛЬ, ПОДОГРЕВАТЕЛЬ, НАСОС, ТЕРМОМЕТР и установить рукоятку задатчика температуры на средней панели электропульта на деление +30°С. При запуске обогревателя в автоматическом режиме переключатель АВТОМАТ-РУЧНОЙ на правом электрощитке поставить в положение АВТОМАТ и на 2...3 с нажать кнопку ЗАПУСК КО-50. При этом загорается табло ПОДОГРЕВ ТОПЛИВА, которое через несколько секунд гаснет, что свидетельствует о подогреве топлива, и одновременно загораются табло ЗАЖИГАНИЕ и ОБОГРЕВАТЕЛЬ РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО. Данные табло сигнализируют о включении свечи и подаче топлива в камеру сгорания. По истечении не более 40 с гаснет табло ЗАЖИГАНИЕ и продолжает гореть табло ОБОГРЕВАТЕЛЬ РАБОТАЕТ НОРМАЛЬНО, что свидетельствует об установившемся процессе горения. Время выключения табло ЗАЖИГАНИЕ должно быть не более 2 мин после нажатия на кнопку ЗАПУСК КО-50. После запуска КО-50 задатчик устанавливают на желаемую температуру в кабинах.
Для запуска обогревателя в ручном режиме необходимо переключатель АВТОМАТ-РУЧНОЙ поставить в положение РУЧНОЙ, а переключатель РЕЖИМЫ в положение ПОЛНЫЙ. Дальнейший процесс запуска и работы обогревателя аналогичен работе КО-50 в автоматическом режиме, за исключением того, что нет автоматической регулировки заданной температуры в кабинах. В ручном режиме теплопроизводительность обогревателя регулируется переключателем РЕЖИМЫ - ПОЛНЫЙ и СРЕДНИЙ, которые изменяют температурные условия в кабинах в зависимости от температуры наружного воздуха.
Перед выключением обогревателя рекомендуется за 2 мин переключить его на режим рециркуляции для продувки кабинным воздухом и удаления влаги. Ускоренное охлаждение обогревателя осуществляется включением выключателя ВЕНТИЛЯТОР в течение 3-10 мин после выключения обогревателя, которое производится путем установки переключателя АВТОМАТ- РУЧНОЙ в нейтральное положение. Запуск и опробование двигателей на земле выполняют в случаях, предусмотренных регламентом технического обслуживания, а также при необходимости проверки работы двигателя или какой-либо системы после устранения неисправностей.
До запуска двигателей включают АЗС: ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В, КПР-9, ГИДРОСИСТЕМА ОСНОВНАЯ И ДУБЛИРУЮЩАЯ, УКАЗАТЕЛЬ ШАГА ВИНТА, ТРИММЕР ЭЛЕКТРОМУФТЫ, ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ, ЗАЖИГАНИЕ, ИНДИКАТОРЫ ДВИГАТЕЛЕЙ И РЕДУКТОРОВ, ОГРАНИЧЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ, КРАН ПЕРЕПУСКА ТОПЛИВА, НАСОСЫ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ: ЛЕВЫЙ, ПРАВЫЙ, РАСХОД I и РАСХОД II, ТОПЛИВОМЕР, ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СИСТЕМА и выключатели основной и дублирующей гидросистем, насосов топливных баков. Переключатель ГЕНЕРАТОР ~115В -ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В устанавливают в положение ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В, ТРАНСФОРМАТОР ДИМ в положение ОСНОВНОЙ, открывают пожарные краны топливной системы, ставя выключатели в положение ОТКРЫТО. При этом световые табло сигнализации положения пожарных кранов должны погаснуть.
На щитке управления запуском двигателей, расположенном на средней панели электропульта, установить переключатель ПРОКРУТКА-ЗАПУСК в положение ЗАПУСК, а переключатель ЛЕВЫЙ-ПРАВЫЙ в положение, обеспечивающее запуск соответствующего двигателя. При этом необходимо учитывать, что первым запускают двигатель, расположенный с подветренной стороны, или тот, который перед этим запускался последним.
Для запуска двигателя требуется на 2...3 с нажать на кнопку ЗАПУСК и перевести рычаг управления стоп-краном соответствующего двигателя вперед в положение ОТКРЫТО. При этом должно загореться табло АВТОМАТИКА ВКЛЮЧЕНА. В процессе запуска двигателя необходимо следить за плавным нарастанием частоты вращения вала турбокомпрессора; за отсутствием заброса температуры газов перед турбиной компрессора; за наличием давления топлива и масла, а также температуры масла в системах; за правильным включением в работу гидросистемы и за отсутствием падения напряжения в сети ниже допустимого.
При частоте вращения турбокомпрессора более 45% давление масла в системах двигателя должно быть не менее 0,1 МПа (1,0 кгс/см2). В процессе раскрутки несущего винта должно наблюдаться одновременное увеличение давления гидрожидкости по манометрам в основной и дублирующей гидросистемах. По достижении давления в дублирующей системе 2,54 ± 0,5 МПа (25 ± 5 кгс/см2) кнопкой, расположенной на средней панели электропульта, эта система выключается и происходит переход на работу только от основной гидросистемы. После отработки полного цикла запуска двигателя световое табло АВТОМАТИКА ВКЛЮЧЕНА выключается. Время выхода двигателя на режим малого газа должно быть при запуске от аэродромного источника питания не более 40 с, а при автономном запуске не более 50 с.
В процессе выхода двигателя на малый газ и раскрутки несущего винта при появлении нехарактерных звуков от ударов центробежных ограничителей свеса лопастей по упорам небольшими перемещениями ручки управления необходимо добиться прекращения стуков. При необходимости прекращения запуска двигателя, что возможно на любой его стадии, следует нажать на кнопку ПРЕКРАЩЕНИЕ ЗАПУСКА с одновременным закрытием стоп-кранов путем перевода их в заднее положение. В этом случае отключается питание стартера и всех агрегатов, участвующих в запуске на этом цикле, и гаснет табло АВТОМАТИКА ВКЛЮЧЕНА. Повторный запуск разрешается производить только после полной остановки турбокомпрессора двигателя.
Запуск второго двигателя от аккумуляторных батарей и аэродромного источника питания не отличается от запуска первого. При этом генератор работающего двигателя должен быть выключен. Перед запуском второго двигателя переключатель очередного запуска ЛЕВЫЙ-ПРАВЫЙ требуется поставить в соответствующее положение, нажать на кнопку запуска и открыть стоп-кран запускаемого двигателя перемещением рычага управления в переднее положение, после чего проследить за ходом запуска.
При запуске второго двигателя от генератора работающего двигателя следует убедиться в том, что переключатель АККУМУЛЯТОРЫ - АЭРОДРОМНОЕ ПИТАНИЕ находится в положении АККУМУЛЯТОРЫ, включить генератор работающего двигателя постановкой выключателя в положение ВКЛЮЧЕНО и убедиться в его включении по погасанию светового табло ОТКАЗАЛ ЛЕВЫЙ ГЕНЕРАТОР или ОТКАЗАЛ ПРАВЫЙ ГЕНЕРАТОР. Проверить напряжение генератора по вольтметру постоянного тока, которое должно быть 27...29 В. Рукояткой раздельного управления установить работающему двигателю частоту вращения турбокомпрессора 80%, переключатель очередности запуска ЛЕВЫЙ - ПРАВЫЙ установить в соответствующее положение, нажать на кнопку запуска двигателя и перевести рукоятку управления стоп-краном в положение ОТКРЫТО. За правильностью запуска проследить по показаниям приборов.
От бортовых аккумуляторных батарей разрешается производить подряд пять запусков одного или двух двигателей с перерывами между запусками не менее 3 мин или три запуска без перерыва после остановки ротора турбокомпрессора с обязательным охлаждением стартер-генераторов и агрегата зажигания в течение не менее 30 мин.
Повторные запуски разрешается производить только после выявления и устранения причин ненормального запуска. При этом перед последующим запуском сделать холодную прокрутку двигателя.
Запрещается запускать двигатель с неисправными приборами контроля работы силовой установки и снятым рулевым винтом.
После выхода двигателей на режим малого газа производится их прогрев, в процессе которого проверяют работу основной и дублирующей гидросистем. Перед прогревом экипаж включает все пилотажно-навигационные приборы, необходимые для предстоящего полета, и проверяет их работоспособность. Прогрев двигателей ведут при крайнем нижнем положении ручки ШАГ-ГАЗ, левой коррекции и среднем положении рычагов раздельного управления двигателями.
Двигатели и главный редуктор считают прогретым при достижении температуры масла на выходе из двигателя +ЗО°С и в главном редукторе не ниже -15°С. Во всех случаях время прогрева двигателей должно быть не менее 1 мин.
Для проверки работы гидросистемы при включенных выключателях основной и дублирующей гидросистем убеждаются в том, что горит табло ОСНОВНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА и по манометру основной гидросистемы в процессе перемещения командных рычагов управления поддерживается давление в пределах [(4,5 ± 0,3)... ( ) МПа [(45 ± 3)...( ) кгс/см2]. Если стрелка манометра вибрирует или давление понизилось ниже 4,2 МПа (42 кгс/см2), следует выключить двигатели и устранить дефект.
Выключить электрокран ГА-74М/5 основной системы переводом переключателя основной гидросистемы в положение ВЫКЛЮЧЕНО. При этом должно наблюдаться увеличение давления гидрожидкости в дублирующей гидросистеме до рабочего, загорается табло ДУБЛИРУЮЩАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА, табло ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА гаснет, а давление по манометру основной гидросистемы остается в пределах рабочего.
Включить выключатель основной гидросистемы. Табло ДУБЛИРУЮЩАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА должно погаснуть, загорается табло ОСНОВНАЯ ГИДРОСИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА, давление масла в дублирующей гидросистеме должно упасть до нуля, а в основной системе остается рабочим [(4,5 ± 0,3)... ( ) МПа [(45 ± 3)...( ) кгс/см2]. Если раздельной проверкой выявлены какие-либо неисправности, необходимо остановить двигатели, определить и устранить неисправности в работе гидросистемы.
В процессе опробования двигателей проверяют их работу на крейсерском, номинальном, взлетном режимах, исправность работы противообледенительных систем двигателей и винтов, генератора переменного тока, плавность хода командных рычагов управления.
Работу генератора переменного тока напряжением 115В проверяют при частоте вращения несущего винта (95 ± 2)%. Переключатель ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В - ГЕНЕРАТОР ~115В устанавливают в положение ГЕНЕРАТОР ~115В. При этом гаснет табло РАБОТАЕТ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ~115В и по вольтметру ВФ-0,4-150 на средней панели верхнего электропульта напряжение должно быть (115...120)В. Если напряжение не соответствует указанному, то следует отрегулировать его с помощью выносного сопротивления.
При проверке работы противообледенительных систем двигателей и винтов устанавливают частоту вращения турбокомпрессора 94...96%, включают генератор СГО-ЗОУ, выключатель ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ ЛЕВЫЙ, ОБОГРЕВ ДВИГАТЕЛЯ ПРАВЫЙ поставить в положение РУЧНОЙ. При этом загорается табло ОБОГРЕВ ВХОДА В ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ и возрастает на 20-30 °С температура газов перед турбинами двигателей, что свидетельствует о срабатывании электромеханизмов, электромагнитных кранов и подаче горячего воздуха из турбокомпрессоров двигателей на обогрев воздухозаборников и ВНА двигателей. После проверки выключатели ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ и ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ поставить в положение АВТОМАТ и нажать кнопку ВЫКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. При этом табло должны погаснуть, и температура газов понизится до первоначальной.
Выключатель ВКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ поставить в положение РУЧНОЙ. При этом на щите загорятся табло ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ВКЛЮЧЕНА, ОБОГРЕВ ВХОДА В ЛЕВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ОБОГРЕВ ВХОДА В ПРАВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВКЛЮЧЕН, ОБОГРЕВ ЛЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, ОБОГРЕВ ПРАВОГО ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ, что свидетельствует о подаче электропитания к программному механизму ПМК-21 включения обогрева несущего и рулевого винтов, к регуляторам ТЭС-1 включения обогрева системы, об открытии обеих заслонок системы обогрева воздухозаборников двигателей и о срабатывании электромагнитных кранов подачи воздуха на обогрев ВНА двигателей.
По амперметру АФ1-200 на средней панели электропульта замерить токи, потребляемые противообледенительными системами лопастей несущего и рулевого винтов. При последовательной установке переключателя амперметра в положение 1, 2, 3, 4 СЕКЦИИ лопастей несущего винта сила тока должна быть в пределах (120... 130)А, при постановке переключателя в положение ХВОСТОВОЙ ВИНТ (120-160)А. При установке переключателя в положение СТЕКЛА должно наблюдаться повышение температуры обогреваемых стекол.
Для выключения противообледенительной системы переключатель амперметра поставить в положение ГЕНЕРАТОР, выключатель ВКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ поставить в положение АВТОМАТ и нажать кнопку ВЫКЛЮЧИ ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ. При этом световые табло должны погаснуть.
В процессе опробования двигателей и трансмиссии на крейсерском режиме показания приборов контроля должны быть следующими:
Охлаждают двигатели перед остановом на режимах малого газа в течение 1...2 мин. Перед охлаждением ручку ШАГ-ГАЗ устанавливают в крайнее нижнее положение, рукоятку коррекции влево, а рукоятки раздельного управления двигателями - в среднее фиксированное положение. Ручка циклического шага должна быть установлена в положение, близкое к нейтральному для исключения возможности удара лопастей о хвостовую балку.
Выключают двигатели переводом рычагов управления стоп-кранами назад в положение ЗАКРЫТО. При остановке двигателей следует убедиться е отсутствии посторонних шумов и плавности вращения роторов турбокомпрессоров. В случае необходимости замерить время выбега ротора турбокомпрессора с момента закрытия стоп-крана до полной остановки ротора которое должно быть не менее 40 с.
После полной остановки двигателей закрывают пожарные краны, выключают топливные насосы, проверяют методом стравливания давление азота в гидроаккумуляторах, а затем выключают все потребители, АЗС и источники питания.