Проверка действительных контактных напряжений
Проверка действительных контактных напряжений выполняется после уточнения величины коэффициента нагрузки и определения геометрических размеров зубчатых колес по зависимости:
, МПа (3.24)
где К – уточненное значение коэффициента нагрузки; U – фактическое передаточное число.
Затем необходимо рассчитать отклонение действительного контактного напряжения σН и [σ]Н, отклонение не должно превышать +5…- 20%. При перегрузке необходимо увеличить межосевое расстояние до ближайшего большего из стандартного ряда.
Проверка прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб
Проверка изгибных напряжений производится по формуле:
, МПа (3.25)
где Р – окружное усилие, Н; Y – коэффициент формы зуба, определяется в зависимости от числа зубьев: действительного для прямозубых колес и эквивалентного (Zv) для косозубых и шевронных колес (Zv= Z/ cos3β), см табл. 14; КП – коэффициент повышения нагрузочной способности на изгиб косозубых и шевронных колес (его значения такие же, как и для расчета на контактную прочность): mn - нормальный модуль (стандартный модуль), мм.
В зависимости от Zv по табл. 14 находят Y и на изгиб рассчитывают зубья того из пары сцепляющихся колес, для которого произведение Y[σ]F меньше.
Таблица 14
Коэффициент формы зуба Y
Число зубьев Z | Зубчатые колеса внешнего зацепления при коэффициенте смещения исходного контура | Зубчатые колеса с внутренними зубьями | ||
-0,2 | +0,2 | |||
0,239 | 0,308 | 0,378 | - | |
0,266 | 0,330 | 0,392 | - | |
0,302 | 0,355 | 0,408 | - | |
0,330 | 0,377 | 0,424 | - | |
0,348 | 0,389 | 0,431 | - | |
0,367 | 0,402 | 0,437 | - | |
0,384 | 0,414 | 0,445 | - | |
0,400 | 0,426 | 0,455 | - | |
0,408 | 0,434 | 0,458 | 0,942 | |
0,416 | 0,440 | 0,464 | 0,916 | |
0,431 | 0,452 | 0,473 | 0,863 | |
0,445 | 0,465 | 0,485 | 0,825 | |
0,452 | 0,471 | 0,490 | 0,795 | |
0,459 | 0,477 | 0,495 | 0,769 | |
0,474 | 0,490 | 0,507 | 0,731 | |
0,485 | 0,449 | 0,512 | 0,688 | |
0,494 | 0,505 | 0,517 | 0,660 | |
0,508 | 0,515 | 0,523 | 0,620 | |
Рейка | - | 0,550 | - | - |
Усилия, действующие в цилиндрическом косозубом зацеплении
Окружное усилие:
P = 2M1/d1, d1 = mnZ1 (3.26)
Радиальное усилие:
R = P tgα/cosβ, (3.27)
где α – угол зацепления, α – угол зацепления, α = 200
Осевое усилие:
Q = Ptgβ. (3.28)
4. Последовательность расчета
конических передач
Определение диаметра колеса
Допускаемые контактные напряжения определяют также, как для цилиндрических колес.
При расчете конической передачи коэффициент нагрузки принимают равным К = 1,5 из-за консольного расположения конической шестерни.
Требуемый внешний делительный диаметр колеса из условия контактной прочности равен:
, мм (4.1)
где М1 – крутящий момент на валу шестерни, Н´мм; [σ]H – допускаемое контактное напряжение, Н/ мм2; ΨRe – коэффициент ширины венца (при проектном расчете ΨRe ≤ 0,3); КП – коэффициент нагрузочной способности конических колес, для прямозубых колес КП = 0,85, для косозубых колес КП = 1,2…1,3.
Полученное значение de2 округляем до стандартного значения из ряда: 50; (56); 63; (71);80; 90; 100; (112); 125; (140); 160; (180); 200; (225); 250; 280; 315; 335; 400…