Проверка действительных контактных напряжений

Проверка действительных контактных напряжений выполняется после уточнения величины коэффициента нагрузки и определения геометрических размеров зубчатых колес по зависимости:

Проверка действительных контактных напряжений - student2.ru , МПа (3.24)

где К – уточненное значение коэффициента нагрузки; U – фактическое передаточное число.

Затем необходимо рассчитать отклонение действительного контактного напряжения σН и [σ]Н, отклонение не должно превышать +5…- 20%. При перегрузке необходимо увеличить межосевое расстояние до ближайшего большего из стандартного ряда.

Проверка прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб

Проверка изгибных напряжений производится по формуле:

Проверка действительных контактных напряжений - student2.ru , МПа (3.25)

где Р – окружное усилие, Н; Y – коэффициент формы зуба, определяется в зависимости от числа зубьев: действительного для прямозубых колес и эквивалентного (Zv) для косозубых и шевронных колес (Zv= Z/ cos3β), см табл. 14; КП – коэффициент повышения нагрузочной способности на изгиб косозубых и шевронных колес (его значения такие же, как и для расчета на контактную прочность): mn - нормальный модуль (стандартный модуль), мм.

В зависимости от Zv по табл. 14 находят Y и на изгиб рассчитывают зубья того из пары сцепляющихся колес, для которого произведение Y[σ]F меньше.

Таблица 14

Коэффициент формы зуба Y

Число зубьев Z Зубчатые колеса внешнего зацепления при коэффициенте смещения исходного контура Зубчатые колеса с внутренними зубьями
-0,2 +0,2
0,239 0,308 0,378 -
0,266 0,330 0,392 -
0,302 0,355 0,408 -
0,330 0,377 0,424 -
0,348 0,389 0,431 -
0,367 0,402 0,437 -
0,384 0,414 0,445 -
0,400 0,426 0,455 -
0,408 0,434 0,458 0,942
0,416 0,440 0,464 0,916
0,431 0,452 0,473 0,863
0,445 0,465 0,485 0,825
0,452 0,471 0,490 0,795
0,459 0,477 0,495 0,769
0,474 0,490 0,507 0,731
0,485 0,449 0,512 0,688
0,494 0,505 0,517 0,660
0,508 0,515 0,523 0,620
Рейка - 0,550 - -

Усилия, действующие в цилиндрическом косозубом зацеплении

Окружное усилие:

P = 2M1/d1, d1 = mnZ1 (3.26)

Радиальное усилие:

R = P tgα/cosβ, (3.27)

где α – угол зацепления, α – угол зацепления, α = 200

Осевое усилие:

Q = Ptgβ. (3.28)

4. Последовательность расчета
конических передач

Определение диаметра колеса

Допускаемые контактные напряжения определяют также, как для цилиндрических колес.

При расчете конической передачи коэффициент нагрузки принимают равным К = 1,5 из-за консольного расположения конической шестерни.

Требуемый внешний делительный диаметр колеса из условия контактной прочности равен:

Проверка действительных контактных напряжений - student2.ru , мм (4.1)

где М1 – крутящий момент на валу шестерни, Н´мм; [σ]H – допускаемое контактное напряжение, Н/ мм2; ΨRe – коэффициент ширины венца (при проектном расчете ΨRe ≤ 0,3); КП – коэффициент нагрузочной способности конических колес, для прямозубых колес КП = 0,85, для косозубых колес КП = 1,2…1,3.

Полученное значение de2 округляем до стандартного значения из ряда: 50; (56); 63; (71);80; 90; 100; (112); 125; (140); 160; (180); 200; (225); 250; 280; 315; 335; 400…

Наши рекомендации