Наименьшая продолжительность перемешивания цементобетона в гравитационных бетоносмесителях
Вместимость смесителя, м3 | Продолжительность перемешивания, с | ||
Для бетонов с объемной массой более 2 200 кг/м3 и осадкой конуса | Для бетонов с объемной массой до 2 200 кг/м3 | ||
до 6 см | свыше 6 см | ||
0,5 1,2 2,4 | 60 120 150 | 45 90 120 | 180 240 |
Глава 8. МАШИНЫ ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ДОРОЖНЫХ
ПОКРЫТИЙ
ГРУНТОВЫЕ ФРЕЗЫ И ГРУНТОСМЕСИТЕЛЬНЫЕ
МАШИНЫ
Грунтовые фрезы и грунтосмесительные машины (рис. 8.1) предназначены для устройства усовершенствованных покрытий из укрепленных грунтов на дорогах с невысокой интенсивностью движения, оснований для скоростных автодорог и автомагистралей, примыканий к скоростным автомагистралям и рулежным дорожкам в аэропортах, и т. д.
Фреза (рис. 8.2) срезает верхний слой грунта, измельчает и перемешивает его с вяжущим материалом, после чего смесь разравнивается по полотну автогрейдером и уплотняется катком. При приготовлении смеси может использоваться не только срезанный на месте, но и привозной грунт, а также другие дорожно-строи-тельные материалы, доставляемые к месту укладки технологическим транспортом. Усовершенствованное покрытие обладает меньшей несущей способностью, износостойкостью, влагонепроница-емостью и стоимостью, чем асфальт или бетон, но прочнее, ус-
Рис. 8.1. Грунтосмесительная машина:
1 - гидроцилиндр подъема/опускания фрезы; 2 - рама машины; 3 - кабина оператора; 4 - моторный отсек; 5 - ведущие колеса; б - кожух клиноременного редуктора; 7 -кожух фрезерного барабана; 8 - задний фартук кожуха; 9 - задние управляемые колеса
тойчивей и дороже просто уплотненной гравийно-щебеночной или грунтовой насыпи.
Грунтовые фрезы и грунтосмесительные машины также используются с одним рабочим органом - для разрыхления переувлажненного грунта с целью ускорить его высыхание, для гомогенизации неоднородных грунтовых смесей при подготовке их к уплотнению, а с другим рабочим органом - для разрушения твердых покрытий, -добычи известнякового щебня и каменного угля в карьерах.
Собственно фреза, представляет собой цилиндрический барабан, на поверхности которого установлены лопатки или резцы (рис. 8.3). Ось вращения фрезы перпендикулярна направлению движения машины, а направление вращения может быть встречным или попутным. В первом случае линейные скорости резцов и машины противоположны, во втором они совпадают.
При встречном вращении сопротивление грунта резанию препятствует движению машины, но глубина фрезерования стабильна, а лопатки или резцы хорошо измельчают грунт благодаря большей относительной скорости. Уменьшается и риск поломки режущего инструмента, так как при встрече с твердыми включениями он вырывает их из грунтового массива.
Рис.8.2. Схема работы фрезерного барабана: фрезерный барабан; 2 - опорная кромка кожуха; 3 - дробящая планка; 4 - дробящий ; 5 - кожух; 6 - гидроцилиндр управления задним фартуком; 7 - задний фартук |
При попутном вращении сопротивление грунта резанию помогает движению машины, но возможно самопроизвольное выглуб-ления фрезы при наезде на твердые включения, а измельчающая способность лопаток или резцов ниже. Риск поломки режущего инструмента увеличивается, так как при встрече с твердыми включениями инструмент стремится вдавить их в грунт.
Рис. 8.3. Фрезерный барабан грунтосмесительной машины:
1 — лопатка; 2 - кронштейн лопатки; 3 - фланец крепления барабана; 4 - узел крепления
лопатки к кронштейну
Использовать, в зависимости от ситуации, преимущества встречного или попутного вращения позволяют реверсивные трансмиссии, способные вращать фрезу в любом направлении. Выигрыша в скорости, тяге или энергоемкости рабочего процесса ни один из способов не дает, так энергия расходуется либо на фрезе, либо на движителе.
В качестве трансмиссии для привода барабанов фрез и грунтос-месительных машин наиболее часто используют клиноременные передачи, так как они дешевы, немассивны, нетрудоемки в обслуживании и хорошо предохраняют фрезу и другие узлы трансмиссии от пиковых нагрузок. Гидрообъемный привод применяется в этих трансмиссиях реже. Сверху, с боков и торцов фреза закрыта кожухом, ограждающим рабочую зону и способствующим измельчению ударяющегося об него материала.
К кожуху, в зоне попадания на него материала, крепится дробильный брус, при ударе о который материал дополнительно измельчается. Изнутри кожух футерован ударопрочным и износостойким покрытием. Откидные, дистанционно управляемые, передний и задний фартуки кожуха регулируют толщину слоя, остающегося после прямого или обратного прохода машины, и выравнивают его поверхность. Глубина погружения фрезы регулируется гидроцилиндрами подъема/опускания. В транспортное положение кожух поднимается вместе с фрезой, а при работе опирается на покрытие по бокам фрезеруемой полосы износостойкой нижней кромкой.
Прицепные фрезы могут оснащаться собственными двигателями внутреннего сгорания, трансмиссиями и системой управления. Их работа контролируется оператором, рабочее место которого расположено непосредственно на прицепе.
Навесные фрезы отличаются тем, что не имеют собственного ходового оборудования и двигателя и управляются оператором базовой машины. В самоходном исполнении фрезы, как правило, являются функциональной частью грунтосмесительных машин.
Грунтосмесителъные машины (рис. 8.4) представляют собой специализированное пневмоколесное или гусеничное шасси с силовой установкой, трансмиссиями, рабочим органом, резервуарами для хранения вяжущих материалов, устройствами для их загрузки и подачи в рабочую зону, пультом и системами управления. Кабина оператора в стандартную комплектацию машины входит не всегда. Для того чтобы оператор мог контролировать движение машины и по правому, и по левому ее краю, могут устанавливаться широкие кабины с левым и правым пультами управления, нависающими над краем полосы фрезерования, широкие кабины с одним пультом, перемещающимся по ней, или узкие кабины, сдвигающиеся к левому или правому борту машины. В качестве дополнительного, достаточно дорогого, но удобного оборудования используются выносные пульты, позволяющие оператору управлять машиной, находясь рядом с ней.
Рис. 8.4. Компоновка грунтосмесительной машины: 1 - двигатель; 2 - электронный блок управления; 3 - главный насос ходовой гидросистемы; 4 - двухскоростной мотор-редуктор; 5 - ведущая ось |
Шестопалои |
Производительность фрезы (Пф) в единицах площади обработанной поверхности при рыхлении, измельчении и перемешивании грунта рассчитывается по формуле
*-Ъ ^"пол "пер
Пн,=- |
(8.1)
'нор \'-ъ/ ^фак + ^ман J
где L.3 - длина захватки (в зависимости от величины объекта L3 = 300... 600 м); Ьпол - ширина фрезеруемой полосы; Ьпер - перекрытие соседних проходов, равное ширине колеса или трака; ks - коэффициент использования времени смены (kK = 0,65... 0,75); «нор - нормативное число проходов по одному следу, заданное технологическими требованиями; С/фак - фактическая рабочая скорость движения машины; ?ман - время маневрирования в течение одного прохода. Характеристики дорожных фрез показаны в табл. 8.1.
Таблица 8.1