Графический метод пропорций
Метод основан на графическом определении отрезков времени Dtпо отрезкамDw, которыми последовательно и произвольно задаются. Для малых конечных приращенийDtиDwуравнение движения электропривода запишется следующим образом:
, (8.1)
где МСРиМС.СР– средние значения момента двигателя и момента статического сопротивления для соответствующих нелинейных характеристик на участкеDwприращения скорости.
Для графического интегрирования уравнение (8.1) запишется в виде следующей пропорции (отсюда и название метода):
, (8.2)
где mM,mJ,mw,mt– масштабные коэффициенты соответствующих фазовых координат и времени.
Эта пропорция (8.2) показывает действительное соотношение величин, входящих в уравнение движения, если будет выдержано условие:
(8.3)
при
. (8.4)
Обычно три масштабных коэффициента (mM,mwиmt) выбирают по масштабам заданных механических характеристик двигателяw=f(M)и рабочей машиныМС=f(w),а также по желаемому представлению рассчитываемой кривойw=f(t).Четвертый же масштабный коэффициент (mJ) рассчитывают из условия (8.4), а именно:
. (8.5)
Рассмотрим применение графического метода пропорций на примере расчета переходного процесса пуска электропривода вентилятора с асинхронным короткозамкнутым двигателем.
Н а рисунке 8.1 приведены заданные механические характеристики двигателя (кривая 1) и вентилятора (кривая 2). Вычитая при одной и той же скоростиМСизМ, можно получить кривую динамического моментаМj=М-МС(кривая 3). Затем криваяМj=f(w)аппроксимируется прямоугольными участками, как это показано на рисунке 8.1. Чем больше участков аппроксимации, тем точнее будет графическое построение кривойw=f(t).На рисунке 8.1 для упрощения кривая динамического момента аппроксимирована 6-ю участками.
Рассмотрим последовательность графического интегрирования уравнения движения и доказательство справедливости такого решения.
На оси моментов откладываем в масштабе mJотрезок , пропорциональный моменту инерцииJэлектропривода, предварительно выбрав масштабmtпо условиям получения кривойw=f(t)на заданном участке площади рисунка.
Затем переносим на ось ординат отрезок ОВ(точка 1), равный динамическому моментуМj1, отрезки02,03, …,06, равные динамическим моментамМj2,Мj3, …,Мj6. Из точкиОпроводим луч до пересечения с линией окончания первого участка аппроксимации кривой динамического момента.
Затем из точки Кпроводим луч и т.д. Соединяя точкиО,К,N и т.д., получаем кусочно-линейную функциюw(t), являющуюся графиком механического переходного процесса при пуске двигателя.
Докажем справедливость построения функции w(t).
Так как DОКС¥DРВО(по построению), то
. Так как , , , , то .
Отсюда следует, что .
Таким образом, построение выполнено верно, если масштабные коэффициенты будут выбраны так, чтобы удовлетворять условию: .
Точность графического решения определяется выбранными масштабами и числом участков прямоугольной аппроксимации кривой динамического момента.
М етод пропорций можно применить и для построения графикаw=f(t)при торможении привода, как это показано на рисунке 8.2. Построения понятны из рисунка и не требуют пояснений, если учесть, что динамический момент в этом случае вычисляется по соотношению:Мj=МСР+МС.СР, а для торможения механизма используется режим противовключения с соответствующей механической характеристикойМ=f(w).