Упражнение № 18.2 Устранение неисправностей кривошипно-шатунного механизма.
Занятие 18. Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного механизма.
Цель занятия:обучение практическим приемам определения технического состояния кривошипно-шатунного механизма с помощью приборов и устранение основных его неисправностей.
Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:
• двигатель для «горячей регулировки»,
• блоки цилиндров изучаемых двигателей,
• стетоскоп,
• компрессометр,
• прибор КИ-4887-1 для определения технического состояния цилиндропоршневой группы,
• прибор КИ-11140 для определения зазоров в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма,
• приспособление для удаления нагара,
• набор гаечных ключей,
• ключ динамометрический,
• молоток, отвертка,
• скобки, керосин, ветошь,
• графитовый порошок.
Упражнение № 18.1. Способы выявления неисправности кривошипно-шатунного механизма
1. Опишите назначение компрессометра.
2. Для определения компрессии (давления) в цилиндрах с помощью компрессометра
прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75...80°С.
3.Снимите форсунку (у дизельного двигателя) или свечу зажигания (у двигателя с искровым зажиганием) и установите наконечник компрессометра в цилиндр.
4. Измерьте давление по компрессометру. Нормальное давление для двигателя
ЯМЗ-236-238 составляет 3 МПа, а разница в показаниях по цилиндрам не должна превышать 0,2 МПа.
5. Опишите назначение электронного стетоскопа
6. Прослушайте коренные подшипники коленчатого вала в нижней части блока цилиндров.
7. Прослушайте шатунные подшипники коленчатого вала в местах, соответствующих верхнему и нижнему положениям поршневого пальца.
8. Прослушайте поршень и цилиндр в верхней части блока цилиндров.
Сравните свои данные со следующими:
• При сильном глухом низкого тона стуке коренных подшипников возможно разрушение антифрикционного слоя вкладышей подшипников.
• При среднем тоне стука шатунных подшипников более звонком, чем стук коренных подшипников, возможно разрушение антифрикционного слоя вкладышей шеек коленчатого вала.
• При наличии неисправности в зоне расположения цилиндров прослушивается резкий и звонкий высокого тона стук поршневого кольца в местах, соответствующих верхнему и нижнему его положениям при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Упражнение № 18.2 Устранение неисправностей кривошипно-шатунного механизма.
1.Произведите частичную разборку двигателя со снятием головки цилиндров и прокладок.
2 Для размягчения нагара обильно смочите керосином детали кривошипно-шатунного механизма с использованием ветоши.
3. Из головки цилиндров и канавок поршней нагар удаляйте специальными приспособлениями, а с днища поршня и головок цилиндров — деревянными или текстолитовыми скребками.
4.Обработайте поверхности прокладки графитовым порошком для предохранения их от пригорания к поверхностям головки и блока цилиндров.
5. Проверьте плотность прилегания головки к поверхности блока цилиндров.
6. Для обеспечения равномерной затяжки и предупреждения коробления головки цилиндров, затяжку начинайте с ее середины и далее согласно инструкции на двигатель.
Болты (гайки) чугунных головок затягивают на прогретом двигателе, а головок из алюминиевого сплава — на холодном.
Окончательную затяжку производят торцовым ключом с динамометрической рукояткой.
Упражнение считается выполненным, если:
• на деталях кривошипно-шатунного механизма отсутствуют следы нагара.
• значения силы затяжки болтов (гаек) крепления головки цилиндров соответствуют справочным данным по каждому двигателю.