VII. Первый этап компоновки редуктора
(рис. 12.6)
Компоновку обычно проводят в два этапа. Первый этап служит для приближенного определения положения зубчатых колес и звездочки относительно опор для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.
Компоновочный чертеж выполняем в одной проекции — разрез по осям валок при снятой крышке редуктора; желательный масштаб 1 : 1, чертить тонкими линиями.
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводим горизонтальную осевую линию; затем две вертикальные линии — оси валов на расстоянии aw = 200 мм.
Вычерчиваем упрощенно шестерню и колесо в виде прямоугольников; шестерня выполнена за одно целое с валом; длина ступицы колеса равна ширине венца и не выступает за пределы прямоугольника.
Очерчиваем внутреннюю стенку корпуса;
а) принимаем зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса А1 = 1,2d; при наличии ступицы зазор берется от торца ступицы;
б) принимаем зазор от окружности вершин зубьев колеса до внутренней стенки корпуса А = d;
в) принимаем расстояние между наружным кольцом подшипника ведущего вала и внутренней стенкой корпуса А = d; если диаметр окружности вершин зубьев шестерни окажется больше наружного диаметра подшипника, то расстояние А надо брать от шестерни.
Предварительно намечаем радиальные шарикоподшипники средней серии; габариты подшипников выбираем по диаметру вала в месте посадки подшипников dп1 = 40 мм и dп2 = 60 мм (см. рис. 12.3 и 12.5).
По табл. ПЗ имеем:
Условное обозначение подшипника | d | D | B | Грузоподъемность, кН | |
Размеры, мм | С | С0 | |||
41,0 81,9 | 22,4 48,0 | ||||
П р и м е ч а н и е. Наружный диаметр подшипника D = 90 мм оказался больше даиемтра окружности вершин зубьев da1 = 71,66 мм. |
Решаем вопрос о смазывании подшипников. Принимаем для подшипников пластичный смазочный материал. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливают мазеудерживающие кольца (см. гл. IX, рис. 9.47). Их ширина определяет размер у = 8¸12 мм.
Измерением находим расстояния на ведущем валу l1= 78 мм и на ведомом l2 = 82 мм.
Примем окончательно l1 = l2 = 82 мм.
Глубина гнезда подшипника lг » 1,5В; для подшипника 312 В = 31 мм; lг = 1,5 × 31 = 46,5 мм; примем lг = 46 мм.
Толщину фланца D крышки подшипника принимают примерно равной диаметру do отверстия; в этом фланце D = 14 мм (рис. 12.7). Высоту головки болта примем 0,7dб = 0,7 × 12 = 8,4 мм. Устанавливаем зазор между головкой болта и торцом соединительного пальца цепи в 10 мм. Длину пальца l примем на 5 мм больше шага t. Таким образом, l = t + 5 = 31,75 + 5 = 36,75 мм.
Измерением устанавливаем расстояние l3= 81 мм, определяющее положение звездочки относительно ближайшей опоры ведомого вала. Примем окончательно l3 = 82 мм.