Управление тормозом несущего винта.

Управление тормозом несущего винта (рис._8.15.)

Управление тормозом несущего винта. - student2.ru

Рис. 8.15. Схема управления тормозом несущего винта
1- ручка; 2- ролик; 3- тросовая проводка; 4- текстолитовые направляющие 5- разгрузочная пружина; 6- кнопка; 7- стержень; 8- ползун; 9- защелка; 10- пружина; 11- кронштейн; 12- концевой выключатель; 13- зубчатый сектор; 14- основание ручки
осуществляется ручкой 1, которая связана с рычагом тормоза тросовой проводкой 3, проложенной через ролики 2 и текстолитовые направляющие 4. Для предохранения рычага тормоза от перегрузки при резком торможении в тросовую проводку последовательно включена разгрузочная пружина 5.
Ручка управления тормозом несущего винта установлена в кабине экипажа с правой стороны от левого сиденья. Она смонтирована на литом кронштейне И вместе с зубчатым сектором 13, который обеспечивает стопорение ручки в различных положениях. Ручка состоит из трубы, эбонитовой рукоятки, основания и стопорного устройства. В расточке основания 14 ручки имеются шариковые подшипники, которыми она установлена на стальной оси в кронштейне. К нижнему рычагу основания крепится трос управления тормозом несущего винта. Ручка застопорена защелкой 9, которая под действием пружины 10 заходит во впадины зубчатого сектора 13. Расстопоривание ручки осуществляется нажатием на кнопку 6, которая через стержень 7 и ползун 8 выводит защелку 9 из впадины зубчатого сектора.
Управление тормозом сблокировано с системой запуска двигателей, вследствие чего их запуск возможен только при полностью расторможенной трансмиссии, т. е. когда ручка управления тормозом находится в крайнем нижнем положении. Блокировка осуществляется концевым выключателем 12, установленным на кронштейне 11 крепления ручки, который при нижнем ее положении замыкает электрическую цепь системы запуска двигателей. Текстолитовые колодки, установленные на шпангоутах № 2 и 9, предотвращают касание троса о кромки отверстий в шпангоутах. Вывод тросовой проводки из кабины центральной части фюзеляжа в редукторный отсек закрыт чехлом. В тросовой проводке установлен тандер для ее регулирования.

Техническое обслуживание.

В процессе эксплуатации вертолета обслуживание управления в основном заключается в визуальном контроле фактического состояния элементов управления (тяг, качалок, тросовой проводки), в отсутствии на них механических повреждений, надежности крепления, смазке шарнирных соединений, правильности отклонения командных рычагов, регулировке зазоров.
Все осматриваемые элементы управления должны быть чистыми, не иметь следов коррозии, трещин, острых кромок и прочих дефектов. Гайки должны быть полностью затянуты и зашплинтованы. На тягах не должно быть смятия, потертостей в роликовых направляющих, прогибов и коррозии. Допускаются овальность и вмятины на трубах до 0,5 мм, выработка от роликов глубиной до 0,2 мм, прогибы до 0,5 мм на длине трубы тяги до 700 мм и до 1,2 мм при длине более 700 мм. Если дефекты превышают установленные размеры, то тяги заменяют. Легким покачиванием тяги вдоль оси убеждаются в отсутствии зазоров в шарнирных соединениях наконечников тяг. При контроле суммарного зазора (свободного хода) проводки управления допускается при зафиксированном штырями положении свободный ход ручек управления до 3 мм, а педалей до 5 мм. Радиальный зазор в роликовых направляющих должен быть в пределах 0,1...0,4 мм. Зазоры, выходящие за пределы допусков, устраняются заменой наконечников тяг. Заменяя наконечники, следует не допускать выхода резьбовой части наконечника за контрольное отверстие. При ослаблении заклепок крепления наконечников тяг поврежденную тягу заменяют. При ослаблении контргаек регулируемых наконечников следует затянуть их с моментом 30...40 Н·м и восстановить контровку и метки. Перемычки металлизации должны обеспечивать свободный ход на всем диапазоне и не задевать за другие детали.
Зазоры между подвижными элементами управления и неподвижными элементами конструкции вертолета должны быть не менее 3 мм, а между тягами, качалками и подвижными элементами конструкции вертолета - не менее 5 мм. Тщательно осматривают тяги и качалки, а также болты установки качалок на отсутствие трещин, царапин, коррозии. Шарнирные соединения элементов проводки управления смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.
Осматривая механизмы загрузки и ЭМТ-2М, необходимо убедиться в отсутствии ослабления гаек штоков, трещин на вильчатом наконечнике штока, ушке цилиндра и качалке, которые не допускаются. Проверяют зазоры между подвижными элементами механизма и деталями, которые должны быть не менее 3 мм. Механические повреждения корпуса тормоза ЭМТ-2М, а также трещины на поводке, срез шлиц и ослабление его крепления не допускаются.
При осмотре тросовой проводки особое внимание следует обращать на места прохода тросов через ролики и текстолитовые направляющие и отсутствие повреждения тросов. На тросах не допускаются обрыв отдельных нитей или прядей, нарушения заделки в наконечнике, резкие перегибы и изломы, уменьшение диаметра троса в результате вытяжки и коррозии. Не допускаются касания тросов в местах прохождения их по роликам и на участках, где имеются минимально допустимые зазоры между тросами и деталями конструкции. Так, зазоры между тросами и шпангоутами концевой балки должны быть: на шпангоуте № 3 не менее 3 мм, № 4 - 9 мм, № 5 - 7 не менее 11 мм, № 8-5 мм, а № 13 хвостовой балки не менее 15 мм. Зазоры между тросами и боковыми поверхностями роликов должны быть не менее 0,5 мм, а между ступицами качалок и кронштейнами их установки - не менее 1 мм. Трещины и изломы реборд роликов и текстолитовых направляющих не допускаются. Направляющие должны быть установлены строго по направлению тросов. Тандеры тросов управления должны быть надежно законтрены. Тросы с заершенностью, вспучиванием отдельных нитей или прядей заменяют. Коррозию с тросовой проводки удаляют ветошью, смоченной в керосине. Если этим способом коррозия не устраняется, то трос необходимо заменить.
При техническом обслуживании проверяют натяжение тросов ножного управления и состояние втулочно-роликовой цепи и звездочки. Для контроля цепи и звездочки снимают крышку с хвостового редуктора, цепь и звездочку протирают сухой салфеткой, после чего контролируют соединение пластин звеньев цепи с ее роликами и тросами и состояние звездочки. Не допускаются трещины, износ звездочки, перегибы и перекосы цепи. Втулочно-роликовую цепь, тросы и звездочку смазывают смазкой ЦИАТИМ-201.
Исправность системы управления вертолетом проверяют при подсоединенной к вертолету наземной гидроустановке. Усилие при перемещении ручки управления циклическим шагом по мере ее отклонения от нейтрального положения должно возрастать. Ручка управления при отпущенной кнопке управления триммером должна фиксироваться во всех промежуточных положениях. Педали и ручка ШАГ-ГАЗ при перемещении должны отклоняться плавно, без заеданий на всем диапазоне рабочего хода.
Рычаги управления кранами останова должны перемещаться без заеданий и фиксироваться в крайних положениях. При заедании фиксатора проверяют состояние оси и пружины рычага фиксатора.
При периодических проверках регулировки управления двигателями необходимо при крайнем нижнем положении ручки ШАГ-ГАЗ и левой коррекции, нейтральном положении рычагов раздельного управления проверить положение рычагов на насосах НР-40ВГ, которые должны находиться против делений "0" на лимбах. Рукоятка коррекции ручки ШАГ-ГАЗ должна вращаться плавно, без заеданий, с некоторым самоторможением, необходимым для ее удержания при вибрациях вертолета в полете.
Установив рычаг раздельного управления одного из двигателей в крайнее нижнее положение, а второго - в крайнее верхнее, следует убедиться в том, что рычаг управления газом первого двигателя находится напротив деления "0" на лимбе насоса, а второго - напротив делений 90...105°.
В случае эксплуатации вертолета без замены подвижных элементов управления необходимо периодически проверять отклонения тарелки автомата перекоса в продольном и поперечном направлениях по шкалам и нониусам, а также отсутствие зазоров в соединениях. Для этого подключают наземную гидроустановку и основную гидросистему. Плавно перемещая ручку управления и устанавливая ее в крайние положения до упоров, проверяют наклон тарелки автомата перекоса, который должен соответствовать техническим требованиям. Кроме того, проверяют нейтральное положение тарелки при фиксации ручки и агрегата управления в нейтральном положении. Ручка ШАГ-ГАЗ при этом находится в среднем положении. Зазоры при покачивании тяг управления не допускаются. Момент затяжки гаек опор гидроусилителей должен быть (60+10)Н·м [(6+1)кгс·м].
Сохранение летно-технических характеристик вертолета и безопасность полетов на нем возможны только при правильном регулировании системы управления вертолетом, т. е. при обеспечении требуемого соответствия управляемых элементов конструкции определенным (конкретным) положениям органов управления.
Регулирование производится в случаях замены деталей и агрегатов системы управления, при сборке вертолета, при наличии грубых посадок (выполняется проверка правильности регулирования), а также при замечаниях экипажа на управление вертолетом.

Наши рекомендации