Эффективные показатели и их взаимосвязь с индикаторами.
Эффективные показатели.
Индикаторные показатели характеризуют лишь совершенство процессов, протекающих в цилиндрах двигателя, в них не учитываются механические потери. Поэтому они не могут характеризовать работу двигателя в целом. Оценка двигателя производится по его эффективным показателям: среднему давлению, мощности, к. п. д. и удельному расходу топлива, характеризующим работоспособность и экономичность работы двигателя с учетом всех внутренних потерь. Эффективные показатели оценивают как совершенство процессов, протекающих в двигателе, так и его конструктивное исполнение. Эти показатели приводятся в паспорте двигателя.
Эффективная мощность - это та часть индикаторной мощности (за вычетом мощности механических потерь), которая может быть использована для совершения двигателем эффективной работы . Иногда эффективную мощность называют мощностью на валу двигателя.
Среднее эффективное давление равно разности среднего индикаторного давления и среднего давления механических потерь, т. е. .
Эффективная мощность двигателя и среднее эффективное давление связаны зависимостью
.
Среднее эффективное давление составляет: в четырехтактных карбюраторных двигателях МПа, четырехтактных дизелях - 0,5-0,9 МПа, четырехтактных дизелях с наддувом - 0,7 МПа и выше, двухтактных дизелях - 0,4-0,75 МПа, двухтактных карбюраторных двигателях с кривошипно-камерной продувкой - 0,3-0,5 МПа. [2]
Эффективный к. п. д. представляет отношение количества теплоты, преобразованной в полезную эффективную работу на валу двигателя при сгорании в его цилиндрах 1 кг топлива , к удельной теплоте сгорания топлива :
или, так как , то . Так как , то
Следовательно, эффективный к.п.д. учитывает принципиально неустранимые (через ), принципиально устранимые (через ) потери тепла, а также механические потери (через ), т. е. оценивает экономичность работы двигателя в целом.
Эффективный к. п. д. может определяться по формулам, аналогичным соответствующим формулам индикаторного к. п. д., а именно:
.
Эффективный к. п. д. существенно зависит от режима работы двигателя. По мере падения нагрузки при постоянной частоте вращения коленчатого вала уменьшается вследствие снижения и и равен нулю на холостом ходу двигателя. При работе двигателя с полной нагрузкой по мере увеличения частоты вращения коленчатого вала (начиная от минимальной) эффективный к.п.д. сначала возрастает (в основном за счет увеличения ), а затем уменьшается (в основном за счет уменьшения ). В результате максимальные значения имеют место на средних скоростных режимах работы двигателя.
Эффективный к. п. д. автомобильных двигателей, работающих в режиме полной мощности, составляет: для карбюраторных двигателей , дизелей - 0,3-0,4.
Экономичность работы двигателя в целом оценивается также по эффективному удельному расходу топлива (г/(кВт∙ч))
.
Эффективный удельный расход топлива для автомобильных двигателей обычно составляет: для дизелей г/(кВ∙ч), четырехтактных карбюраторных двигателей – 280-320 г/(кВт • ч).