Другая скорость - другая техника

Большие обороты для перекладины — суперпрофилирующее уп­ражнение (25,120,157). Гимнаст, всесторонне владеющий базовыми оборотами обоих направлений, может в этом виде рассчитывать на хорошую перспективу.

Надо ли комментировать большие обороты? Кажется, о них все и всё знают... Но так ли это? Жизнь показывает, что это не совсем так, а иногда — что и совсем не так.

Вот такая понятная, казалось бы, вещь как скорость оборотов. Что нужно сделать, чтобы ускорить движение или замедлить его? Первый ответ, который приходит в голову, — работать соответствен­но мощнее (сильнее напрягаться, двигаться быстрее) или, напротив, спокойнее. То есть менять количественные характеристики движе­ния, а не его структуру; иначе говоря — сохраняя технику, выполнять упражнение с различной интенсивностью. Кажется — логично? Да. Но — только кажется, а

На рис. 3-а—традиционный бросковый оборот назад, исполняемый от одной прямой стойки до другой такой же. Подобным движением может начинаться серия оборотов; так они иногда делаются в середи­не комбинации, когда их роль — чисто связующая. В расчете на эту модель обороты обычно и начинают разучиваться. И, конечно, лю­бой тренер будет подчеркивать наиболее важные здесь моменты тех­ники: «отмахни повыше в стоечку», «потянись»... И в финале снова: «потянись». В принципе эти указания совершенно верны, так как, действительно, мощность оборота, его энергообеспечение прямо за­висят от высоты спада, качества оттяжки и ряда других факторов.





другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________

Но вот любопытно: видел ли кто-нибудь разгонный, активно ус­коряемый оборот, при котором гимнаст проходил бы положение стойки на руках выпрямленным и оттянутым? Да нет! Этого никто не видел, потому, что таких оборотов просто нет в природе. И напротив: технически «правильный» большой оборот от одной оттянутой стой­ки до другой, никогда не бывает и не будет достаточно быстрым.

Разгонный или быстрый большой оборот назад, выполняемый техникой броскового движения, выглядит как на рис. З-б. Нетрудно заметить, что в сравнении с оборотом на рис. 3-а он имеет характер­ные особенности. Главное: делая бросок позднее обычного (к.к. 5-8), гимнаст проходит стойку не прямым, а «с углами» в тазобедренных и плечевых суставах; полная же оттяжка достигается лишь заметно позже (к.к. 9-2).

В чем здесь дело? Может быть гимнасты просто чего-то не пони­мают? Может быть нужно не только работать мощнее, но и в стойке все-таки тянуться? Ведь известно же, что чем выше спад и чем силь­нее оттяжка, тем больше гимнаст получает потенциальной энергии, реализуемой затем при спаде!

Все так. Но попробуйте после разгонных движений быстро вып­рямиться в зоне стойки на руках! — Скорость немедленно упадет и никакого толку от вашего «разгона» не будет.

Значит, гимнасты, делающие «прогонные» обороты без оттяжки в стойке на руках — правы?

Разумеется! Нужно раз и навсегда договориться, что по-настоя­щему быстрых оборотов с техникой, как на рис. 1-а, не может быть в

другая скорость - другая техника - student2.ru

___________ 5. Другая скорость — другая техника

принципе. По мере того, как реальная скорость движения в целом должна нарастать, обязательно будет меняться и техника упражне­ния. Причемто, что было верно для медленного оборота (вертикаль­ная оттянутая стойка) — совершенно не верно, грубо ошибочно для быстрого оборота.

Как же тогда относиться к физическим выкладкам по технике движения? Получается, что все объяснения, касающиеся высокого спада, оттяжки и проч. — не правильны?

Конечно, это не так. Законы физики нас не обманывают. Но соль в том, что, анализируя движение, нужно учитывать не некоторые, а все объективные закономерности и эффекты, если они играют здесь существенную роль.

Говоря о технике относительно медленного, стандартного оборо­та, мы оперируем, в основном, теми факторами, что связаны с дей­ствием силы тяжести, потому, что в этом случае они, действительно, представляют собой главенствующий фактор. Однако, чем быстрее движение, тем больше начинает сказываться действие других при­чин, связанных, прежде всего, именно со скоростью движения (вра­щения) тела гимнаста.

Одна из них — так называемая Кориолисова сила инерции", все­гда заметно действующая в таких случаях. Н апомним, что названная сила всегда ускоряет вращение тела гимнаста (если вращение было!) при действиях типа группировки и, напротив, замедляет его, если гимнаст «раскрывается». То же самое происходит и на опоре. Вернем­ся к рис. З-б. Если в зоне к.к. 8— 1 гимнаст будет выпрямляться, ско­рость его движения обязательно упадет, и это совершенно не выгод­но! Другое дело, если оборот только начинается или делается явно замедленно (рис. 1-а), тогда в зоне стойки выпрямление тела будет очень кстати.

Итак, техника оборотов, выполняемых на разной скорости, раз­лична. Должна быть различной. Иначе говоря, единой техники таких движений не бывает/Гимтст, стремящийся освоить базовые оборо­ты, должен владеть разнообразными приемами управления этим движением и, главное — уметь оперативно перестраивать свои дей­ствия в зависимости от конкретной задачи, связанной с изменением скорости вращения на опоре. Базовый большой оборот на переклади­не — это вариативный оборот, который гимнаст должен уметь делать в разных условиях и с разными целями.

4 По имени французского ученого Г. Кориолиса, описавшего это явление.

другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_________________________________________________

ОБОРОТ ПО-ЯПОНСКИ

Большие обороты на перекладине всегда были на острие техни­ческих новаций в гимнастике. Все мало-мальски оригинальные тех­нические идеи, связанные с этим снарядом, в большинстве случаев так или иначе отражались и на оборотах.

На рубеже 60—70-х годов, возникли новые идеи, касающиеся оборотов. Один из корифеев японской и мировой гимнастики того времени Сигеру Касамацу, преподнес гимнастическому миру сюрп­риз: необычную технику больших оборотов назад. Новация состояла в том, что японец почти полностью игнорировал бросковое движе­ние ногами, работая «от плеча». Идея, казалось бы, странная, ибо ис­полнитель лишается всех преимуществ классической техники оборо­та, заставляя себя действовать противоестественно и с большим на­пряжением. Но победителей не судят! Касамацу показывал на базе своих оборотов такую великолепную концовку (изумительное по высоте сальто сгибаясь-разгибаясь с поворотом на 360 и 720° в «мер­твую» остановку), что никаких сомнений относительно правомерно­сти его оборотов, разумеется, не возникало. Более того, следуя извес­тной порочной логике «после этого значит вследствие этого», многие решили, что вся причина успеха именно в оборотах.

Дело было, конечно, не в оборотах «от плеча», а вообще в классе исполнителя (Касамацу, кстати, в отличие от большинства его сооте-

другая скорость - другая техника - student2.ru

чественников, был изрядного для гимнаста роста, 178 см, обла­дая при этом замечательными двигательными качествами — силой, прыгучестью и т. д.).

Но рассмотрим сами обороты Касамацу, они поучительны {рис. 4).

Начиная спад, гимнаст сразу же жестко фиксирует плече­вой пояс, оставляя некоторый «угол» в плечах (к. 1 и далее) и, следовательно, не оттягивает­ся. Значение этой технической уловки мы оценим позже.


В этом удивительном поло­жении, с напряженно поднятой головой (это помогает, благода-

Оборот по-японски

ря действию шейно-тонических рефлексов, мобилизовать разгиба­тели плеча, удерживающие угол), гимнаст идет вниз (к.к. 1—5) и пол­ностью не выпрямляется даже у нижней вертикали (к. 5), где гимна­ста оттягивает особенно сильно. Лишь после этого следует неболь­шой «посыл» ногами вперед (к. 6), без которого, в общем-то, гимнаст вполне мог бы и обойтись, и только тогда наступает долгожданное выпрямление в плечах (к. 6). Это и становится в «японском» обороте решающим действием, запускающим активные действия в обороте. Они заключаются в мощном тяговом усилии в плечах (к.к. 6—9), благодаря которому гимнаст вводит в движение и приближает к оси снаряда массы сразу всех тяжелых звеньев тела — туловища и ног. Именно это и обеспечивает выполнение быстрого, если надо форси­рованного большого оборота. Наконец, в финальной фазе подъема (к.к. 9—2), гимнаст выпрямляется, хотя делает это, как и положено при быстром обороте (см. предыдущий сюжет), довольно поздно, так и не опустив головы вперед!

Итак, в чем же соль описанного оборота? Хорош он или плох? Рациональна ли техника движения, показанная С. Касамацу?

Техника «японского» оборота необычна тем, что всю инициативу исполнения энергообеспечивающих, управляющих действий испол­нитель передает с тазобедренного сустава на плечевые. Это, как ви­дим, возможно, хотя и требует от гимнаста очень хорошей физичес­кой подготовки и полного переосмысления всей техники. При про­чих равных условиях действия в плечах здесь даже более эффектив­ны, так как вводят в движение сразу более значительные, как отмеча­лось, массы тела.

Но легко сказать «при прочих равных условиях»!.. Условия рабо­ты ногами при броске в традиционном обороте и действий руками при «тяге» в плечах вовсе не равны, так как на плечевой пояс всегда падает большая нагрузка, а соответствующие мышцы слабее, чем мышцы туловища и тазового пояса. Как же с таким движением спра­виться?

А справляться нужно так, как положено — по науке! Нужны эф­фективные подготовительные и рационально построенные основ­ные , то есть энергообеспечивающие действия. И С. Касамацу это за­дачу успешно решает.

Вернемся к рис. 4. Странный угол в плечах (к.к. 1—5) нужен для того, чтобы в суставах был резерв движения на выпрямление, когда для этого наступит подходящий момент. Но выпрямляться нужно будет не просто, а так, чтобы мышцы-разгибатели плеча мощно натя­нулись. Для этого гимнаст все время сильно напрягает плечевой пояс

другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________

и силой удерживает угол почти на протяжении всего спада, а во время посыла ногами (к.к. 5—6), когда на плечи идет особенно сильный выпрямляющий импульс, не расслабляясь (!), оттягивается. Мышцы оказываются быстро натянутыми и потом действуют подобно тугой пружине. Этим гимнаст и пользуется в наиболее активной стадии упражнения, быстро уменьшая плечевой угол и как бы притягиваясь прямыми руками к опоре (к.к. 6—9). Этому опять-таки содействует приподнятое («разогнутое») положение головы, которое сохраняется в виде предельно открытой осанки практически в ходе всего оборота. Что касается завершающей стадии движения (к.к. 9—1), то она до­вольно традиционна, если не считать опять-таки неполного выпрям­ления в плечах при движении на следующий спад.

Оборот Сигеру Касамацу, конечно, сразу же обратил на себя вни­мание и был некоторое время предметом подражания, в том числе и у некоторых наших гимнастов. Но долго эта мода не удержалась. Ко­нечно, «японский» оборот экзотичен, стилистически выделяется на привычном техническом фоне, но далеко не так рационален и эф­фективен, как может показаться. Он физически труден, не экономи­чен, в определенном смысле противоестествен и лишен, как уже об­мечалось, многих важных преимуществ броскового оборота, связан­ных, прежде всего, с точностью, управляемостью действий. И если уж для форсажа движения использовать силовую тягу в плечах, то лучше соединять ее с работой в тазобедренных суставах, о чем разго­вор—ниже.

Но справедливости ради отметим, что этот «японский урок» все же очень важен. Он лишний раз показывает, что любое действие, бе­рущее на себя функцию энергообеспечения, должно быть хорошо организовано. Еще раз мы вспомним об этом, дойдя до обсуждения больших оборотов на брусьях разной высоты (175,177).

7. БРОСОК ПО-КИТАЙСКИ ИЛИ «ШИЛО НА МЫЛО»

Эксперименты с большими оборотами — традиция спортивной гимнастики. Отошел в прошлое «японский оборот», и ему на смену пришел в 80-е годы — «китайский». Одним из первых исполнителей нового движения на широкой арене, принесшего известность и уп­ражнению и самому гимнасту, стал китайский мастер Тон Фей.

«Китайский» оборот, широко используемый и ныне, схематически показан на рис. 5. Он, как правило, делается в конце связки и предше­ствует сальтовым соскокам или перелетам. Строго говоря, это обычно и не оборот, а неполное оборотовое движение с отходом в полете.


другая скорость - другая техника - student2.ru

Обороты, предшествующие «китайскому», завершаются резко выраженным прогонным движе­нием ногами (к.к. 8—1), после ко­торого вообще не приходится го­ворить о прохождении стойки на руках; вместо нее гимнаст в выс­шей точке движения (к. /(попада­ет в положение с сильным сгиба­нием тела; это сгибание, в сущно­сти, играет здесь роль подготови­тельной «кипы», хотя и чудовищ­но утрированной — и по раннему времени исполнения и по сустав­ным углам.

За кипой естественно следует разгибание тела — столь же гипер-

болизированное. Быстро разгибаясь, гимнаст уже около горизонтали проходит прямое положение (к. 3), а в дальнейшем сильно прогиба­ется, резко откидывая стопы назад и даже, порой, сгибая ноги в коле­нях (к.к. 3—4). Интересно, что при наличии столь раннего значитель­ного сгибания тела (к.к. 1—2) и такого же раннего его выпрямления (к.к. 2—3; ср. с к.к. 3—4 на. рис. 3-6), в целом подготовка к броску заканчивается в обычное время, то есть тогда, когда тело приближа­ется к нижней вертикали (к. 5). Эти сдвиги в границах исполнения подготовительных действий (сравнительно с обычными бросками) объясняются тем, что гимнаст, рано начинающий и сильно утрирую­щий эти действия, растягивает их по времени, приурочивая оконча­ние подготовки к обычному моменту, который (по чисто программ­ным условиям перехода в полет) изменить нельзя.

Итак, гимнаст подошел к броску, который подготовлен нарочито усиленными суставными действиями на спаде, и поэтому тоже не может быть обычным. Впрочем, внешний вид его (к.к. 4— 7) ничем особенно не примечателен; необычность же движения в том, что оно получается здесь, благодаря особым действиям на спаде, довольно мощным, резким. Вдальнейшем гимнастможет, при желании, сде­лать вновь такой же оборот, хотя особого смысла в этом не будет, так как описанный гипербросок обычно нужен для исполнения не обо­ротов, а полетных движений. Так, при отходе на сальто, вслед за та­ким утрированным броском выполняется мощное разгибание с вы­талкиванием тела вперед-вверх, что, фактически, и обеспечивает

П ЕРЕКЛАДИ НА

Мощнее мощного



высокий вылет при движениях типа сальто назад выпрямившись и им подобных. Если же гимнаст использует такой бросок для поддер­жания подкрутки на сальто, то при отходе в полет не должен выпрям­ляться (20,179); в противном случае потеря скорости вращения неиз­бежна.

Итак, сделанное нами описание «китайского» оборота изобилует превосходными степенями. Создается впечатление, что здесь всё — по высшему классу. Действительно, при умелом использовании та­кой техники результат может быть недурен. Однако, нужно уметь трезво взвешивать все «за» и «против». Ав «китайском» далеко не все

идеально!

Дело в том, что этот оборот — ярко выраженный пример нарочи­той интенсификации собственно броска и только броска. Но ничто ведь не обходится даром: делая ставку на бросок, гимнаст одновре­менно теряет преимущества, связанные с другими факторами движе­ния. В частности, весь «китайский» спад (к.к. 1—5) выполняется с заметными потерями энергии, обычно получаемой благодаря дей­ствию силы тяжести: это и начало движения из карикатурно низкого положения (к. 7), и очень сильное и долгое сгибание (к.к. 1—2) с соот­ветствующим переразгибанием тела (к.к. 2—4), без которых не толь­ко можно, но просто следует обходиться, так как мощный бросок должен готовиться не за счет экстравагантных и неоправданно боль­ших сгибаний и разгибаний, а за счет аналогичных, но более сухих, жестких действий на фоне гораздо более высокого мышечного тону­са (1). Следует подчеркнуть, что в любом случае действия «а ля Тон Фей» будут снижать энергию спада и оборота в целом. В сущности, спад здесь делается как при «обороте наизнанку», когда гимнасту нужно замедлить движение в целом (9). В данном случае целенаправ­ленно строится техника, резко интенсифицирующая мощность брос­ка, но замедляющая сам оборот, то есть так называемый «накат», от которого очень существенно зависит скорость вращения тела гимна­ста в полете. Грубо говоря, гимнаст, перешедший с «классического» броска на бросок «китайский», меняет шило на мыло...

Однако, мы не будем отговаривать тренеров и гимнастов от ис­пользования описанной техники. Ведь главный критерий — сорев­новательный успех! Удается гимнасту произвести впечатление за счет особенностей, пусть даже вычурности техники и при этом удачно довести дело до конца — что ж, пожалуйста, его право. Вместе с тем важно понять и помнить, что всякие утрированные варианты техни­ки — крайность, при которой одно приобретается за счет утраты дру­гого. А «золото» — оно всегда где-то в серединке... Впрочем, стоп!

«Китайский» урок тоже полезен. Иногда нарочитая интенсифика­ция броска очень нужна и важна (20,31,179).

МОЩНЕЕ МОЩНОГО

Бросковый оборот назад — техническая классика турниста. Это движение не случайно заняло ключевое место в арсенале гимнастов: оно очень рационально, обладает большими возможностями в нюан­сировке действий, незаменимо при технически трудных отходах в полет; наконец, оно обладает свойством самоорганизации, то есть его конкретная структура и техника — по мере закрепления навыка — сами «встают на место», даже если исполнитель не очень об этом забо­тится.

Но у броскового оборота есть особенность, которая является, в определенном смысле, недостатком.

Дело в том, что суставные действия основной стадии упражнения (рис. 3-а) строятся волнообразно, по принципу «бегущей волны». Проследим по рисунку: гимнаст делает бросок (к.к. 5— 7), но тело в плечах еще выпрямлено; затем, кактолько ноги притормаживаются, механическая волна, переносящая энергетический импульс, начина­ет продвигаться от стоп к опоре, тело постепенно выпрямляется в тазобедренных суставах, а в плечах — фактически непроизвольно! — появляется «угол» (к.к. 7—8). В дальнейшем (к.к. 8—9) он еще больше изменяется, а обратные изменения претерпевает только по оконча­нии оборота (к.к. 9—1).

Чем же это плохо? — спросит читатель. Что ж, ничего особенно худого в этом нет, ответим мы, но с чисто физической точки зрения такая последовательная передача движения от периферических зве­ньев к опорным означает, что нужное для подъема приближение масс тела к оси вращения происходит здесь не так быстро, каким бы оно могло быть при одновременной работе в суставах, направленной на сближение тела с опорой. А это означает, в свою очередь, что общая скорость такого оборота будет, при прочих равных условиях, не са­мой высокой. И если перед нами стоит задача всемерного повышения мощности работы (а это всегда главное направление развития атлети­ческих видов спорта!), то нас должно интересовать, как ее можно решить.

Что же, конкретно, можно сделать, чтобы рациональность брос­кового оборота сочеталась с более высокой его эффективностью, мощностью? Такая возможность есть, хотя ее реализация не так про­ста, как может показаться.

       
  другая скорость - другая техника - student2.ru
    другая скорость - другая техника - student2.ru
 

другая скорость - другая техника - student2.ru

На рис. 6—еще один оборот на­зад. На первый взгляд он кажется таким же, как и бросковый. Но в действительности это — другое движение. Его особенность — в синхронности действий в основ­ных суставах. В начале спада (к.к.1—2) гимнаст «закрывается», беря углы сразу в плечевых и тазо­бедренных суставах. В ходе спада он раскрывается, подобно тому, как это делается в традиционном обо­роте, и акцентированно натягивает мышцы передней поверхности тела, однако — не только для под­готовки броска ногами, но и для выполнения мощного тягового

усилия в плечах (к.к. 2—4; ср. с техникой «японского» оборота, рис. ч,

к.к.4—6).

Во второй части этого оборота должны сразу сработать оба ранее подготовленных действия, которые здесь выполняются не последо­вательно, как в обычном бросковом обороте, а одновременно: выпол­няя бросковое движение ногами, гимнаст тут же тянет на себя пря­мыми руками перекладину, чего никогда не бывает в обычном обо­роте (к.к. 4—6)\ В дальнейшем гимнаст может также одновременно выпрямляться (к.к. 6—1), хотя в этой, завершающей, стадии движе­ния синхронность действий уже несущественна.

Может возникнуть вопрос: так ли уж важна эта, казалось бы не­значительная, разница в технике упражнения?

На самом деле разница довольно велика и важна! Достаточно ска­зать, что освоить описанный оборот гораздо труднее, чем обычный: его техника, в отличие от чисто бросковой, носит искусственный ха­рактер, и исполнитель (это наблюдалось на практике и в специаль­ных экспериментах) невольно сбивается на обычную схему действий с волнообразной сменой сгибаний-разгибаний в суставах. Труднее это движение и физически, так как там, где в обычном случае за гим­наста работают внутренние реактивные силы (вызывающие волно­образную передачу импульса по биодинамической цепи), здесь нуж­но действовать самому спортсмену, как бы преодолевая естествен­ную координацию движения его искусственной, императивной пере­стройкой. 32

Оборот наизнанку

Тогда зачем же огород городить, скажет читатель?

В самом деле, без описанного оборота пока что можно обойтись... Однако, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно насту­пит время, когда придется таки искать дополнительные ресурсы по­вышения активности движения, и тогда подобная техника может прийтись как нельзя кстати, поскольку ее освоение позволяет суще­ственно (на 25—30%) повысить мощность движения, скорость обо­рота.

И уж во всяком случае предлагаем читателю поразмышлять над закономерностями построения таких движений. Они того стоят.

ОБОРОТ НАИЗНАНКУ

В предыдущем сюжете мы говорили, в основном, о наращивании скорости в обороте, но ведь порой нужно решать и обратную задачу, так как не всегда большая амплитуда маха и высокая скорость — бла­го. Вспомним отдельные примеры. Легко ли делать соединение: большой оборот назад — подъем разгибом? Или: большой оборот на­зад в стойку на руках — оборот назад не касаясь? Или наиболее совре­менный пример: обороты — перелет Ткачева, по ходу которых, после исполнения оборота, предшествующего перелету, не случайно мно­гие исполнители делают нарочитую паузу и ряд других действий, имеющих своей целью, фактически, сдерживание скорости движе­ния (42,180).

Итак, каким же должен быть нарочито замедленный оборот назад?

Фактически, ответ на этот нетрудный вопрос ясен из всего, что было уже сказано раньше и говорится ниже (5,7,8,42,175,185). Он заключается в том, что оборот (не обязательно «большой») делается в этом случае по «перевернутой» схеме, то есть: в спаде гимнаст не оття­гивается от опоры, а каким-то подходящим здесь приемом прибли­жается к ней больше обычного, тогда как во время подъема — оттяги­вается или отходит от нее (рис. 2). Степень соразмерности тех и дру-гихдействий зависит от двух решающих условий: оттого, насколько велика была начальная скорость и насколько ее нужно погасить.

На рис. 7па, с. 34 показана принципиальная картина действий в обороте назад «наизнанку». Чем сильнее будет выражено сгибание-разгибание тела на спаде (к.к. 2—5), и чем полнее его выпрямление на подъеме (к.к. 7—10), тем сильнее будет гашение скорости.

Особо — о движении с переразгибанием тела на подъеме (пунктир на к. 10). Резкое движение такого типа может форсированно затор-

другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_______________________________________

мозить или даже прервать подъем к стойке, но хорошего в этом мало: обязательно будут рывковые дви­жения на опоре, искажения осан­ки и др. Что касается относитель­но плавного прогибания тела в тех же условиях, то оно может, до известной степени, играть роль обычного маха (только не ногами, а... животом и грудью), так как тоже приближает массы тела к оси вращения, хотя и не столь эффек­тивно, как движение ногами по ходу оборота в целом. В давно про­шедшие годы были даже умельцы, использовавшие на перекладине большой оборот назад прогибани­ем без какого бы то ни было броска другая скорость - другая техника - student2.ru и вообще сгибания! А много по­зднее элементами этой техники пользовались первые исполнитель­ницы оборотов на брусьях разной высоты (175). Более того, возмо­жен полный большой оборот прогибанием тела на... нижней жерди брусьев разной высоты.

10. БРОСОК НАЗАД: АРИСТОКРАТ ИЛИ РАБОТЯГА?

Мы много говорили о бросковых оборотах назад, но, как извест­но, есть аналогичное движение другого направления; его все знают, но мало когда применяют практически. Оно и понятно, ведь оборот «накатом» (рис. 8-6) координационно удобнее, послушнее и мощнее. Однако, забывать о броске назад было бы не только неразумно, но и просто недопустимо, ведь это — базовое движение для всех вообще бросков назад, и не только на перекладине!

Рассмотрим несколько небезынтересных моментов, связанных с

этим движением.

Первое это то, что бросковые движения обоих направлений, каза­лось бы, отчетливо «симметричны». Оба они могут начинаться так называемой проводкой, то есть фазой движения без изменения на­чальной позы (рис. 3-а и 9-а, к.к. 1—2). Там, где в обороте назад «кипа» (рис. 3-а, к.к. 2—3), на обороте вперед иногда бывает «про­гон» с прогибанием тела (рис. 9-а, к. 2, пунктир). Замаху в первом

другая скорость - другая техника - student2.ru

(рис. 3-а, к.к. 3—5) соответствует «кипа» во втором (рис. 9-а, к.к.2—4). Далее там и там следует бросок, соответственно на сгиба­нии (рис. 3-а, к.к. 5— 7) и разгибании (рис. 9-а, к.к. 4—8) и т. д. Каза­лось бы, всё ясно: сравнивая то и другое движения, можно все понять и отследить... Но, так, да не так.

другая скорость - другая техника - student2.ru


Бросковый оборот назад, как мы уже обсуждали, естественным образом строится как процесс «бегущей волны», при которой движе­ние от дальних звеньев последовательно передается к звеньям приопорным (рис. 3-а, к.к. 6—10). Между тем, наиболее грамотный бросковый оборот вперед делается по другой, синхронной схеме (рис. 9-а), при которой ускоренный мах ногами назад сочетается с

другая скорость - другая техника - student2.ru П ЕРЕКЛДДИ НА

11. Оборот накатом: учат одному, а получается...



другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru одновременным, императивно организуемым «проваливанием» в плечах (к.к. 7—8), после чего, при движении к стойке, тело должно также одновременно выпрямляться (к.к. 80—1). Такая координация движений (сравните ее с оборотом назад, описанным нами в сюжете «Мощнее мощного», 8) дает наиболее благоприятную почву для вы­полнения собственно броска, который в движениях типа соскока лё­том, аналогичных перелетов, а также на сальто вперед и в других дви­жениях играет решающую роль. И поскольку хорошо освоенный бросковый оборот вперед, как уже было отмечено, — базовое упраж­нение, то и учить его нужно на наиболее перспективной технической

основе.

Но вот что интересно. Если мы выстроим полное «симметричное» подобие между классическим бросковым оборотом назад и аналогич­ным оборотом вперед, то получим своеобразный микст — движение на основе смешения двух схем, технически промежуточное между оборотом вперед накатом и оборотом броском. И такое движение не­редко используют гимнастки на брусьях разной высоты (рис. 9-6), о чем мы подробнее говорим в другой главе (177).

Вернемся к рекомендуемому обороту вперед броском (рис. 9-а\ Насколько он нужен сам по себе? Здесь следует сказать, что это дви­жение не только практически приемлемо, но, пожалуй, незаслужен­но забыто. Хорошо сделанный бросковый большой оборот вперед — очень стильное, академичное движение, прекрасно сочетающееся, например, с поворотами на 180 и 360°, «продевами», а главное — неотъемлемая часть технического арсенала гимнаста, нужная ему не только на перекладине, но и — по модели перекладины — на брусьях и кольцах. Так что бросковый оборот вперед это не худосочное «ари­стократическое» движение, а важный рабочий инструмент гимнаста, которым следует хорошенько овладеть.

11. ОБОРОТ НАКАТОМ: УЧАТ ОДНОМУ, А ПОЛУЧАЕТСЯ...

Традиционный большой оборот вперед выполняется, как извест­но, «накатом». То есть активной основой движения здесь является не бросок ногами, как в большинстве маховых движений, а своеобраз­ное рывковое движение плечами к опоре, после чего тело, действи­тельно как бы накатывается на вертикальную плоскость, поднима­ясь к стойке на руках.

Движение это существует испокон веков, но многое в его струк­туре и технике для большинства исполнителей остается втуне. По­пробуйте предложить гимнасту или даже иному тренеру описать и

нарисовать это движение и, сравнив полученный результат с истин­ной картиной (по кинограмме или нашему рисунку), вы сможете убедиться, что это «две большие разницы».

Странно, не правда ли? Как это может быть, чтобы учить и учить­ся определенному движению, делать и видеть его каждый день и — неверно описывать, а часто и объяснять?

Но не будем обвинять спортсменов и тренеров в невнимательнос­ти или неведении. Суть в другом. Дело в том, что обучение таким движениям и их реальное практическое исполнение, независимо от воли гимнаста и тренера, протекают по разным техническим моделям.

Вспомним, как обучают большому обороту «накатом». В основе лежит модель, схематически показанная на рис. 8-а. Она означает примерно следующее: выполнить переворот вперед из стойки с пол­ной оттяжкой (к.к. 1—5), а во второй половине оборота — «хороший» рывок плечами и тазом к опоре (к.к. 5—8). Методически работа по этой схеме может осуществляться по-разному, и мы этот момент опускаем. Важно лишь то, что добившись достаточно строгого спада и активного движения туловищем к опоре, гимнаст, действительно, постепенно научается делать оборот «накатом».

Но теперь посмотрим на то движение, которое на самом деле полу­чается у гимнаста, если он хорошо выучил, отработал оборот и довел свой навыкдо способности свободно управлять скоростью движения и всеми его необходимыми оттенками. На рис. #-6показан такой обо­рот (не первый в серии) с несколько утрированными, для полной яс­ности, техническими деталями.

Спад может начинаться из оттянутой стойки, но если оборотбыс-трый, то обычно оснащен «прогоном» через стойку с выпрямлением тела уже на спаде (к.к. 10—3). Далее следует проводка, то есть спад в достаточно прямом положении, вплоть до подхода к нижней верти­кали (к.к. 3—4). Эта первая часть упражнения, почти равная его по­ловине, мало и непринципиально отличается от модели, показанной на. рис. 8-а.

Наиболее интересные «аномалии» движения начинаются на рубе­же спада и подъема: проходя вис, гимнаст делает обгонное движение ногами назад и несколько прогибается (к.к. 4—5). Это движение лю­бопытно по целому ряду позиций. Во-первых, ему никто и никогда не учит, а многие даже не подозревают о нем! Между тем, оно присут­ствует абсолютно всегда и у всех исполнителей и особенно заметно при ускоренных и быстрых оборотах (или в оборотах, выполняю­щихся по схеме быстрых, например — в обратном хвате). Во-вторых,

12. Висы сзади: утраченная культура

П ЕРЕКЛАДИ НА

другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru значение этого «неизвестного» технического действия довольно су­щественно. С одной стороны, прогибание тела гимнаста (с физичес­кой точки зрения это приближение масс тела к опоре) на фоне макси­мально быстрого вращения в обороте дополнительно ускоряет дви­жение подобно тому, как ускоряется «крутка» при группировке. С другой стороны, это прогибание запускает цепочку активных дей­ствий подъема, а именно: возникающее в этой фазе быстрое натяже­ние мышц передней поверхности тела готовит их к последующей ра­боте в основной стадии оборота, при подъеме. Наконец, добавим, что прогибание у нижней вертикали явно не соответствует обыденным представлениям о том, что в это время нужно максимально выпрям­ляться...

Что же происходит дальше? Кажется, что теперь-то уж самое вре­мя и для рывка плечами к опоре. Но нет! Сразу после «бросочка» но­гами назад (к.к. 4—5) гимнаст, пользуясь натяжением мышц живота тут же (без паузы!), действительно, делает рывок, но — тазом, а не плечами (к.к. 5—6), тогда как плечи не только остаются в прежнем состоянии, но даже несколько «проваливаются» (к. 6). Это объясня­ется реактивным взаимодействием звеньев тела. При этом первич­ный рывок тазом не только работает на подъем тела (ведь это тоже движение масс в направлении опоры), но и становится необходимым подготовительным действием для основного рывкового движения: быстро «провалившись» в плечах и натянув мышцы-разгибатели, гимнаст немедленно начинает работать руками, посылая себя к пере­кладине (анатомически это именно разгибание), чему способствует несколько приподнятая голова.

Переход инициативы от тазового пояса к плечам отзывается реак­тивным «эхом» на работе в тазобедренных суставах: как только начи­нается уменьшение угла в плечах, возникает как бы ответное увели­чение тазобедренного угла; тело начинает выпрямляться (реактив­ность этого движения даже провоцирует у новичков «проваливание живота», то есть прогибание туловища, см. пунктир на (к. 9). В пол­ную меру отработав на рывках тазом и плечами к опоре (к.к. 5—9), гимнаст в финале оборота выпрямляется; в спокойных оборотах это происходит раньше, в активных — позже, за стойкой (к.к. 9— 1).

Итак, реальная техника оборота вперед «накатом» сильно отлича­ется от учебной, модельной. Отчего же это происходит?

Дело в том, что многие действия и движения гимнаста, в силу це­лого ряда биомеханических закономерностей самоорганизуются и мало зависят от воли гимнаста. Далеко не всякое движение удается построить так, как хочется, даже если в принципе это возможно. Но

как к этому относиться в работе? Может быть, нужно, все-таки, точ­нее, детальнее обучать? К счастью — нет! В данном случае при обуче­нии, действительно, вполне достаточно простой модели движения (как нарис. 8-а), тогда как остальное должно, в свое время, получить­ся как бы само собой!

Но тогда зачем же, скажет читатель, знать всё то, что мы сейчас изложили? Зачем «смущать умы»?

Ответ простой: тренер всегда должен знать гораздо больше своего ученика и, тонко понимая внутренний механизм движения, уметь его анализировать по ситуации; без этого трудно работать над движе­нием, вникать в причину ошибок. И еще одно: описывая движение, тренер должен уметь, до поры, упрощать картину, оставляя «в скоб­ках» то, что ученику еще трудно осмыслить умом и мышцами.

12. ВИСЫ СЗАДИ: УТРАЧЕННАЯ КУЛЬТУРА

В давно прошедшие годы, когда атлетические, полетные движе­ния, основанные на современной технической и физической подго­товке гимнаста, были еще недоступны, комбинации мастеров осна­щались элементами, трудность которых обеспечивалась другими средствами, в частности — использованием аномальных висов и хва­тов. Поэтому лучшие мастера 40—60-х годов прекрасно умели рабо­тать в висах сзади, владели сложными перехватами, вкручиваниями и т. д. Специальная подготовка, направленная на воспитание под­вижности в суставах, выворотности кисти, была в те времена столь же актуальной, насколько сейчас обязательна батутная «обкрутка».

Но со временем еложновисовые движения стали забываться, не­смотря даже на то, что от мастера всегда требовалось включение в произвольную комбинацию элементов такого типа. Вместо виртуоз­но исполняемых висов сзади, оборотов в них, гимнасты стали «отбы­вать повинность», выбирая для комбинации наиболее из них необре­менительные, чаще всего — большие обороты вперед с полувкручи­ванием. При этом собственно висы сзади (без вкручивания) практи­чески исчезли из репертуара.

Против истории и стихии возражать бессмысленно. Сейчас уже трудно и, быть может, вовсе не нужно пытаться возвращать гимнас­тов в старые времена и тратить время на столь же тщательное освое­ние висов сзади, как это делалось когда-то. Но нельзя не заметить, что, во-первых, целый пласт виртуозных и вполне достойных совре­менного мастера движений практически утрачен (а значит, и шанс на выигрыш благодаря этим движениям). Во-вторых, в тех случаях,



другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru другая скорость - другая техника - student2.ru ПЕРЕКЛАДИНА_____________________________________

когда подобные упражнения все же оказывается необходимым учить и делать, сразу сказывается плохая, в этом отношении, подготовка даже хороших турнистов.

Есть и третье. Существует мнение, что висы сзади, будучи движе­ниями противоестественными (а что в гимнастике естественно?), вредны и опасны, и лучше без них обойтись. Это по-своему логично и напоминает времена, когда простейшее сальто в группировке назы­вали «сальто мортале», то есть «смертельным прыжком», или времена более поздние, но тоже уже прошедшие, когда «сальто Корбут» на бревне также было объявлено варварским по степени риска и обрека­ющим гимнасток на поголовную гибель...

Действительно, висы сзади опасны для тех, кто к ним не подго­товлен (автор этих строк в свое время порвал грудную мышцу, делая «итальянские обороты»), но именно поэтому любой гимнаст, ориен­тированный на высокое мастерство, просто обязан, хотя бы в целях безопасности пройти достаточную подготовку плечевого пояса, включающую вдумчивую проработку движений с разнообразными висами сзади, вкручиваниями и выкрутами, сложными хватами и перехватами. Тренеру следует знать и помнить, что своевременная, постепенная и тщательная подготовка мышечно-связочного аппара­та гимнаста не только открывает для него возможности освоения це­лого ряда эффектных, классических упражнений на перекладине, но и предохраняет спортсмена от травм, заболеваний плечевых суставов, что не менее важно, чем освоение новых упражнений в аномальных висах.

Наши рекомендации