Степень неравномерности нагрузки двигателей строительных и землеройных машин
Тип машины | Время работы двигателя под нагрузкой, % | В том числе, в тяжелых режимах, % |
Бульдозеры Скреперы Погрузчики Краны | 63. ..75 65... 75 75. ..77 64. ..66 | 37. ..52 36. ..53 35. ..39 32. ..33 |
Практика свидетельствует, что несоблюдение правил и сроков технического обслуживания двигателей строительных, дорожных и коммунальных машин приводит к двукратному увеличению скорости износа их основных деталей. К числу основных факторов, вызывающих ускоренный износ, относятся:
обводнение и загрязнение горюче-смазочных материалов при хранении и заправке, ведущее к износу плунжерных пар и отсечных клапанов насосов высокого давления, а также прецизионных пар форсунок;
плохая регулировка топливной аппаратуры, ведущая к прогрессирующей неравномерности подачи топлива;
холодный пуск и эксплуатация холодного или перегретого двигателя, ведущие к ускоренному износу гильз цилиндров, поршневых колец и клапанов;
нарушение герметичности впускного коллектора, ускоряющее износ гильз цилиндров и поршневых колец;
несвоевременная очистка и замена воздушных, масляных и топливных фильтров, ведущие к ускоренному износу гильз цилиндров, поршневых колец, клапанов газораспределительного механизма, прецизионных деталей топливной аппаратуры, насосов и клапанов системы смазки;
неквалифицированное управление машиной, способное вызвать как ускоренный износ, так и поломку деталей двигателя.
Наиболее распространенными признаками развивающейся неисправности двигателя (и дизельного и карбюраторного) являются: падение мощности, повышенный расход топлива, перегрев при обычных нагрузках и кратковременных перегрузках, усиленная дьшность выхлопа, более шумная, чем обычно, работа, усиленная вибрация, металлический стук. При появлении любого из этих признаков эксплуатацию двигателя следует приостановить до выяснения и устранения причин.
Число моделей карбюраторных и дизельных двигателей, выпускаемых сегодня в мире, чрезвычайно велико. На строительной, дорожной и коммунальной технике, эксплуатирующейся в нашей стране, чаще всего встречаются двигатели отечественных заводов, а также заводов ближнего зарубежья. Импортная техника чаще всего оборудуется двигателями Caterpillar, Cummins, Daimler, Deutz, Fiat, Ford, Iveko, Komatsu, Liebherr, MAN, Perkins, Yamaha, Zetor.
Для крутящего момента и мощности современных дизельных двигателей без турбонаддува справедливы выражения:
(2.1) (2.2) |
Мч,=51,07Кра6+39,38;
7Ve=9,33Fpa6+17,92,
где Мкр - максимальный крутящий момент двигателя, Н • м; Граб -рабочий объем двигателя, л; Ne - номинальная мощность двигателя, кВт.
Для внешней скоростной характеристики двигателя справедливо выражение:
П, ,\П,\ ( П:
N,- = N. |
(2.3) |
а — + Ь\ — | +с\ —
\пе
где Nt - текущая мощность двигателя, кВт, при частоте вращения коленчатого вала и,-, мин"1; а,Ь,с- коэффициенты обобщенной скоростной характеристики (табл. 2.2); Ne - номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала пе, мин"1.
Таблица 2.2 Значения коэффициентов обобщенной скоростной характеристики
Тип двигателя | а | ь | с |
Карбюраторный | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Дизельный четырехтактный с корректором | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
То же без корректора | 0,53 | 1,56 | 1,09 |
Дизельный двухтактный | 0,87 | 1,13 | 1,00 |
Если известно значение максимального крутящего момента двигателя Мтах, можно по значению коэффициента приспособляемости kup судить о наличии или отсутствии у двигателя корректора топливоподачи:
(2.4) |
= пр
Одним из основных требований, предъявляемых к крановым двигателям, является способность переносить перегрузки, достигающие трехкратной величины номинального крутящего момента. Перегрузочная способность двигателя по крутящему моменту оценивается отношением максимального кратковременно развиваемого им (опрокидывающего) момента к номинальному, т. е. длительно действующему, моменту:
Дизельный двигатель, у которого knp = 1,05 ... 1,10, как правило, оборудован корректором подачи топлива.
Электрические двигатели.Электрические двигатели применяются, главным образом, для привода подъемно-транспортных машин и механизмов, работающих в закрытых помещениях и на открытом воздухе, на небольшом удалении от источников электроэнергии. К числу таких машин относятся стационарные вращающиеся и рельсовые краны, а также конвейеры и электрокары.
Для условий работы кранового электропривода характерны:
изменение величины и направления действия нагрузки в широких пределах;
широкий диапазон регулирования рабочих скоростей;
работа в повторно-кратковременном режиме при большом числе включений в 1 ч;
высокая вероятность перегрузок.
На механизмы, эксплуатирующиеся на открытом воздухе, также влияют перепады температуры, атмосферные осадки и влажность воздуха. В большинстве современных кранов применяется многомоторная система привода крановых механизмов, при которой каждый механизм (подъема, движения, поворота и т.д.) оснащается собственным электродвигателем и трансмиссией. В качестве электропривода используются асинхронные двигатели, масса, стоимость и эксплуатационные затраты которых ниже, чем у других типов электродвигателей (табл. 2.3).
Таблица 2.3