Обеспечение безопасности производственных процессов на морском транспорте
Техника безопасностиизучает опасные факторы производственной среды и вероятностную возможность их проявления, исследует и разрабатывает организационные мероприятия и технические средства, исключающие опасные производственные факторы или предупреждающиеоб их появлении.
Важным условием безопасности является применение надежных способов защиты в составе средств механизации, автоматизации и дистанционного управления. Оборудование должно удовлетворять требованиям безопасности в течение всего срока службы.
Безопасность производственного оборудования - его свойство сохранять соответствие требованиям безопасности труда при выполнении заданных функций в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.3.002-75ССБТ «Процессы производственные. Общие требования безопасности»; ГОСТ 12.2.003 – 91ССБТ «Оборудование производственное. Общие требования безопасности»).
Безопасность производственного процесса обеспечивается безопасностью оборудования, нормальными санитарно-гигиеническими показателями производственной среды, учетом физических и психофизиологических возможностей работающих и их обученностью, а также культурой производства.
Условия труда определяются комплексом факторов, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье человека в процессе его трудовой деятельности.
Трудовым законодательством предусмотрено, что администрация предприятий обязана обеспечить трудящимся здоровые и безопасные условия труда. Это одна из важнейших задач и обязанностей администрации.
Разработка организационных мер защиты от опасных производственных факторов начинается с создания нормативных документов (правил, инструкций), наличие которых на предприятиях предусмотрено законом. Основными нормативными документами по обучению вопросам охраны труда и обеспечению безопасности труда моряков являются:
· «Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда» (ДНАОП 0.00.4.12-99);
· «Правила техники безопасности на судах морского флота» (РД 31.81.10-75), (НАОП 5.1.21-1.01-76);
· «Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море. (International Convention for the Safety of Life at Sea. SOLAS-74)». Принята Украиной 25 мая 1980 года ;
· «Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. МКУБ (International Safety Management ISM - Code). Принят на конференции ИМО, состоявшейся в мае 1994 года в Лондоне в качестве дополнения (гл. IX) к SOLAS-74;
· «Международная Конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. ПДНВ-78/95» (STCW - Code 95);
Однако само наличие инструкций и другой нормативной документации по технике безопасности без тщательного изучения и организации контроля знаний работающих не может обеспечить безопасность труда на производстве. Поэтому вышеперечисленные документы обязывают администрацию судоходных компаний проводить инструктаж и регулярное обучение работающих судоходных компаний безопасным приемам работы. Все морские учебные заведения должны пройти сертификацию на соответствие Конвенции ПДНВ-78/95. Комитет по безопасности мореплавания после анализа поступившей информации от аудиторов ИМО создает так называемый «Белый список» стран, которые полностью отвечают требованиям Конвенции ПДНВ-78/95. Украина в 2001 году вошла в этот «Белый список». Это означает, что все моряки государства, состоящего в этом списке, должны обучаться по программам, соответствующим новым стандартам (ПДНВ-78/95 ).
Таким образом, следующим этапом организации безопасности труда на судах является обучение членов экипажей безопасным приемам работы и проверка их знаний в соответствии с требованиями международных конвенций. Ответственность за своевременное и качественное проведение инструктажей, обучение членов судовых команд и допуск их к самостоятельному производству работ возлагается на капитанов, старших помощников капитанов и старших механиков судов.
Инструктаж и обучение безопасным приемам работы обязательны для всех работающих и вновь поступающих на суда.
Организационное обеспечение безопасности складывается из комплекса мероприятий, связанных с предварительной подготовкой к проведению работ, с надзором за их выполнением, а также с пропагандой безопасных и безаварийных методов труда. Предварительная подготовка судовых работ включает в себя обеспечение членов судовых команд четким заданием и соответствующим инструментом, защитными средствами, технической документацией и спецодеждой. Руководитель работ должен проверять исправность оборудования и инструмента, организациюрабочего места, обеспечить правильную расстановку работающих.
Рабочее место оснащается необходимыми техническими средствами для выполнения судовых работ. Безопасность временного рабочего места предусматривает обеспечение работающих исправными приспособлениями, такелажем и защитными индивидуальными средствами. Кроме того, следует позаботиться о наличии необходимых ограждений, защитных устройств и предупредительных надписей. При организации временного рабочего места необходимо отработать подаваемые во время работы сигналы, команды и распоряжения, а также обеспечить доступ к рабочему месту и возможность быстрой эвакуации.
Несчастные случаи на флоте часто происходят вследствие нарушений правил и инструкций по технике безопасности и слабой дисциплины отдельных членов судовых команд. Причиной этого является недостаточно высокая организация службынаэтих судах и недостаточный надзорза безопасным проведением работ со стороны командного состава судов.
Руководитель работ должен быть сам хорошо подготовлен в вопросах техники безопасности, знать все инструкции по безопасности труда в своем заведовании и требовать от подчиненных их неукоснительного выполнения.
К работе на морских судах допускаются лица, окончившие морские учебные заведения и знакомые с требованиями международных конвенций по безопасности труда, а также с действующими инструкциями по технике безопасности проведения работ по своей специальности. Поэтому нарушения работающими требований инструкций необходимо расценивать как нарушение трудовой дисциплины.
К таким лицам сначала применяются меры воспитательного, а затем дисциплинарноговоздействия.
Надзор за безопасностью труда на морских судах осуществляется непрерывно в течение всего времени проведения работ. Он включает в себя надзор за соблюдением указаний технической документации и выполнением правил техники безопасности, применением безопасных приемов работы и использованием защитных средств, соблюдением порядка на рабочих местах и установленного режима труда. Правильное чередование труда и отдыха необходимо особенно строго соблюдать при вредных и тяжелых работах. Особо тщательный надзор должен быть установленза членами экипажей судов, недавно зачисленными на флот, в целях предотвращения несчастных случаев из-за ошибочных действий новичка. Не разрешается поручать людям, которые ещё не могут правильно ориентироваться в морских условиях, выполнение аварийных работ на открытых палубах и в закрытых объемах (цистернах, танках и т.д.), во время шторма и при значительном волнении моря.
Важное значение в улучшении охраны труда имеет обеспечение постоянного надзора за состоянием и содержанием путей сообщения, устройство временных проходов и ограждений, надзор за выполнением правил движения по судну, особенно в условиях плохой погоды. Морская практика показывает: там, где хорошо налажены трудовая дисциплина и техническая учёба, ведется систематический надзор за правильным выполнением требований техники безопасности членами экипажей, коллективы судов добиваются высоких производственных показателей в безаварийных плаваниях.
За состояние техники безопасности на судне отвечает капитан. Он обязан лично и через своих помощников, и начальников служб проводить мероприятия по оздоровлению условий труда экипажа, учитывая конкретные условия, принимать все необходимые меры для предупреждения случаев травматизма.
Контроль и ответственность за соблюдением правил техники безопасности во время выполнения работ возлагаются на командира, непосредственно возглавляющего эту работу или дающего распоряжение членам судовой команды о ее выполнении.
Командный состав приходит на флот обученным технике безопасности в объеме планов и программ морских учебных заведений.
В процессе работы на судах он совершенствует свои знания в области охраны труда применительно к занимаемой должности и выполняемой работе. Кроме того, через определенные промежутки времени командный состав, проходя аттестацию, сдает экзамен по охране труда.
Проверка знаний осуществляется постоянно действующими квалификационными комиссиями в пароходствах, судоходных компаниях и на судах.
В последние годы в мировом торговом флоте произошли значительные перемены. Появились высокоавтоматизированные, скоростные, специализированные суда, требующие специальных знаний и навыков обслуживания. Сократилась численность экипажей судов. Кроме того, ускорение рейсооборотов, формирование многонациональных экипажей с разным уровнем квалификации моряков, потребовали изменения традиционного распределения обязанностей и ответственности на судах.
В связи с этим возникает необходимость обучения командного состава общим принципам обеспечения безопасности труда при производстве любых видов работ. Плавсостав обучается технике безопасности в мореходных школах применительно к своей профессии. Независимо от этого при поступлении на работу члены судовых команд проходят в пароходствах и судоходных компаниях вводный инструктаж по технике безопасности. После обучения на рабочих местах безопасным приемам работы проводится проверка знаний по специальностям.
Лицам, прошедшим обучение, должна выдаваться письменная рабочая инструкция по технике безопасности в соответствии с выполняемой работой как по основной, так и по совмещаемой профессиональной должности.
Для снижения травматизма на флоте важное значение должны приобреть вопросы, связанные с пропагандой безопасных и безаварийных методов труда: общественные смотры, плакаты, фотовитрины, технические кабинеты с уголками по технике безопасности.
Организация и проведение общественных смотров должны быть одним из эффективных средств пропаганды и популяризации передовых методов труда, важным средством привлечения внимания моряков и берегового состава к вопросам охраны труда. Во время проведения общественных смотров администрация должна всячески поощрять массовый сбор предложений, направленных на дальнейшее улучшение условий и обеспечение безопасности труда. Такие смотры помогают вскрывать и своевременно устранять имеющиеся недостатки в организации труда. Одним из популярных на флоте средств наглядной пропаганды безопасных методов труда являются плакаты агитационно-инструктивного и учебно-методического назначения. Плакаты, а также учебные кинофильмы помогают усваивать общие положения и требования техники безопасности применительно к конкретным профессиям. Хорошим методом пропаганды являются фотовитрины, создаваемые для популяризации безопасных приемов работы и технических усовершенствований, предложенных рационализаторами.
Создание на судах технических кабинетов с уголками по технике безопасности позволит сосредоточить в них массово-воспитательную работу, проводить там беседы и инструктажи по охране труда, комплектовать новейшую литературу, организовывать тематические выставки, викторины, фотовитрины, сатирические листы. Проведение таких мероприятий способствует расширению технической эрудиции моряков и повышению культуры их труда.