Бщие положения и исходные параметры к расчету кинематики и динамических сил кривошипно-шатунного механизма двигателя
Основной задачей кривошипно-шатунного механизма является превращение прямолинейного движения поршня во вращательное движение коленчатого вала. Условия работы элементов кривошипно-шатунного механизма характеризуются широким диапазоном и высокой частотой повторения знакопеременных нагрузок в зависимости от положения поршня, характера происходящих процессов внутри цилиндра и частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Расчет кинематики и определение динамических сил, возникающих в кривошипно-шатунном механизме, выполняем для заданного номинального режима, с учетом полученных результатов теплового расчета и ранее принятых конструктивных параметров прототипа. Результаты кинематического и динамического расчета будут использоваться для расчета на прочность и определения конкретных конструктивных параметров или размеров основных узлов и деталей двигателя.
Основной задачей кинематического расчета является определение перемещения, скорости и ускорения элементов кривошипно-шатунного механизма.
Задачей динамического расчета является определение и анализ сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме.
Угловую скорость вращения коленчатого вала принимаем постоянной, в соответствии с заданной частотой вращения.
В расчете рассматриваются нагрузки от сил давления газов и от сил инерции движущихся масс.
Текущие значения силы давления газов определяем на основе результатов расчета давлений в характерных точках рабочего цикла после построения и развертки индикаторной диаграммы в координатах по углу поворота коленчатого вала.
Силы инерции движущихся масс кривошипно-шатунного механизма делят на силы инерции возвратно-поступательно движущихся масс Pj и силы инерции вращающихся масс KR.
Силы инерции движущихся масс кривошипно-шатунного механизма определяем с учетом размеров цилиндра, конструктивных особенностей КШМ и масс его деталей.
Для упрощения динамического расчета действительный кривошипно-шатунный механизм заменяем эквивалентной системой сосредоточенных масс.
Все детали КШМ по характеру их движения делятся на три группы:
1) Детали, совершающие возвратно-поступательное движения. К ним относим массу поршня, массу поршневых колец, массу поршневого пальца и считаем сосредоточенной на оси поршневого пальца - mn.;
2) Детали, совершающие вращательное движение. Массу таких деталей заменяют общей массой, приведенной к радиусу кривошипа Rкp, и обозначаем mк. В нее входит масса шатунной шейки mшш и приведенная масса щек кривошипа mщ, сосредоточенная на оси шатунной шейки;
3) Детали, совершающие сложное плоскопараллельное движение (шатунная группа). Для упрощения расчетов ее заменяют системой 2-х статически замещающих разнесенных масс: массы шатунной группы, сосредоточенной на оси поршневого пальца - mшп и массы шатунной группы, отнесенной и сосредоточенной на оси шатунной шейки коленчатого вала - mшк.
Принимаем:
(70)
0,455 кг;
(71)
0,601 кг;
Таким образом, систему масс кривошипно-шатунного механизма замещаем системой 2-х сконцентрированных масс:
Масса в точке А - совершающая возвратно-поступательное движение:
(72)
1,124 кг;
и масса в точке В, совершающая вращательное движение:
(73)
2,235 кг;
Конструктивные массы, отнесенные к единице площади поршня Fn:
Конструктивная масса поршневой группы:
116 кг/м2; (74)
Конструктивная масса шатуна:
162 кг/м2; (75)
Конструктивная масса колена кривошипа:
200 кг/м2; (76)
0,28; (77)
где D - диаметр цилиндра в мм;
Lш - длина шатуна, Lш=R/l (мм).
Принятые значения заносим в таблицу исходных данных (см. таблицу 4).